Size: a a a

Культурный

2019 July 09
Культурный
УРА, ТОВАРИЩИ! 12 сентября в прокат выйдет первый документальный фильм о самом значительном русском писателе современности Владимире Сорокине «Сорокин трип»!!!

Авторы Антон Желнов (который до этого делал мегауспешные документалки про Бродского и Сашу Соколова) и Юрий Сапрыкина обещают, что концептуалист, разрушитель устоев, сатирик, мистик, пророк и настоящий русский богатырь Сорокин впервые расскажет о собственной жизни с предельной откровенностью.
Эх, чую, трипанем так трипанем из Теллурии через Сахарный Кремль в Манарагу. И никаких золотых рыбок по венам пускать не прийдется - спасибо мастеру!

Также можно приобрести билеты на презентацию картины с участием самого писателя 3 сентября.

https://tsentr-dokumentalnogo-kin.timepad.ru/event/995531/
источник
Культурный
Посмотреть вечером

Прекрасный фильм Red Bull про историю японской музыкальной аппаратуры. В 44-минутном ролике "Playing it Oldschool" диджеи, музыканты, саундпродюсеры и другие люди, профессионально работающие со звуком, рассказывают, как продукция Sony, Panasonic и дочерних брендов этих компаний изменила музыку XX века. К примеру, именно японцев стоит не в последнюю очередь благодарить за развитие хип-хопа и электронной музыки.

https://www.redbull.com/int-en/films/AP-1PB6VN4ZH1W11
источник
Культурный
Нет, не фотошоп. Сто лет назад.

Lady Norman on her scooter, London, 1916

Florence's Autoped was one of the first examples of motorised kick scooters.

https://mashable.com/2015/06/15/1916-suffragette-scooter/
источник
Культурный
​​Последние полгода собираю информацию о религиозных культах. Кроме Буглиози прочел «Хлыст» Эткинда, и там, конечно, такие истории, что Чарли Мэнсону и не снилось. Одна из самых огненных — о секте анабаптистов: «В 1534 анабаптисты захватили власть в немецком городе Мюнстере, который был переименован в Новый Иерусалим. Были переименованы также улицы и дни недели. Бюргеров перекрещивали сотнями; быть неперекрещенным стало преступлением, каравшимся смертной казнью. В городе начался террор. Выжившие называли друг друга „братьями“ и „сестрами“. Лидер восстания, бывший артист, объявил себя Мессией и королем Нового Израиля по имени Иоанн Лейденский.
Вооруженная диктатура нового короля осуществляла полный коммунизм. Все принадлежало всем, и различие между моим и твоим должно было исчезнуть. Сначала было обобществлено имущество эмигрантов, потом тех, кто перекрещивался позже других и, наконец, всех остальных. Хождение денег было отменено; сокрытие излишков было объявлено преступлением; двери домов должны были быть открыты днем и ночью. В общественных столовых горожане бесплатно питались под громкое чтение Ветхого Завета. Остальные книги были сожжены перед кафедральным собором. После краткого периода аскетизма в городе была установлена полигамия по образцу библейских патриархов. Женщины Мюнстера не имели права уклониться от нового брака; несколько самых упрямых были казнены. Иоанн Лейденский имел королеву и еще 15 жен. Город был осажден и успешно выдерживал осаду. Казни следовали ежедневно. Выжидая, анабаптисты надеялись на нечто вроде мировой революции и рассылали агентов-‘апостолов’ по соседним городам. Несколько восстаний анабаптистов вспыхнули, но были подавлены. Поразительно быстро, всего за полтора года, был пройден в Мюнстере весь исторический цикл — от аскетизма до промискуитета; от всеобщего равенства до царской роскоши одних и голода других. В 1535 город был взят».
И это еще не конец — далее Эткинд сообщает, что в конечном итоге, спасаясь от преследований, анабаптисты бежали в Польшу и Россию. Потомки анабаптистов позже организовали новую общину под Черниговом, и там было все было примерно так же, как в Мюнстере, только еще веселее:
Браки заключались «по усмотрению общинного начальства», причем «выбор невесты определялся по жребию».
То есть за свадьбы отвечала теория вероятностей. Вот это я понимаю хороший тамада и конкурсы интересные.
источник
Культурный
Это напомнило мне про одну старую идею.

Что характеризует многие породы собак – они инвалиды. Проблемы с сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной системами – это далеко не весь список того, чем страдают породистые особи. Можно сколько угодно умиляться тому, как корги своими маленькими лапками пытаются куда-то забраться, но вообще это сродни наблюдению за парализованным ниже пояса человеком, ползущим по лестнице.

Отдельно восхищают заводчики мелких собак, у которых время от времени выпадают глаза. Т.е. буквально – вываливаются из черепа. В маленьких черепах глазницам не хватает глубины, так что глазные яблоки держатся там не особо крепко и любая тряска, даже банальный прыжок песеля может привести к этому по истине умилительнейшому конфузу.

Как обычно спорить с владельцами бесполезно. Ведь они "не считают" своих питомцев инвалидами, "любят" их и поощряют их дальнейшее разведение.
Так возникла идея (хотелось бы чтобы социального, но будем честны – ничего не изменится, так что фанового) проекта по превращению питомца в хозяина.

Для этого мы берем изображение усредненной морды волка и сопоставляем ее ключевые точки точкам морды владельца. Дальше вычисляем какие преобразования необходимы, чтобы морда волка приобрела форму морды питомца и применяем эти преобразования к морде владельца. Грэм после такого покажется красавцем.

Т.е. владелец просто грузит фото себя и своего пса – и довольный спамит результатам по всем соцсетям. Может даже аву поменяет! Продолжив умиляться своему мохнатому другу.
источник
Культурный
Синтез речи и мимики лица по тексту, машинный перевод между языками, чемпионство в шахматах и го, идентификация рака по рентгену точнее чем у опытных врачей — объем применений методов машинного обучения может создать иллюзию, что машины становятся умнее. Это не так. Можно натренировать стаю голубей отличать рак по рентгену в 99% случаев. Они не становятся от этого умнее.

Животные догадываются до очень хитрых схем добычи еды. Обезьяны строят башни из коробок чтобы достать банан, вороны наполняют узкую банку с водой камнями, чтобы еда всплыла вместе с повышением уровня воды. Что уж говорить о детях, добирающихся до верхних полок шкафов за конфетами.

Машины пока так не умеют. Задача «добраться до еды в реальном мире» слишком общая. В шахматах и даже в старкрафте речь идет о герметичной системе с довольно четкими правилами. Число возможных ходов ограничено. Вспомните пару анекдотов о смекалке. Они смешны, потому что решения часто парадоксальны и хотя понятны после озвучивания, догадаться до них «поступательным развитием» невозможно.

Так вот, ученые организовали небольшой конкурс на лучший алгоритм для выживания в реальном мире. Видео-анонс классный.

Спасибо Самеру Фатайри за наводку.
источник
Культурный
Неизданный саундтрек Coil к фильму The Gay Man's Guide To Safer Sex. Нестыдный нью-эйдж. https://shop.mentalgroove.ch/album/the-gay-mans-guide-to-safer-sex-2-ost
источник
2019 July 10
Культурный
​​«Роман о кастеляне из Куси» — французский рыцарский роман в стихах, написанный в 70-х гг. XIII века писателем по имени Жакмес (Жакемон). В основе сюжета лежит история о рыцаре, полюбившем жену сеньора де Файеля, и эта любовь (как это часто бывает в средневековых романах) становится причиной их гибели. Рыцарь погибает в Святой земле, завещав передать своей возлюбленной шкатулку с собственным сердцем. Сеньор де Файель, обманутый муж, овладевает шкатулкой и велит приготовить из него жаркое, которое подают его жене. Сцена с «поеданием сердца» — кульминация всего романа. Узнав, что за блюдо ей пришлось отведать, дама клянется, что отныне не притронется ни к одному блюду. Она умирает голодной смертью, а томимый тоской сеньор де Файель отправляется в крестовый поход, где и погибает в стычке с неверными.

Данный роман интересен своим довольно пессимистичным характером повествования, и даже пространные описания турниров, которые поражают своей пышностью и сложностью, не нарушают этого ощущения. «Роман о кастеляне из Куси» относится к т.н. «трагическому» направлению средневековой прозы, для которого характерно представление об истинной любви как страдании. Из всех персонажей с точки зрения внутренних трансформаций и переживаний интересен не столько влюбленный рыцарь — он вообще мало меняется по ходу повествования, всецело поглощенный своим чувством к даме, — сколько сеньор де Файель. Из добродушного и гостеприимного сюзерена, любящего мужа и любителя охоты он превращается в мрачного и мстительного человека, чья вера в существующий миропорядок была полностью подорвана изменой жены. Роман был популярен в Европе, существовали его английская, немецкая «адаптации», а сюжет в общем виде лег в основу некоторых итальянских новелл, в том числе новеллы LXII «Декамерона» Боккаччо.

#culture #literature
источник
Культурный
«В 1854 году, уже будучи одним из ведущих анестезиологов британской столицы, доктор Сноу провел небольшой эксперимент, больше похожий на шалость, дабы подтвердить свою теорию. И шалость удалась. Проанализировав данные по локальной вспышке холеры в районе Сохо, Джон Сноу выяснил, что все погибшие — почти сотня — брали питьевую воду из одной и той же общественной колонки. И тогда доблестный доктор колонку попросту сломал — отвинтил рычаг. И — о чудо! — вспышка резко потухла».

СПИД.ЦЕНТР публикует краткий экскурс в историю развития гигиены и борьбы с болезнями от грязных рук.  
https://spid.center/ru/articles/2465
источник
Культурный
Рубрика "уголок самоорганизации": индийские гигантские пчёлы (Ápis dorsata) эволюционно выработали интересный защитный механизм, известный как shimmering или defense waving. Внешний слой пчёл, покрывающий гнездо, совершает одновременные движения, которые дают макро-волну, похожую на паттерны Тьюринга или на волны, пускаемые болельщиками на стадионах. Большая статья на PLOS про то, как это помогает отпугивать противников (шершней), короткое видео об этом эффекте.
источник
Культурный
времена меняются, и главным ограничителем в общении становится не расстояние, а транспортная связность: на примере нью-йорка продемонстрировано, что люди чаще дружат с живущими на той же линии метро – или с минимумом пересадок
https://www.nber.org/papers/w26029

стоит добавить и расходы времени: подсчитано, что на переход из случайных встречных в добрые знакомые требуется 50 часов общения, еще 40 – на превращение в друга, и в общей сложности 200 часов понадобится потратить на приобретение статуса «близкого друга»
https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/0265407518761225
источник
Культурный
Вторая и заключительная часть статьи об эпидемии псевдонаучных публикаций, которая захватила учёный мир и представляет серьёзную угрозу для развития мирового сообщества.

О том, как одна статья привела к отказу от вакцинации в Японии, что такое список Джеффри Билла, можно ли остановить лженаучные публикации и как за это могут наказать.

https://telegra.ph/Vseyadnye-hishchniki-mozhno-li-obezoruzhit-psevdonauku-07-10
источник
Культурный
Наш ответ Чемберлену: китайское правительство разрабатывает собственную криптовалюту.

Народный банк Китая решил среагировать на Libra от Facebook путём создания государственной альтернативы, которая может быть использована как внутри Китая, так и на международном уровне. В частности, в понедельник  Пекинский университет запустил новую программу, которая, по идее, должна стать платформой для исследования цифровых финансовых продуктов.

Программа получила одобрение от Народного банка Китая и Государственного совета КНР.

http://www.ecns.cn/m/news/economy/2019-07-09/detail-ifzkvtrv5569730.shtml
источник
Культурный
Общество распространения полезных книг опубликовало на сигме редкую статью литературоведа и врача А.М. Евлахова – «Эпилептоидная конституция и анальная эротика», в которой утверждается, что психика, свойственная анальной эротике психоаналитической школы, воспроизводит типичную картину эпилептической психики классических учебников психиатрии.

Статья была издана отдельным оттиском в 1930 году и является редким примером «бакинского» фрейдизма. Автор статьи был магистром всеобщей литературы, путешествовал по Европе для изучения живописи, затем увлекся психоанализом, изучал проблемы психологии творчества с точки зрения фрейдизма и на момент написания опубликованной статьи занимал пост директора 1-ой Психиатрической больницы г. Баку.

https://syg.ma/@myiasis/1930-epilieptoidnaia-konstitutsiia-i-analnaia-erotika
источник
2019 July 11
Культурный
Продолжим о тяготах русской рецепции философии поганской, баламутов науки.

«Не слухай же тых баламутов, которыи тобе вдают, иж будто бы там церковь божия правдивая мела быти, где владза светская з духовною замешалася и где пыха гнездо собе збудовала, где мудрость света сего панует, где философия поганская, Аристотелева наука, слово божие выворочает».

«Историко-полемическое исследование о начале и распространении унии в Литве и Западной Руси и о действиях ее поборников, сочиненное около 1600-1605 гг. некоторым львовским священником, бывшим на Брестском соборе [1596], в предостережение православным». «Акты, относящиеся к истории Западной России», т. 4. СПб., 1851, стр. 235.
источник
Культурный
3,14
источник
Культурный
Как избавиться от меланхолии?

Романтики любили меланхолию: она возвышает человека над толпой и делает творцом. Но до романтизма это состояние считалось заболеванием. В 1621 году английский прелат Роберт Бертон издал 900-страничную «Анатомию меланхолии», Arzamas публикует избранные практические советы.

Мракобесия там много, но это даже любопытно:

Часто страдают меланхолией дети, зачатые и выношенные при определенных обстоятельствах:
— дети, рожденные от слишком старых мужчин;
— дети, зачатые на сытый желудок или в пьяном состоянии;
— дети, матери которых во время беременности предавались меланхолии;     
— дети, зачатые в результате сношений с нечистой (то есть менструирующей) женщиной.

Вот как-то так, пойду разбираться в причинах своей меланхолии.
источник
Культурный
Сторонники идеи ее разнообразия любят критиковать «традиционалистов», ссылаясь на многочисленные антропологические исследования. Действительно, в трудах этнографов можно найти впечатляющие описания причудливых сексуальных практик (как, например, фелляция в качестве инициации юношей), гендерных идентичностей (5 гендеров в некоторых индейских племенах) и семейных правил (моногамия, полигамия и т.д.). Некоторые примеры можно найти и в работах психоаналитиков:
https://kulturologia.ru/blogs/160619/43415/
http://psychoanalysiskharkov.com/ура-любви-роберт-д-столлер/
http://psychoanalysiskharkov.com/психоанализ-и-культура-жильбер-диатк/

Так, Клод Леви-Стросс заканчивает статью «Узнавать других» следующими словами: «[Антропологи] ссылаются на тот факт, что даже скандализирующие нас практики и требования … находят эквиваленты в других обществах, которым от этого живется не хуже. … Их главное желание – убедить людей не препятствовать, довериться той внутренней логике, согласно которой каждое общество создает или исключает семейные или социальные структуры: одни доказывают свою жизнеспособность, другие же становятся источником неразрешимых противоречий, но это проявляется только на практике».

С другой стороны, находятся критики, обвиняющие самих антропологов в чрезмерной увлеченности идеями культурной, языковой, исторической и прочей относительности. Их работы часто выглядят намеренно насыщенными «экзотическими» фактами в ущерб вниманию к универсальным феноменам, общим всем человеческим культурам. Ссылаясь на Д.Э. Брауна, С. Пинкер приводит довольно длинный список таких универсалий. В нем находится место для музыки, игры, интереса к сплетням и числительных в языке. А также здесь имеются: «Различия между матерью и отцом. Категории родства, определяемые в терминах мать, отец, сын, дочь и возрастной последовательности. Бинарные различия, включая мужской и женский пол, черное и белое, естественное и обработанное, хорошее и плохое. … Сочувствие. Сексуальная привлекательность. Сильная ревность на сексуальной почве. Детские страхи, особенно боязнь шума и, в конце первого года жизни — незнакомцев. Боязнь змей. «Эдипов комплекс» (чувство собственности по отношению к матери, холодность в отношении ее супруга)».
https://www.e-reading.club/book.php?book=127337 https://www.mitpressjournals.org/doi/abs/10.1162/0011526042365645

Думаю, дискуссия эта далека от завершения. Более или менее ясно, что природа человеческой сексуальности гораздо более разнообразна и пластична, чем предписывает та или иная культурная мораль. Но бесконечно ли пластична? И не является ли идея свободного выбора – гендерной идентичности, сексуальных предпочтений и т.д. – не больше и не меньше, чем еще одним предписанием?

Источник: Психоанализ и мир.

От себя лично добавлю ещё ссылку https://www.reuters.com/article/us-usa-lgbt-stonewall-psychoanalysts/u-s-psychoanalysts-apologize-for-labeling-homosexuality-an-illness-idUSKCN1TM169

#сексуальность
#психоанализ
источник
Культурный
В декабре 2016 года Институт проблем передачи информации им. А. А. Харкевича Российской академии наук (ИППИ РАН) будет отмечать свое 55-летие. Навстречу этой дате в институте решили запустить медиапроект «Математические прогулки». В формате непринужденной прогулки ученые из ИППИ (а также их коллеги и друзья из других исследовательских центров страны) будут рассказывать о том, как математика живет «в голове» тех, кто ею занимается, и в мире вокруг нас, о ее истории, о знаковых местах на математической карте Москвы, страны и мира.

Увлекая читателя в мир математики, инициаторы проекта ставят простую цель: заразить математикой как можно больше людей вокруг (молодежь — особенно), рассказать о математике простым, живым языком, открыть ученых с их «неученой» стороны: узнать, чем они увлекаются, какие книги читают, о чем думают. Первыми на «прогулку» вышли зам. директора ИППИ, докт. биол. наук Михаил Гельфанд и зав. сектором алгебры и теории чисел ИППИ, докт. физ.-мат. наук Михаил Цфасман.


https://trv-science.ru/2016/02/23/o-bublikah-babushkah-i-korrektiruyushchikh-kodah/
источник
Культурный
Линор Горалик вот сочиняет роман про слона по имени Муса, который, ох, идет по России всех времен сразу. (Роман на похожий сюжет уже есть у португальского писателя Жозе Сарамагу — A Viagem do Elefante 2008 года, русский перевод А. С. Богдановского под названием “Странствие слона” 2011 года, и я почти отчетливо помню, как в свое время, узнав об этом, Линор отказалась от своей идеи, но сейчас она говорит, что прекрасно обо всем знала и это вообще не имеет к Сарамагу никакого отношения; охотно верю обеим версиям.) Но я, собственно, хотел сказать пару слов про использование боевых слонов римлянами.

Римляне, понятное дело, не могли пользоваться итальянскими слонами по причине их отсутствия. Впервые они столкнулись с боевыми слонами, когда воевали с эпирским (греческим) царем Пирром; в битве при Гераклее атака слонов оказалась для римской армии неожиданностью, на следующий год они были лучше готовы и применили антислоновьи устройства: телеги, запряженные волами, с  длинными копьями; горшки с горючей смесью; велиты (специальные диверсионные отряды пехоты), которые швырялись в слонов дротиками и все такое. Пирр опять победил, но это уже была пиррова победа.

Возможно, под впечатлением от успехов Пирра, карфагенские полководцы надрессировали собственных боевых слонов, которых успешно применили в Первой Пунической войне. Во Второй Ганнибал переправил свою армию, включая слонов, через Альпы, но для большинства животных, понятное дело, это оказалось смертельным номером. (Если вся эта история про переправу Ганнибала правдива, где-то в Альпах должны валяться слоновьи скелеты, а то и мумии — вспомним Ötzi.) Оставшиеся слоны успешно выступили в битве при Требии — первом крупном сражении Второй Пунической, закончившемся сокрушительным поражением римлян (слоны распугали римскую кавалерию и их галльских союзников). В битве при Заме, которой закончилась Вторая Пуническая война — это уже происходило в Северной Африке — слаженные римские когорты просто расступились, пропустив сквозь строй слоновью атаку, и слоны промчались, не причинив римской армии никакого вреда.

Римляне с тех пор время от времени использовали боевых слонов, но скорее в качестве курьеза. Македонский историк II века н. э. Полиэн утверждает, что Цезарь использовал слона при вторжении в Британию, и животное, как нетрудно догадаться, страшно напугало тамошних жителей (но не исключено, что он перепутал Цезаря с Клавдием, который уже таки действительно завоевал Британию). Когда в Англии нашли скелет слоноподобного животного, то сначала решили, что это и есть тот слон, но потом поняли, что это мамонт.

Последнее зафиксированное использование боевых слонов в средиземноморском бассейне случилось в 46 году до н. э. в битве при Тапсе (на территории нынешнего Туниса): там республиканские силы под командованием Квинта Сципиона сражались с Юлием Цезарем, и применили слонов; Цезарь велел солдатам своего Пятого легиона рубить их топорами по ногам. Атаку удалось выдержать, и слон с тех пор стал символом Пятого легиона.

Мне интересно вот что. Использование индийских слонов (Elephas maximus) хоть в боевых, хоть в хозяйственных работах — хорошо зафиксированная практика. При этом сведений об использовании африканских слонов (Loxodonta africana) практически нет: не приручаются, и ни одна африканская цивилизация, насколько я знаю, в этом не преуспела. Но у Ганнибала и ко. слоны-то должны были быть африканскими? В чем правда?
источник