За последние несколько дней разогрелось инфополе вокруг FLoC — эксперимента от Google, которым компания хочет заменить куки. Сегодня куки, как и 20 лет назад, используются для сбора и хранения данных о пользователях, что позволяет монетизировать их в рекламных целях. Но ландшафт рынка и повесточка поменялись: всё больше данных пользователей остаются в руках корпораций, часты утечки, они переживают о приватности, сбор данных начинают регулировать государства (так появились уведомления о сборе кук, задолбавшие вас на каждом сайте) — короче, всяко видно, что инструментарий надо менять, на старой резине тут уже никуда не доедешь.
Под шумок борьбы за приватность рынок хочет устроить тихий передел — и вот идея Google была в том, чтобы снизить детализацию сбора данных о пользователях, но сконцентрировать этот процесс в своих руках. С правдой не поспоришь: у Google Chrome порядка 2/3 мирового рынка браузеров, и изменения, которые проводит Google в рамках отказа от сторонних кук, касаются всего мира и всей индустрии.
Но индустрия не спешит их принимать: The Verge
опросило ряд браузеров, и некоторые прямо высказываются против FLoC, некоторые аккуратно обходят острые углы. А вчера масла в огонь подлил WordPress, на чьей основе работает порядка 40% сайтов в интернете — разработчики системы
заявили, что будут относиться к FLoC как к угрозе безопасности, и по умолчанию заблокируют сбор данных о пользователях (но владельцы сайтов смогут разрешить его). Если лень читать источники на английском, а хочется углубиться в детали, хороший
обзор на русском на vc.ru.
Интересная мысль в материале The Verge запрятана в конце текста. Вся вот эта свистопляска — это не только недоверие Google как к гиганту, который на публику говорит одно, а на деле интересы его в другом. Когда интернет был молодым, а трава была зелёной, все компании в интернете работали более-менее на одинаковых правах — пока не сконцентрировали в своих руках такие базы пользователей и денежных потоков, что смогли начать процесс федерализации интернета.
Если Китай может ввести свои правила для своих граждан в интернете и оградить их от нежелательного контента, а Россия тестирует суверенизацию и пытается обязать компании хранить персданные россиян локально в России, чем их хуже корпорации с выручкой, сравнимой с бюджетами отдельных стран? Они тоже находятся в процессе огораживания: в одном walled garden от компании Apple запрещают использовать идентификаторы устройств их пользователей для таргетирования (эти данные остаются в руках у Apple), в другом — вырубают куки, разгоняя историю про их устаревание и несекьюрность, на замену предлагая своё решение в виде FLoC. Может, что-то похожее устроит и Facebook, только у них нет контроля над железом и ОС.
А в итоге мы получаем интернет, который всё больше делится на не пересекающиеся друг с другом кусочки.