С разрешения издательства
"Ганга" публикую фрагмент из книги:
Мадджхима-никая. Часть I / пер. с англ. SV. — М. : Ганга, 2020. — 656 с. — (Палийский канон). Купить книгу:
https://www.labirint.ru/books/725292/"
Витаккасантхана-сутта: Устранение отвлекающих мыслей
Так я слышал. Однажды Благословенный пребывал в Саваттхи, в роще Джеты, в парке Анатхапиндики. Там он обратился к монахам так:
— Монахи!
— Достопочтенный, — отвечали монахи.
Благословенный сказал:
— Монахи, когда монах занимается [тренировкой] высшего ума, то есть пять образов, которым он должен уделять внимание время от времени. Какие пять? <...>
Подавление неблагих мыслей
Если, когда он [монах] уделяет внимание успокоению мысленного формирователя этих мыслей, в нём всё ещё возникают плохие, неблагие мысли, связанные с жаждой, злобой, заблуждением, то тогда, со стиснутыми зубами и поджатым к нёбу языком ему следует сбить, сдержать, сокрушить ум своим умом. Когда он со стиснутыми зубами и поджатым к нёбу языком сбивает, сдерживает, сокрушает ум своим умом, то тогда любые плохие, неблагие мысли, связанные с жаждой, злобой, заблуждением, отбрасываются в нём и затихают. С их оставлением его ум становится внутренне утверждённым, успокоенным, приведённым к единению, сосредоточенным. Подобно тому как если бы сильный человек схватил слабого за голову или плечи, сбил бы его, сдержал, сокрушил его, то точно так же... ум становится внутренне утверждённым, успокоенным, приведённым к единению, сосредоточенным.
Монахи, когда монах уделяет внимание некоему образу... изучает опасность этих мыслей... старается забыть эти мысли... уделяет внимание успокоению мысленного формирователя... сбивает, сдерживает, сокрушает ум своим умом, то тогда любые плохие, неблагие мысли, связанные с жаждой, злобой, заблуждением, отбрасываются в нём и затихают. С их оставлением его ум становится внутренне утверждённым, успокоенным, приведённым к единению, сосредоточенным. И тогда этот монах зовётся хозяином путей мыслей. Он будет думать такую мысль, какую пожелает думать, и не будет думать какой-либо мысли, которой не пожелает думать. Он разрубил жажду, отбросил путы, и с полным проникновением в самомнение он положил конец страданиям. Так сказал Благословенный. Монахи были довольны и восхитились словами Благословенного".
Читать предисловие от переводчика и фрагмент из книги:
https://philologist.livejournal.com/11231387.html