Ночью посмотрел фильм мечты – документально-игровую картину «
Современный траурный обряд», снятую Свердловской киностудией в 1984 году.
Этот уникальный материал приоткрывает нам дверцу в мир позднесоветской погребальной культуры. Снятый в стилистике документальных фильмов, воспевающих уровень развития производства, траурный обряд и трагический голос диктора словно бы вторят фильмам о заводах, современных больницах, достижениях научно-исследовательских институтов.
Фильм в игровой форме показывает нам возможности погребального сервиса, предоставляемого комбинатом ритуального обслуживания. Симпатичный агент, так напоминающий следователя из комитета госбезопасности, выезжает на квартиру к покойному, организует вынос тела и стройный пафос прощания - он дирижер похорон.
Большую часть картины занимает сцена прощания, организованная в Донском крематории. Это редкий момент, когда в храм огня попадает кинокамера. Светильники, выполненные в форме пламени, еще не сняты церковными варварами. Еще стоит и играет орган, отшлифованный человеческой гарью. За спинами актеров видны стены крематория с вмурованными в них урнами – они не завешаны баннерами с иконами, как это можно видеть сейчас.
Дальнейшая часть фильма разбивает обряд на три сюжета – погребение «гробом в землю», погребение урны в земле и погребение в нише колумбария. Играет library music!
При виде венков и бойких агентов в моей системе координат появилась особая радость. Этот фильм – образец и эталон как видели культуру смерти «ритуальщики» 80-х годов. Но из-за игровых моментов фильм воспринимается куда шире, чем его изначальное высказывание. Кино абсорбирует в себе элементы советского детективного кино, производственной и семейной драмы.
Первый документальный фильм, посвященный кремации - «Огненное погребение» (1928?) сняли на студии Белгоскино. Вполне логичным кажется, что «последний» погребальный фильм сняли именно на бунтарской и оригинальной Свердловской киностудии. Многие их фильмы в 80-е годы критиковали советскую действительность через документальное кино. Но в «Современном траурном обряде» нет критики, это чистый идейный продукт – парки добрых воспоминаний, куда сойдут 80-е годы, и рядом всегда будет скромная благодать жилищников, перекочевавших из серии «Без ножа и кастета» на кладбища и в крематории. Тихий элегический пафос, пустой по своей природе, и в ней же апеллирующий к пустоте, еще не ощутил к себе «прикосновения» запредельного ужаса 90-х, но он уже заложен в знаковой структуре фильма настолько крепко, что его эхо с легкостью сквозь года доходит и до нас.
#русская_культура_смерти