Size: a a a

Культурный

2019 April 10
Культурный
Интерес Фрейда к колдовству, одержимости и прочим подобным феноменам имеет долгую историю.
Возможно, этот интерес стимулировала его стажировка в парижской клинике Сальпетриер в 1885–1886 годах.
Сам Шарко уделял большое внимание историческим аспектам невроза, о чем неоднократно упоминается в “Отчете” Фрейда о его визите в Париж (1886). В начале лекции XVI в первом цикле переведенных Фрейдом лекций Шарко (1886) есть описание случая одержимости в шестнадцатом столетии, а в седьмой из «Lecons du Mardi» из второго цикла переведенных  Фрейдом лекций (1892– 1893) – обсуждение истерической природы средневековой “демономании”.
Более того, в некрологе Шарко (1893) Фрейд уделил особое внимание именно этой стороне работы своего учителя.
Два письма Флиссу от 17 и 24 января 1897 года (Фрейд, письма 56 и 57), в которых обсуждаются ведьмы и их отношения с Дьяволом, свидетельствуют о том, что этот интерес сохранялся; первое из этих писем позволяет заключить, что эта тема ранее уже обсуждалась с Флиссом.

В нем уже высказывается предположение, что Дьявол может быть отцовской фигурой, а также говорится о роли анального материала в средневековых представлениях о ведьмах. Обе эти идеи тесно связаны с темой работы “Характер и анальный эротизм” (1908). От Джонса (1957) мы узнаем, что 27 января 1909 года Хьюго Хеллер, венский книготорговец и издатель, прочел доклад “История Дьявола” перед Венским Психоаналитическим Обществом, членом которого он состоял. К сожалению, мы не располагаем протоколами Общества, но, согласно Джонсу, на этом заседании Фрейд подробно говорил о психологических составляющих веры в Дьявола.

#Фрейд
#психоанализ
источник
Культурный
Про эксплуатационное кино 70-х я рассказывал уже не раз, но тут наконец-то разобрался в том, что такое классический эксплотейшн первой половины века. Написал карточки для сайта Искусства Кино, и там из девяти карточек шесть - про старую классику.

Прежде всего это история про то, как сэкономить на всём и выпустить ленту очень сомнительного качества, но зато провокационную. При этом лайфхаки для борьбы с цензорами включали в себя создание дополнительных пленок (square-up), которые включались только с уходом полицейских с показа, переименование фильмов, а главное - позиционирование этих фильмов как образовательных. Скажи наркотикам нет, сексом лучше вообще не заниматься, вот это всё. Если вы что-то читали про антинаркотическое "Косяковое безумие" и думаете, что это было серьезно, то теперь знайте: это преимущественно стёб и провокация.

https://kinoart.ru/cards/vampirshi-lesbiyanki-duel-na-shpritsah-kosyakovoe-bezumie-istoriya-ekspluatatsionnogo-kino
источник
Культурный
Весной 2020 года Триумфальная арка в Париже будет обернута серо-голубой материей. Это сделает скульптор и художник Христо Явашев. Для него работа станет первой подобной после смерти в 2009 году его жены и соавтора Жанны-Клод. Мы вспомнили, какие еще масштабные арт-проекты и инсталляции современных художников «захватывали» как городские, так и отдаленные от цивилизации пространства.
https://bit.ly/2ImVo4X
источник
Культурный
Мозг и выбор.

Мы постоянно что-то выбираем: от того, какой кофе купить в кафе до того, как себя повести в той или иной ситуации. Но мы ли это выбираем?

Кажется, будто чем богаче выбор - тем лучше, тем мы свободнее, не так ли?

Сегодня существует сотни брендов автомобилей, часов, телефонов, джинс и всего остального. Интересно, что бы мы делали, если бы все товары были безликими, никак не назывались и были без личностных историй и ярких рекламных кампаний? Однако, выбрав для себя бренд, наш мозг практически моментально теряет к нему критичность и начинает искать подтверждение правильности сделанного выбора.

Известно, что наличие широкого выбора имеет как минимум два негативных эффекта:

1. Он, скорее, парализует, чем освобождает. Имея множество вариантов, людям оказывается трудно сделать вообще какой бы то ни было выбор. Многие готовы сколько угодно переносить задачу на "завтра", лишь бы не мучиться с выбором сегодня.

2. Даже если нам удается преодолеть паралич и сделать выбор, мы в результате оказываемся менее удовлетворены результатами сделанного нами выбора, чем если бы мы имели меньше вариантов для него.

Этому есть три причины.

1. С таким огромным ассортиментом телефонов, если вы купите один и он окажется не идеальным, очень легко представить, что вы могли бы сделать другой выбор, который был бы лучше. Получается, что воображаемая альтернатива заставляет вас сожалеть о решении, которое вы приняли, и это сожаление уменьшает удовлетворение, которое вы испытываете от своего выбора, даже если это был хороший выбор. Чем больше у вас вариантов, тем легче сожалеть о чем угодно, что вас не устраивает в том выборе, который вы сделали.

2. То, что экономисты называют стоимостью упущенных возможностей. Еще Дэн Гилберт говорил: "то, насколько мы ценим вещи зависит от того, с чем мы их сравниваем". Таким образом, когда альтернативных вариантов для оценки много (и они стоят дорого), очень легко представить себе привлекательные стороны отвергнутых альтернатив и это делает нас менее удовлетворенными тем вариантом, на котором мы остановили свой выбор. Стоимость упущенных возможностей уменьшает удовлетворение, получаемое от сделанного выбора, даже если он и необычайно хорош.

Когда вы решаете что-то делать, в тот же самый момент вы выбираете не делать все остальное. А ведь все остальное имеет множество притягательных сторон.

3. Рост ожиданий. При наличии множества вариантов, ожидания возрастают настолько, что один-единственный выбранный вариант не приносит удовлетворения.

Рост числа человеческих возможностей не приводит ни к чему иному, кроме как к росту ожиданий того, насколько хороши эти возможности могут быть. И это приводит к тому, что люди становятся менее удовлетворенными результатами, даже если эти результаты хороши.

Может показаться, что раньше, когда все по факту было хуже, было на самом деле лучше - а причина этого кроется в том, что у людей была возможность быть приятно удивленными. В настоящее время можно лишь надеяться на то, что вещи будут так хороши, как мы того ожидаем. Проблема в том, что ожидания находятся на заоблачных высотах.

А еще вопрос ответственности: если вы выбираете что-то не очень хорошее - виноваты только вы, поскольку при наличии огромного выбора у вас нет оправданий для самого себя.

Поэтому, делая выбор, стоит сконцентрировать внимание не на всех, а лишь нескольких альтернативах. Именно это и позволит принять максимально правильное решение: потому, что если вы можете купить все, что угодно, или повести себя как угодно, то ваш мозг заставит вас покупать то, к чему вы привыкли и вести себя так, как привыкли.

#мозг, #выбор, #когнитивныестили, #нейромаркетинг, #когнитивныискажения, #Филатов
источник
Культурный
История профессора, который утверждал что экстази не опаснее занятий конным спортом (и был в досточтоной степи прав):
https://ru.wikipedia.org/wiki/Натт,_Дэвид
источник
Культурный
Удивительная книга #приветизгмира

Scheuchzer, Johann Jacob.
Kupfer-Bibel, in welcher die Physica Sacra oder geheiligte Naturwissenschafft derer in der heiligen Schrifft vorkommenden natürlichen Sachen… Augsburg und Ulm, Christian Ulrich Wagner, 1731.
=
Шейхцер, Иоганн Якоб.
Библия в эстампах, в которой объясняется и оказывается Священная Физика, или священное естествознание – описание естественноисторических предметов, упомянутых в Священном Писании… Аугсбург и Ульм, Кристиан Ульрих Вагнер, 1731.

Иоганн Якоб Шейхцер (1672-1733) - швейцарский натуралист, естествоиспытатель
и путешественник. Автор более тридцати научных работ в области изучения ископаемой флоры и фауны Швейцарии. "Physica Sacra" была задумана Шейхцером как объяснение и комментарий к Библии с естественнонаучных позиций. Он лично следил за выполнением иллюстраций, основой для которых часто служила его собственная коллекция находок.

По мнению искусствоведа и историка литературы Курта фон Фабер дю Фор, "В фундаментальной работе Шейхцера, "Physica Sacra", барокко достигает, как в философском, так и в художественном отношении, своей высшей точки и своего заключения".
источник
Культурный
источник
Культурный
источник
Культурный
источник
Культурный
источник
Культурный
источник
Культурный
источник
Культурный
источник
Культурный
источник
Культурный
источник
Культурный
Отдельного внимания заслуживают чертежи ковчега и Вавилонской башни
источник
Культурный
источник
Культурный
Первый том этой библии можно полистать на сайте e-rara.ch: https://www.e-rara.ch/zut/content/pageview/2962698
источник
Культурный
источник
Культурный
источник