#утренняяреплика
«Яндекс» запустил в закрытое тестирование свой социальный сервис «Аура». Доступ к нему осуществляется исключительно по инвайтам, количество которых было ограничено пятью на каждого пользователя. Ажиотаж вокруг сервиса поднялся неслабый, и на выходных некоторые предприимчивые люди, развернув собственную сеть ботов, даже начали торговать приглашениями. Все это закончилось тем, что регистрация новых пользователей была закрыта. Но это произошло уже тогда, когда интерес к «Ауре» начал иссякать. Все-таки количество журналистов и друзей сотрудников «Яндекса» ограничено.
«Аура» не является социальной сетью. Ни в прямом, ни в переносном смыслах. Собственно, это попытался объяснить Григорий Бакунов в радиопередаче «Точка», но получилось у него, откровенно говоря, плохо. Быть может тому виной, что перед этим умная колонка «Яндекс.станция» в прямом эфире отказалась включать радио и тем самым продемонстрировала, что мизерный объем в 5000 проданных устройств обусловлен не только проблемами с поставкой заказанных колонок, но и с тем, что сама колонка работает так себе. Но, скорее всего, ни Григорий, ни сам «Яндекс» не ожидали такого наплыва пользователей. Которые, к тому же, сильно отличаются от обычной аудитории «Дзена», то есть имеют зачатки интеллекта и критический взгляд на вещи.
Есть мнение, что причиной такого наплыва стала слегка подзабытая система инвайтов, сама по себе создающая налет элитарности и исключительности. Тем не менее, на память приходит лишь один проект, который вырос на системе инвайтов и сумел пережить переход к открытой регистрации. Это Gmail, которым сегодня пользуется огромное количество человек. Возможно, дело все в цели ограничения количества пользователей. Gmail развивался постепенно, наращивая серверные мощности и инвайты были лишь инструментом сдерживания нагрузки. Какие цели преследовал «Яндекс» неизвестно, зато известно, что как серверных мощностей, так и денег у этих ребят как у дурака фантиков. Много.
Что же такое «Аура»? Вы будете хохотаться, но это не более, чем новая реинкарнация «Дзена». Контент-платформа «Дзен» предполагает более-менее длинные тексты (есть формат карточек, но он сильно уступает по популярности), иначе не получится напичкать достаточно рекламы. Почесав себе что-то, в «Яндексе» решили развить успех «Дзена» с его уникальными методами лечения геморроя огурцом (не отрывая от ботвы!) и прочим кликбейтом. Пользователи «Ауры» должны делиться собственным контентом в мини-формате – мысли, тезисы, цитаты великих, фоточки и все в этом духе. А генерируемый ими контент будет демонстрироваться другим пользователям. Которые будут удовлетворять свою страсть к цифровой прокрастинации. Недаром же «Аура» ставит производство контента пользователем превыше потребления – вы можете самостоятельно создавать посты, но читать вы будете то, что решит показать вам таинственный алгоритм.
Алгоритмы – это фетиш «Яндекса». В компании уверены, что, во-первых, их алгоритмы уникальны, и, во-вторых, они делают все на благо пользователя. Если послушать Григория Бакунова, это действительно так. Но дьявол кроется в деталях. Когда евангелист «Яндекса» заявляет, что его музыкальный сервис конкурирует не с Apple/Google Music, а Spotify, хочется орать в голос. Причина проста, в «Яндекс.Музыке» нет премиального контента, ведь за него надо платить. Это не в ДНК «Яндекса», давно пересевшего с иглы профессионального контента на лицо авторов «Дзена». Но мы сейчас не о «Музыке», к ней мы обязательно вернемся.