
Что у меня есть из монографий по формальной и аналитической теологии.
Это, собственно, "Оксфордское руководство по философской теологии" (оригинал 2009ого года).
Прошло комиссию РПЦ (закатистый смех).
https://www.amazon.com/Oxford-Handbook-Philosophical-Theology-Handbooks/dp/0199596530
И вот это:
Jordan Sobel — Logic and Theism: Arguments For and Against Beliefs in God (Кэмбридж соревнуется: тоже 2009ый).
https://www.amazon.com/Logic-Theism-Arguments-Against-Beliefs/dp/0521108667
Ну и ещё такое, но не в тему, под редакцией Талиаферро:
A Companion to Philosophy of Religion (1999, кажется, и переиздание в 2010ом).
https://www.amazon.com/Companion-Philosophy-Religion-Charles-Taliaferro/dp/1405163577
Ну и раз я вспомнил Талиаферро, тогда ещё вот:
Charles Taliaferro — Consciousness and the Mind of God (оригинал в 1994, потом переиздания).
https://www.amazon.com/Consciousness-Mind-God-Charles-Taliaferro/dp/0521673461
Так вот, что могу сказать про Талиаферро.
Это такой критик логпозитивизма и айеровских работ, который говорит, что критерии, по которым следует считать высказывания когнитивно значимыми (в смысле науки) — слишком жёсткие, тем более что они, как он фактически говорит, отсекают не только моральные и подобные вопросы, но и вопросы о космологических или психологических моделях (в смысле небихевиористских) и об их конкретном научном содержании и статусе.
Ну и бог с ними. В любом случае это такой критик теологического нонкогнитивизма, и именно по этой причине он критикует далее остальное. И ладно: критика нужна всегда. Тем более и ранний вариант нонкогнитивизма (айеровский) действительно бьёт не очень в цель и негибок.
Но что бы он сказал, например, на такое?
Каждое вводимое понятие решает некоторую задачу, вводимую на базе некоторого основания, и сама операция "решает" зависит от такого-то ряда мотивов вводящего и принимаемой им формы коммуникации в рамках того или иного диалога.
Например, в науке — в идеале, это исследовательский тип коммуникации и, как завещал Вебер, мы вводим понятия в попытке решить именно исследовательскую задачу (а не задачу, например, упрощения речи или достижения понимания в ходе обыденного разговора, либо политическую задачу или религиозную — тоже может быть, а то и задачу рыночно поиграть с имеющимся активом знаний, и это тоже бывает).
А основания введения задачи — это те посылки, благодаря которым мы говорим: "Да, вот есть такая проблема".
Так вот, независимо от того, какие у нас мотивы и какой тип коммуникации, будем считать, что хорошие основания — те, которые вводят ограничения на состав понятий и их дальнейшую модификацию. То есть, задача ставится благодаря этим основаниям именно так, что это действительно выглядит задачей со своим проблемным окружением, в ходе решения которой (или в ходе обнаружения её нерешаемости) мы имеем вполне ограниченный набор используемых средств.
Например, задача понимания в ходе обыденного разговора поставлена с хорошим основанием, если мы в ходе работы с задачей в процессе диалога со своей женой не сможем назвать своего сына овощем, а окно с девятого этажа — дверью. Не поймёт. То есть, мы не можем изменить понятие, заключаемое за словом "овощ" или за словом "дверь" так, что.
В свою очередь, когда физики работали с электромагнитными эффектами, понятие электрона постепенно менялось от концепции довольно-таки массивного иона электролиза до того, что есть сейчас — но оно в принципе не могло измениться так, чтобы это начало предполагать обозначать, например, давление в спиртовых растворах или тому подобное. Поскольку это совсем не то и не те задачи.
Кроме того, что задача будет в целом сформулирована, и у создаваемых под неё понятий будут ограничения, мы должны иметь некоторое содержание в рамках этого основания. То есть, те самые посылки. Например, главная посылка задачи понимания — это необходимость коммуникации.