Size: a a a

Культурный

2019 April 13
Культурный
Лицо Беса, домашнего божества египтян, покровителя женщин и детей. Его часто изображали на разных предметах домашнего обихода, в том числе на кувшинах. Музей Гарстанга (Ливерпуль), без даты.
источник
Культурный
вероятность летального исхода измеряют микромортами, шансами на миллион, и эти точные цифры многое просветляют

например, для скайдайвинга (по американской статистике) риск составляет 8 микроморт на прыжок, а в случае убийств – 48 за год. очевидно, что пережить год – как шесть раз выпрыгнуть из самолета
источник
Культурный
С днём космонавтики, камрады!
Сегодня (и завтра) незапланированный пост, у меня горит, тащите тазик с водой. Посмотрел я тут краем глаза кино, "Зорге" называется. Всё, что я скажу дальше, не относится к реальным людям, разведчикам, работавшим на местах, рисковавшими своими жизнями и часто даже погибшими. Это пост не про них, а про разведку как таковую.
Сейчас (и уже давно и успешно) создаётся миф о прекрасной советской разведке, предупредившей руководство страны о начале войны. Штабные крысы и сельский дурачок Сталин проигнорировали предупреждение,поэтому война началась для нашей страны катастрофически.
Очень трудно мне писать эту статью, не используя ругательств. Альфа и Омега - советская разведка полностью провалилась и прокараулила начало войны. Обсуждать нечего. Но мы обсудим.
В сегодняшнем фильме Зорге, рискуя жизнью, предупредил о скором (через три дня) начале войны. Блин! Три дня! Вот представьте себе военную часть, расположенную где-нибудь в Поволжье. Им надо расконсервировать танки, половина из них не заведётся сразу, надо будет починить сломанные (добыв где-то запчасти). Надо пополнить часть призывниками, хоть как-то познакомить их с командирами и друг с другом. Надо перебросить людей и технику по железной дороге на фронт, привезти туда же с дальних складов топливо и боеприпасы. И всё это надо проделать в условиях хаоса в управлении и на коммуникациях. Три дня, вы серьёзно? На это надо недели три минимум! В другом фильме и вовсе директива в войска отправляется в ночь на 22 июня, и выясняется, что директива-то опоздала!
источник
Культурный
Вообще, начнём с того, немцы без дела не сидели и активно отправляли всеми каналами дезинформацию. Наша разведка весь этот спам передавала "наверх". Ну да, блин, предупреждали они, что война начнётся, а то "наверху" дураки сидели и не догадывались, что война будет. Стали был кем угодно: параноиком, тираном, но он точно не был дураком, дураков он расстрелял в 1936-39 годах. Он нисколько не сомневался, что война будет, и готовился к ней. А разведка доносила, например, что "война начнётся 15 мая". Но 15 мая прошло, а войны не было. Да и вообще, календарный план немцами был утверждён 1-го июня. Как можно было называть какие-то даты нападения до этого?
Вдоль границы с СССР были расквартированы многочисленные немецкие части. Их можно было счесть за немецкий заслон от нашего нападения. Ну, а почему нет? Так вот, наша доблестная разведка не заметила насыщения этих войск ударными частями (танками и авиацией) в последние дни перед войной. Разумеется, наши генералы могли спокойно смотреть на немецкие пехотные части, стоящие у границы. Те стояли без движения год, чего их бояться? А приехавшие танки наша разведка не заметила!
Или вот ещё, лично товарищ Сталин считал, что основные действия развернутся на Украине, а у немцев сильнейшей была группа армий "Центр", направленная на Москву. Блин, а где разведка, почему не предупредили?
В общем, Альфа и Омега - наша разведка полностью провалилась и прокараулила начало войны.
источник
Культурный
Помню, когда был в Лхасе, мне очень понравились очертания тибетского письма. А тут сети принесли картинки тибетской музыкальной нотации, тоже очень красиво. Почитать подробнее можно тут: bit.ly/2UkFIBG. А ещё нашёлся занятный твиттер-канал Musical Notation is Beautiful: https://twitter.com/NotationIsGreat
источник
Культурный
Редакция «Пиастров» наконец добралась до книги Дэвида Грэбера «Долг: первые 5000 лет». Мы еще непременно поделимся своими соображениями по ее поводу, пока же — одна небольшая деталь.

В третьей главе Грэбер затрагивает интерпретацию «Волшебника страны Оз» Фрэнка Баума (1900) как политической сатиры. Тут надо сразу сказать: Баум был политическим активистом и журналистом, но «Волшебника» писал, похоже, всё-таки как детскую сказку. Политические аллегории, а также шутки о президенте Теодоре Рузвельте и нефтяном магнате Джоне Рокфеллере возникли в мюзикле по мотивам книги, который появился в 1902 году, и их туда вписали соавторы Баума, судя по всему, против его воли. Интерпретация, которую Грэбер представляет чуть ли не как общепринятую, появилась лишь в 1964 году в статье школьного учителя Генри Литлфилда (https://www.shsu.edu/his_rtc/2014_FALL/Wizard_of_Oz_Littlefield.pdf). Мало кто из современных литературоведов принимает эту интерпретацию всерьез. Но вот, например, историк Квентин Тейлор — принимает (http://www.usagold.com/cpmforum/wizard-of-oz/).

Необходимая предыстория. До 1873 года в США любой человек мог принести на монетной двор золото или серебро в слитках и получить в обмен соответствующее количество золотых или серебряных монет. Обменный курс золота и серебра был фиксированным. Доллар обеспечивался запасами золота и серебра. Это называлось биметаллический денежный стандарт. По Закону о монете 1873 года, обмен серебра прекращался. Фактически это означало отказ от биметаллизма и переход на золотой стандарт. Поскольку золото реже и дороже серебра, это означало сокращение денежной эмиссии и, соответственно, подорожание денег (дефляцию — процесс, противоположный инфляции). Цены стали падать, производство становилось невыгодным, кредиты дорожали, бизнесы закрывались, безработица росла. В 1880-е годы ходили разговоры об отказе и от золотого стандарта и полном переходе на «гринбэки» — бумажные деньги, которые ходили с 1862 года и обеспечивались обязательством правительства США принимать их в казну наравне с деньгами, обеспеченными золотом. («Гринбэки» — фиатные деньги, подобные почти всем современным деньгам.) До 1929 года Великой депрессией в Америке называлась депрессия 1870-х – 1890-х годов.

Знаменосцем борьбы за возвращение к биметаллизму в 1890-е годы стал Уильям Дженнингс Брайан, бывший конгрессмен от Небраски, прозванный «Великий простой человек» (The Great Commoner). Демократическая партия выдвигала его кандидатом в президенты в 1896 и 1900 годах. Оба раза его не без труда победил республиканец Уильям Маккинли, бывший губернатор Огайо.

Так вот, «Волшебник страны Оз» в интерпретации Литлфилда-Тейлора. Дороти — это американский народ, «простой человек» из Канзаса (по-русски она была бы из Урюпинска). Тото — это Общество трезвости (англ. teetotaler — трезвенник), мощнейшая общественная организация в США, бастион популизма, прогрессизма и, кстати, раннего феминизма. Ураган — это триумф популистского движения на Среднем Западе в 1890-е годы. Злая ведьма Востока, раздавленная домиком Дороти, — это Уолл-стрит (следите, как разворачивается метафора?). Дорога из желтого кирпича — это золотой стандарт, а ведет она в Изумрудный город, т. е. к зеленому «гринбэку» — деньгам, не имеющим реальной ценности. Волшебник, который правит Изумрудным городом, оказывается мошенником, — тут, кажется, комментарии излишни.

Далее, Страшила — это американские фермеры, которым не хватает мозгов осознать собственные интересы. Железный дровосек — это рабочий класс, доведенный до полного расчеловечивания Злой ведьмой Востока, т. е. большим бизнесом Восточного побережья. Наконец, Лев — это Уильям Дженнингс Брайан собственной персоной: потенциал у него большой, но из-за трусости ему так и не удалось его реализовать.

В самом начале Дороти получает в подарок серебряные башмачки, но никто не знает, что с ними делать. В конце выясняется, что в них, т. е. в серебряных деньгах, и есть спасение.
источник
2019 April 14
Культурный
Ходатайственная молитва – это одна из старейших и наиболее распространенных молитв, используемая с целью облегчения состояния. Практикуется многими конфессиями и предполагает, что человек, либо группа людей в установленное время обращаются к Богу от имени другого человека, нуждающегося в помощи.

Научный интерес заключается в попытке ответить на вопрос - есть ли разница в исходе для здоровья у людей, за которых молятся по имени во время их болезни или восстановления после болезни или операции, и за которых не молятся?

Обе группы людей получали обычное, стандартное лечение от своей болезни.
Было найдено десять исследований, в которых было рандомизировано 7646 человек.
Пациенты за которых молились страдали разными заболеваниями. К ним относились лейкемия, проблемы с сердцем, заражение крови, злоупотребление алкоголем, психологические и ревматические заболевания.

В целом, не было существенной разницы в восстановлении после болезни или смерти между теми, за кого молились и за кого не молились.

Итак, ходатайственная молитва и не вредна, и не полезна для больных людей.

Источник https://www.cochrane.org/ru/CD000368/hodataystvennaya-molitva-dlya-uluchsheniya-pri-plohom-sostoyanii-zdorovya

#наука
#медицина
#клиника
#исследование
#религия
источник
Культурный
Why We Post — рассчитанный на пять лет проект команды антропологов из Университетского колледжа Лондона (UCL) про поведение людей разных культур в соцсетях.
https://www.colta.ru/articles/science/10313-facebook-bednyh
Антропологи хорошо знают: если какая-то практика и воспринимается как чужая, а ее создатели вообще не имели вас в виду — не факт, что в вашей культуре не найдется для нее новой переосмысленной функции. Селфи придуман для тинейджеров? Скорее всего, так и есть. Но для бирманских монахов это обязательный элемент паломничества к очередной статуе Будды. А интернет-магазины с доставкой пользуются популярностью у бедных в индийском штате Тамил-Наду не потому, что позволяют сэкономить время, а потому, что делать покупки в реальном магазине для индийца из низшей касты — шанс столкнуться с грубостью со стороны продавцов и других покупателей.

Работодателю выгодно, чтобы вы читали соцсети на рабочем месте: это примиряет с работой, особенно скучной и монотонной, и гасит импульс искать новую.
источник
Культурный
Меня тут опять спросили про математику для взрослых. Мой кружок несколько затух - всë-таки непросто собрать взрослых в будний день (в первую очередь саму себя).

Поэтому давайте я скопирую сюда свой комментарий с рекомендациями.
Добавляйте, если что-то ещë знаете!
Например, я плохо знаю про всякие youtube-каналы, наверняка там что-то интересное есть.

1) Есть Алексей Савватеев, который как раз занимается всякой математикой для взрослых. У него есть и книжка с ужасным названием "Математика для гуманитариев" (но сама книжка хорошая), и видео, и просто лекции бывают. Вот его сайт https://savvateev.xyz/

2) Есть прекрасный детский журнал "Квантик", там, кстати, и физика есть:) Он позиционируется как детский, но я знаю взрослых, которые его с удовольствием читают. Там клëвые статьи, задачки, причëм разного уровня: есть и доступные детям лет 8, и сложные даже для меня:) В общем, есть чем поживиться.

3) Это на английском: youtube-канал математика, который очень понятно и интересно рассказывает про всякие сложные вещи. Какие-то видео могут быть сложны, но некоторые вполне ок. Например, вот это: https://www.youtube.com/watch?v=2SUvWfNJSsM
Сейчас смотрю, у него там и физика есть, но я не знаю, что там за физика. Лажи точно не будет, а вот насколько просто/сложно - не скажу.

4) Что касается всяких популярных книжек, я бы советовала читать Мартина Гарднера. Например, "А ну-ка, догадайся". У него куча книжек, не скажу, что там систематизировано, но довольно интересно и про разные области математики. Такой обзор "интересной математики" с задачами, мозг тоже прокачивает неплохо.

5) Вот про такую штуку слышала: https://vk.com/mathforadults.
Математические семинары для взрослых, делает выпускник МФТИ. Подробностей не знаю, лично с ним не знакома, но, опять-таки, лажи быть не должно.

6) Этого пока нет, но я надеюсь, что Яндекс.Практикум когда-нибудь сделает полноценный курс именно по вот такой математике для жизни:)

7) Еще вот советуют книгу Андрея Михайловича Райгородского и Нелли Литвак. Называется книга "Зачем нужна математика?".
источник
Культурный
Такие шрамы и оспины оставила на земле Франции битва на Сомме. Сто лет прошло, а раны так и не затянулись.
О беллигеративных ландшафтах написала географ Мария Ялбачева.
elementy.ru/link/t/belligerativelandscape
источник
Культурный
Сегодня ночью можно будет посмотреть первую серию финального сезона «Игры престолов». А пока предлагаю вам оживить в памяти прошлые сезоны и узнать (если вы еще не знали) об исторических параллелях этого выдающегося сериала. Джордж Мартин, надо сказать, очень даже неплохо был знаком с источниками, когда писал свою сагу #средневековье #кино
https://zen.yandex.ru/media/historygothy/12-istoricheskih-parallelei-igry-prestolov-5cb278bc56b8c500b7ad04f5
источник
2019 April 16
Культурный
Не получается ни сосредоточиться, ни отвлечься, ни осмыслить и примириться. Перебираю другие примеры необратимых потерь, которые пришлись на мою не такую уж долгую жизнь: статуи из Бамианской долины, геоглифы Наска, по которым походили гринписовцы, церковь в Кондопоге, белорусские синагоги.
С другой стороны, как справедливо сказал Воскобойников, камни не горят, но помнят руки средневековых архитекторов; и Спас Нерукотворный из Андроникова монастыря, и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском — храмы-фениксы, которые не были стерты, несмотря на то, что пережили разрушение. Так что надежда есть.
Еще вспомнили с Игорем две утешительные книги — «Памяти убитых церквей» Пруста и «Естественную истории разрушения» Зебальда.
источник
Культурный
Европейские математики и физики доказали, что концентрация внимания у типичного современного человека действительно значительно снизилась за последние годы. При этом в растущей "клиповости" сознания виноваты не только социальные сети "Мы изучали не индивидуальные, а коллективные особенности концентрации внимания – на этом уровне, действительно, способность человека фокусироваться на одном предмете резко снизилась. ", — заявил Сун Леманн (Sune Lehmann) из университета Копенгагена (Дания).
Экономист Герберт Саймон. Примерно в то же время он заметил, что избыток информации заставляет человека расценивать свое внимание как ценный и конечный ресурс. Стремление "экономить" его мешает людям глубоко и долго воспринимать новые сведения и принимать осознанные решения.
Леманн и его коллеги нашли несколько интересных подтверждений того, что клиповое мышление действительно существует, но при этом они усомнились в исключительной роли интернета в его рождении.
К примеру, в 2013 году самые популярные хэштеги в Twitter, Reddit и других социальных сетях оставались в топе примерно 17 часов, тогда как всего через три года их типичные сроки жизни сократились до 12 часов. Вдобавок, резко сократилось время, необходимое для "разгона" нового хэштега, а также выросла скорость падения его популярности после достижения пика.
Открыв эту тенденцию, математики и физики проверили, существовало ли нечто подобное в других информационных средах. Для этого они собрали и проанализировали статистику по тому, как часто пользователи искали информацию о различных книгах, фильмах и телепередачах в Google, а также покупали и обсуждали всю эту продукцию.
К большому удивлению исследователей, никаких существенных различий они не зафиксировали – популярность книг, кинокартин и даже научных работ менялась абсолютно так же, как и у хэштегов в социальных сетях. Это говорит о том, что в развитии "клипового сознания" виноваты не только социальные сети и интернет, а общая информационная перегрузка общества.
источник
Культурный
Собор, конечно, является свидетелем всех важнейших событий Франции и впечатляет своей древностью. Начнем с того, что он был построен на месте старого римского храма. Некоторые из сохранившихся останков сооружений былых эпох можно увидеть, посетив археологический музей «Крипта паперти Нотр-Дам».

Во время Французской революции он был разграблен. Революционеры расхитили все ценное и большинство мебели, разрушили алтари и статуи, а также обезглавили некоторые скульптуры.

Вскоре после этого Нотр-Дам-де-Пари стал «Храмом разума». Так называемый Культ Разума был новой религией, которая была введена во время революции, чтобы заменить христианство и продвигать ценности новой республики, такие как равенство и свободу.

Виктор Гюго написал свой шедевр «Собор Парижской Богоматери», потому что хотел спасти собор, который в то время находился в настолько плохом состоянии, что власти Парижа собирались его снести. Благодаря этому роману собор был сохранен и восстановлен.
источник
Культурный
Помочь лучше понять что происходит у нас сегодня в лентах в соцсетях нам сможет австралийский экономист Дэвид Тросби, придумавший для современной урбанистики в 1999 понятие культурный капитал.

Что же происходит и почему Собор сгорел в Париже, а волнуются и переживают от 5-ой буровой до Покрова-на-Нерли? Ведь любой российский урбанист или градозащитник может сейчас в качестве реакции на обсуждение начать говорить о том, что у нас в России-то вона сколько всякой архитектуры и культурного наследия сгорает и иным образом исчезает. Дескать, на свои соборы обратите внимание.

Все верно, на свои соборы можно и нужно обращать внимание, но важно из истории с Собором Парижской Богоматери понимать с чем мы имеем дело, и как правильно это внимание обращать.

Дэвид Торосби ввел в оборот теорию четырех капиталов в городской среде. Он говорит о том, что каждый объект в городе может быть оценен с точки зрения его экологического капитала, физического капитала, социального капитала и культурного капитала. Экологический капитал это вода, воздух, почвы и их состояние вокруг объекта. Физический капитал это площади, надежность объекта вот это всё.

В контексте Собора нам эти два капитала мало интересны. Но нам интересны:

1. Социальный капитал - социальные связи и доверие
2. Культурный капитал - ценности, которые бывают пространственные и непространственные.

Начнем с ценностей. Это такие качества, например истории, культуры,отношений, которые можно попробовать протестировать на предмет их прикольности или, говоря научным языком, их можно to evaluate, подвергнуть оценке. Скажем, этим регулярно занимаются градозащитники, пытаясь рассказать более широкой общественности,что палаты XVI века это круто, а собор XVII века совсем круто.

Но ценности так работают, что сами по себе они не стоят ничего. Они работают тогда, когда циркулируют по разветвленным паутинам социального капитала. Широким сетям доверительных связей. В этом во многом, секрет успеха Том Сойер Феста - фестиваль в первую очередь работает с социальными связями и доверием, которые уже потом помогают поддерживать ценность исторической застройки.

Ну так вот про социальные связи и доверие. Если начать строить модель социального капитала Нотр Дам де Пари, то очень быстро станет понятно, что вообще-то в нем довольно мало архитектуры как таковой, готики как таковой. Это не eye-candi для специалистов, хотя и тоже она. Зато очень много культурных ценностей, важных для россиянина. Это и книжка Виктора Гюго, хорошо переиздававшаяся в СССР (интересно -  суммарные тиражи получились больше чем на родине автора?), потом   Дисней и мюзиклы по книжке. Конечно же на Нотр Дам переносилась идея Парижа как чуть ли не главной заграницы для постсоветского человека. Потому что узнаваемый силуэт Собора позволял точно маркировать при демонстрации пленочных фотографий в альбоме - "Это я в Париже!".

Точно так же неповторимо узнаваем Сакре Кёр, но явно социально дальше от постсоветского горожанина. Если бы пожар случился в нем, то мы бы вряд ли так сильно распереживались. И вот тут мы подходим к различению Дэвидом Тросби пространственных и непространственных ценностей. Обрушившийся Речной вокзал в Твери, взорванная телебашня в Екатеринбурге, заросшие руинированные Торговые ряды в Кимрах - это далекие от нас в целом пространственные объекты. Они могли играть значимую роль в жизни местных сообществ, но в Австралии, Канаде, Владивостоке и Краснодаре про них скорее всего ничего не слышали.

Непространственные ценности, такие как Собор Парижской Богоматери, Большой Театр, Статуя Свободы - это объекты, с которыми у людей по всему земному шару что-то связано. Причем, скорее всего, 99% людей, у которых с ними что-то связано ни разу не были не то что в городе, но даже в стране их расположения. А это не важно, когда есть литература, мюзиклы, комиксы, компьютерные игры, денежные знаки, национальные комплексы и коллективные мечты. Именно эти структуры структуры социального капитала позволяют быть уверенными, что Нотр Дам будет отреставрирован в самом лучше виде и всё с ним будет в порядке.
источник
Культурный
Александр Иванович Сидорова прислал «гигараму» — вид сверху на собор.
Можно вертеть, увеличивать и заглядывать сквозь крышу
https://gigarama.ru/notredame/
источник
Культурный
New York Magazine: исчерпывающие ответы на вопросы о правильном питании

Все виды живых существ на нашей планете в том или ином виде употребляют пищу, но лишь человечество ломает голову над тем, что есть и как делать это правильно. Современная химия, гиганты пищевой промышленности и модные диетологи в погоне за прибылью делают всё, чтобы запутать нас, хотя простой и подходящий большинству способ питаться давно известен и не является каким-то страшным секретом. В подробном интервью для New York Magazine доктора Девид Кац и Марк Биттман дают исчерпывающие ответы по вопросам правильного питания человека и в пух и прах громят распространённые мифы.

Не забудьте сохранить в закладки!

Мы попросили друзей, читателей и знакомых сделать одну простую вещь: задать нам вопросы о диете и правильном питании, а затем подготовили ответы, основанные на научных знаниях. Не преследуем никакой другой цели, кроме помочь каждому понять, как просто и хорошо питаться.

Фактически, основной подход оптимального питания - диета, состоящая в основном из цельных, полезных растительных продуктов - известен экспертам по питанию уже очень давно. Что постоянно меняется, так это причуды, моды, маркетинговые уловки. Диета может быть разной по общему содержанию жира, глеводов, белков, и все же быть оптимальной.


https://theidealist.ru/eatingright/

#NYMagazine #общество #человек #диета #питание #здоровье #глютен #ГМО #лектины #фастфуд #диабет #рак #целиакия
источник
Культурный
чем страннее язык, тем больше у него редких особенностей, несвойственных другим. это можно определить по данным «мирового атласа языковых структур» (wals), который содержит данные по 2676 языкам и 192 характеристикам для каждого: порядок слов, способ выражения отрицания и т.п.

первое по странности место занимает миштекский трике (мексика), второе – ненецкий. а вот мандаринский, наоборот, анти-чемпион в этой «номинации». он не выделяется примерно ничем, будто все в нем откуда-нибудь да заимствовано или уже передано кому-нибудь

https://corplinguistics.wordpress.com/2013/06/21/the-weirdest-languages
источник
2019 April 17
Культурный
Ровно 50 лет исполнилось, пожалуй, главному антивоенному перформансу XX века — «В постели за мир». Его в 1969 году в своем номере амстердамской гостиницы провели Джон Леннон и Йоко Оно. Так как тема войны и кровопролития тревожит художников по сей день, мы решили вспомнить громкие художественные акции и работы, призывавшие к миру.
https://bit.ly/2KIa80Y
источник
Культурный
источник