Редакция «Пиастров» наконец добралась до книги Дэвида Грэбера «Долг: первые 5000 лет». Мы еще непременно поделимся своими соображениями по ее поводу, пока же — одна небольшая деталь.
В третьей главе Грэбер затрагивает интерпретацию «Волшебника страны Оз» Фрэнка Баума (1900) как политической сатиры. Тут надо сразу сказать: Баум был политическим активистом и журналистом, но «Волшебника» писал, похоже, всё-таки как детскую сказку. Политические аллегории, а также шутки о президенте Теодоре Рузвельте и нефтяном магнате Джоне Рокфеллере возникли в мюзикле по мотивам книги, который появился в 1902 году, и их туда вписали соавторы Баума, судя по всему, против его воли. Интерпретация, которую Грэбер представляет чуть ли не как общепринятую, появилась лишь в 1964 году в статье школьного учителя Генри Литлфилда (
https://www.shsu.edu/his_rtc/2014_FALL/Wizard_of_Oz_Littlefield.pdf). Мало кто из современных литературоведов принимает эту интерпретацию всерьез. Но вот, например, историк Квентин Тейлор — принимает (
http://www.usagold.com/cpmforum/wizard-of-oz/).
Необходимая предыстория. До 1873 года в США любой человек мог принести на монетной двор золото или серебро в слитках и получить в обмен соответствующее количество золотых или серебряных монет. Обменный курс золота и серебра был фиксированным. Доллар обеспечивался запасами золота и серебра. Это называлось биметаллический денежный стандарт. По Закону о монете 1873 года, обмен серебра прекращался. Фактически это означало отказ от биметаллизма и переход на золотой стандарт. Поскольку золото реже и дороже серебра, это означало сокращение денежной эмиссии и, соответственно, подорожание денег (дефляцию — процесс, противоположный инфляции). Цены стали падать, производство становилось невыгодным, кредиты дорожали, бизнесы закрывались, безработица росла. В 1880-е годы ходили разговоры об отказе и от золотого стандарта и полном переходе на «гринбэки» — бумажные деньги, которые ходили с 1862 года и обеспечивались обязательством правительства США принимать их в казну наравне с деньгами, обеспеченными золотом. («Гринбэки» — фиатные деньги, подобные почти всем современным деньгам.) До 1929 года Великой депрессией в Америке называлась депрессия 1870-х – 1890-х годов.
Знаменосцем борьбы за возвращение к биметаллизму в 1890-е годы стал Уильям Дженнингс Брайан, бывший конгрессмен от Небраски, прозванный «Великий простой человек» (The Great Commoner). Демократическая партия выдвигала его кандидатом в президенты в 1896 и 1900 годах. Оба раза его не без труда победил республиканец Уильям Маккинли, бывший губернатор Огайо.
Так вот, «Волшебник страны Оз» в интерпретации Литлфилда-Тейлора. Дороти — это американский народ, «простой человек» из Канзаса (по-русски она была бы из Урюпинска). Тото — это Общество трезвости (англ. teetotaler — трезвенник), мощнейшая общественная организация в США, бастион популизма, прогрессизма и, кстати, раннего феминизма. Ураган — это триумф популистского движения на Среднем Западе в 1890-е годы. Злая ведьма Востока, раздавленная домиком Дороти, — это Уолл-стрит (следите, как разворачивается метафора?). Дорога из желтого кирпича — это золотой стандарт, а ведет она в Изумрудный город, т. е. к зеленому «гринбэку» — деньгам, не имеющим реальной ценности. Волшебник, который правит Изумрудным городом, оказывается мошенником, — тут, кажется, комментарии излишни.
Далее, Страшила — это американские фермеры, которым не хватает мозгов осознать собственные интересы. Железный дровосек — это рабочий класс, доведенный до полного расчеловечивания Злой ведьмой Востока, т. е. большим бизнесом Восточного побережья. Наконец, Лев — это Уильям Дженнингс Брайан собственной персоной: потенциал у него большой, но из-за трусости ему так и не удалось его реализовать.
В самом начале Дороти получает в подарок серебряные башмачки, но никто не знает, что с ними делать. В конце выясняется, что в них, т. е. в серебряных деньгах, и есть спасение.