Size: a a a

Культурный

2020 February 06
Культурный
Милая безделушка: сапер на дисковой модели геометрии Лобачевского, замощенной четырех- и пятиугольниками.

https://cdn.warpedmines.com/en/
источник
Культурный
Рубрика «вы, может быть, знали, а я не знал». После скандала 2005-2006 годов, когда датская газета напечатала, а куча других газет перепечатали карикатуры на пророка Мухаммада, иранское издание Hamshahri предложило в ответку провести международный конкурс карикатур на тему Холокоста. Теоретически обоснование было такое, что это такая «проверочка», типа распространяется ли ваша хваленая свобода слова на такие вещи: «Мусульман серьёзно интересует, распространяется ли западная свобода слова на преступления США и Израиля или такие события, как Холокост, или эта свобода годится только на то, чтобы оскорблять святые ценности божественных религий», – написали они. Как выяснилось, распространяется, потому что очень многие карикатуры прислали всякие западные художники – например, одна известная француженка, но вообще иранцы и арабы просто упражнялись в отрицании Холокоста и антисемитизме.

Конкурс официально поддержали тогдашний президент Ирана Махмуд Ахмадинежад – один из самых известных отрицателей, ну и вообще правительство. Один из министров гордо заявил, что конкурс вроде как «разрушил табу на отрицание». Идиот.

По ссылке ниже – работы финалистов. Суть большинства сводится к трем пунктам: 1) нихуя не было; 2) Израиль – наци; 3) жиды прикрываются Холокостом, чтобы мучить мусульман, а те СТРОДАЮТ гораздо больше, выше, сильнее и вообще терпят страшный геноцид прямо на наших глазах. Несмотря ни на что и «как ни странно», что-то из этого даже можно понять, потому что Шоа действительно было, но столь же действительно используется гос-вом Израиль в качестве raison d’être и для легитимации довольно хуевой политики.

Второй такой же конкурс прошел в 2015 году по следам Шарли Эбдо, главная тема – «Нетаньяху = Гитлер». Ну, что поделать.

https://web.archive.org/web/20061218153910/http://www.irancartoon.com/120/holocaust/index.htm
источник
Культурный
Известно, что любимым словом Отто фон Бисмарка было русское «ничего». Однажды лихой ямщик опрокинул сани с железным канцлером, разбив тому лоб, а в ответ на угрозы утер высокопоставленное лицо снегом, бормоча одно слово: «Ничего».

В последствии Бисмарк признавался, что в трудные минуты испытывал облегчение, говоря себе по-русски: «Ничего!»

Интересно, что в японском есть похожее слово, «сиката-най», которое можно перевести как «С этим ничего не поделаешь». Так японцы совсем по-русски выражают смиренное принятие произошедшего.
источник
Культурный
там вот такая картинка, если лень открывать ссылку. очень люблю акронимы в астрономии
источник
Культурный
Оказывается, у производных высоких степеней тоже есть свои названия.
источник
Культурный
Начнем субботнее утро с актуальных вопросов.

Кох. Что мне пить: водку, вино, пиво или воду, чай, кофе или шоколад? : Соврем. взгляд на пользу и вред этих напитков : Ясное и определенное указание к предпочтительному употреблению того или другого напитка, сообразно телосложению, темпераменту, возрасту и образу жизни... / Соч. докт. Коха. — Москва : Г. Т. Бриллиантов, 1900. — 64 с.; 17.

Скачать книгу на сайте ОРПК
источник
Культурный
How people in Chechnya choose between three different legal systems — official law, religious rules and traditional norms (Adat) in different situations. It is impressive that each of legal systems predominates in at least one of the situations.

Lazarev also finds a significant gender difference in the use of different legal traditions. For example, women are becoming more likely to use state laws where religion and tradition has always predominated. The use of state legal system allows women to gain more rights in child custody and domestic violence cases.

//Lazarev, Egor. Laws in Conflict: Legacies of War, Gender and Legal Pluralism in Chechnya. World Politics. https://www.cambridge.org/core/journals/world-politics/article/laws-in-conflict-legacies-of-war-gender-and-legal-pluralism-in-chechnya/6CFD85DA8F0EB06251F3B696A31E4FAB
источник
Культурный
В 1932 году советский художник Александр Тышлер и театральный режиссер Всеволод Мейерхольд решили украсить Триумфальную площадь к Первомаю. Живописец планировал следующее:

«Нарисовал эскиз многоярусного и декоративного фонтана. Его основанием служил бык, вставший на дыбы. На быке сидела свинья с блюдом на пятачке. На блюде стоял повар, в руках которого был поднос с кроликами по краям и рыбой в центре. Изо рта рыбы текла вода, из глаз кроликов — слезы».

Несмотря на все попытки Мейерхольда протолкнуть идею на худсовете, проект завернули — видимо, слишком много иронии в нем было по меркам 1930-х. А на Триумфальной 26 лет спустя поставили сами знаете кого, без всяких там рыдающих кроликов и свиней. На второй фотографии — момент, когда картонный памятник Маяковскому передвигали по площади, подыскивая наиболее удачное место (тяжела была жизнь без компьютерных визуализаций).
источник
Культурный
источник
Культурный
Наташа начала читать книжку Петра Талантова и напомнила мне о факте, который я как-то предлагал в QI, но его не стали публиковать, сказав, что это уж слишком из разряда «странные вещи, в которые верят странные люди».

Так вот, факт такой: в 1990-е годы гомеопаты предлагали в качестве лекарства от чувства разобщённости,  несогласованности частей тела после инсульта и ещё массы всего — наберите побольше воздуха в грудь — РАЗВЕДЁННЫЕ В ВОДЕ ОБЛОМКИ БЕРЛИНСКОЙ СТЕНЫ.
источник
Культурный
Новости surveillance капитализма

1. На прошлой неделе выяснилось, что в разжигании опиодного кризиса, от которого каждый день умирает около 130 американцев, принимает участие ИИ. Оказалось, что производители опиоидов тайком доплачивают производителям медицинского софта, чтобы их программы чаще советовали докторам прописывать опий-содержащие препараты в качестве обезболивающего.

2. Как мне всегда и казалось, антивирусные компании собирают и приторговывают очень личными данными своих пользователях. Очень логично – антивирус сканирует все, что есть на нашем компе и телефоне, и мы сами его приглашаем это делать, поэтому с их стороны грех не воспользоваться такой темой. Расследование журналистов показало, что в ход идет почти вся наша инфа – от рабочих переписок до предпочтений в порнографии.

3. Трамп говорит о Цукерберге: «Я слышал, он собирается баллотироваться в президенты. Ну это будет не очень страшно, я думаю, но за ним все-таки стоит этот монстр». Какого монстра имеет в виду Трамп? Не очень понятно. То ли он так называет сам Facebook; то ли Элизабет Уоррен, которая теперь хочет заставить соцсети модерировать контент под страхом уголовной ответственности; то ли говорит о каком-то метафизическом монстре, виновном в том, что Цукерберг так нервничает, когда выступает на людях.

#survcapnews
источник
Культурный
5 фактов о мозге, которые полезно знать каждому

Выбрали пять интересных фактов о нашем “биологическом компьютере” из научных статей, посвященных изучению мозга.

1. Во время прослушивания музыки активизируются практически все области мозга

Открытие сделали финские нейробиологи в 2011 году. Исследователи разработали уникальный метод, который позволил выяснить, как “биологический компьютер” обрабатывает различные музыкальные элементы, такие как ритм, тональность и тембр (окраска звука), во время прослушивания танцевальной музыки.

Ученые обнаружили:

- когда мозг начинает обрабатывать музыкальный пульс, активизируется моторная (двигательная) кора - области, отвечающие за произвольные движения;
когда обрабатывает ритм и тональность - зоны лимбической системы, связанные с эмоциями;

- тембр - нейронная сеть, известная как “сеть пассивного режима работы мозга”. Предполагается, что именно она отвечает за творчество.

2. Наш мозг больше запоминает события, связанные не с положительными, а с отрицательными эмоциями

Ученые предполагают, что это результат эволюции. Те особи, которые больше обращали внимание на негативную информацию, видели опасность во всем, поэтому были более осмотрительны. Такие индивиды чаще выживали, а значит, имели больше шансов передать свои гены.

Заострение внимания именно на негативных событиях и переживаниях, а не на позитивных - это один из способов, которым наш мозг пытается нас обезопасить.

3. Навязчивая мелодия крутится в голове человека, потому что мозг воспринимает ее как незавершенное дело

Когда
человек слушает песню и останавливает ее на середине, фрагмент этой композиции может “застрять” в голове и прокручиваться с перерывами. В народе это явление еще называют “ушной червь”. Оно происходит потому, что мозг начинает относиться к прерванному воспроизведению мелодии как к незаконченному делу. Если же прослушать песню до конца, мозг “выбросит” ее из головы. Психологический эффект, при котором “биологический компьютер” воспроизводит незавершенное действие, называется “Эффектом Зейгарник”. Название дано в честь советского психолога Блюмы Зейгарник, которая изучала этот феномен.

4. Обучение чему-то новому меняет мозг и улучшает когнитивные способности независимо от возраста

Человеческий мозг содержит 86 миллиардов нейронов. С самого детства во время любого обучения нейроны формируют новые связи. Чем больше этих связей, тем пластичнее мозг. Человек лучше решает различные задачи, повышается его интеллект и “запас прочности” мозга.

Долгое время считалось, что к старости нейронные связи в мозге перестают формироваться, они становятся постоянными и со временем разрушаются, независимо от того, обучается пожилой человек чему-то новому или нет. Некоторые области головного мозга прекращают взаимодействовать друг с другом, человек перестает запоминать новую информацию или выполнять другие умственные действия.

Исследование, проведенное в 2008 году, показало, что независимо от возраста мозг не перестает меняться в момент обучения: в нем всегда формируются новые связи и изменяется внутренняя структура существующих синапсов.

5. Уставший мозг стимулирует творческое мышление

Согласно исследованию, опубликованному в журнале Thinking and Reasoning, люди лучше справляются с творческими задачами, когда чувствуют усталость.

Если человек устает, он перестает концентрироваться на конкретном проекте и слабее отсеивает мысли, которые отвлекают его внимание. Наступает время, когда забываются избитые схемы и в голову закрадываются идеи, не связанные с проектом.

Уставший мозг не может сопротивляться притоку идей, которые в продуктивное время дня “блокирует”. Эти мысли, говорят ученые, стимулируют творческое мышление.

Источник
источник
Культурный
Люди без аккаунтов в социальных сетях будут признаны потенциально опасными https://22century.ru/computer-it/84608, и правильно, пусть не выебываются
источник
Культурный
Закройте глаза и представьте перед собой красную звезду. Например, такую, как на вершине елки или на гербе СССР. Или просто звезду, пятиконечную, очень красную, увидьте ее перед собой. Теперь откройте глаза и посмотрите на эту картинку:

https://ic.pics.livejournal.com/avva/111931/165912/165912_original.jpg

Какой номер лучше отражает то, что вы увидели перед собой?

Если у вас сильная афантазия, ваш ответ будет 1, и вам непонятно будет, как можно ответить 6. Если у вас все нормально с зрительным воображением, ваш ответ будет 6, и вам трудно будет представить, как можно ответить 1. Что вы увидели?

В последнее время опять вижу много дискуссий об афантазии (пример: https://news.ycombinator.com/item?id=19618927) - неспособности некоторых людей представить ясно перед собой какую-то картину. Афантазия вошла в популярное сознание после нескольких англоязычных статей в 2015-м (я писал о ней в ЖЖ в 2016-м: https://avva.livejournal.com/2940139.html), но вообще-то обсуждение самого феномена мне попадалось и раньше, много лет назад, только имени не было.

Кстати, мой ответ на этот опрос - где-то между 2 и 3. Я могу увидеть звезду, но она очень неясных очертаний и без цвета. Я могу *убедить* себя, что она ярко-красного цвета, но это в какой-то степени самообман - он раскрывается, когда я пытаюсь увидеть с ней рядом еще что-то ярко-зеленое, и тогда яснее чувствую, что на самом деле не вижу эти цвета. Это скорее выглядит так, будто я представляю ее закрашенной чем-то неясным и *говорю* себе в уме, что это ярко-красный цвет, словно ярлык приклеиваю.

Остается непонятным, насколько неспособность или ограниченная способность представить что-то в уме влияет на наши умения. В дискуссиях на эту тему обычно всплывают, скажем, примеры писателей или художников с афантазией. Как это понять - что они героически добиваются успеха, несмотря на этот гигантский гандикап, или что на самом деле, вопреки интуиции, это не особенно им и мешает?

Я не уверен, что у нас есть реальные основания предпочесть один из ответов другому. Но когда я об этом думаю, то вспоминаю иногда книгу философа Дэниэла Деннета "Consciousness Explained" (1992). Вообще говоря, книга с самым лживым названием всех времен, потому что ни фига она не объяснила сознание, разумеется. Но главное, что мне оттуда запомнилось - это то, как Деннет все время настаивает на том, что сознание - это как такой наблюдатель в центре мозга, которому показывают киноленту о том, что делает мозг (причем даже архивную киноленту, с запаздыванием в несколько миллисекунд, согласно Деннету). Наблюдатель думает, что он главный и что он принимает все решения, но на самом деле все делают другие области мозга, реально выполняющие всякие сложные задания (распознают образы в потоке сигналов от органов зрения, посылают сигналы мышцам сердца, и даже принимают сложные решения), а наблюдатель просто получает отчет в виде киноленты и реально ничего важного не делает.

Я не утверждаю и не думаю, что это описание близко к истине; но это интересная и полезная метафора, которой можно пользоваться в борьбе с слишком высоким статусом "сознания" в работе нашего интеллекта, скажем так. Так вот, в применении к афантазии это может выглядеть так: некоторые каналы связи между реальными "исполнителями" внутри мозга и "наблюдателем" работают плохо или вовсе нарушены, но это не значит, что работа не выполняется. Если вы художник с афантазией, то вам кажется, что вы не можете пронести в памяти и представить перед собой сцену, которую видели раньше; но когда вы начнете рисовать, внезапно окажется, что отлично ее восстанавливаете. Работа по воображению происходит, просто сознание-наблюдатель не получает об этом отчет. И то же самое с писателем итп. Не знаю, так ли это на самом деле, но по-моему интересная возможность.
источник
2020 February 07
Культурный
Eco Grime - новое движение в электронике использующее  природные звуки и экологическую эстетику,  экспериментирующее с утопическими соларпанковскими смыслами и звуковыми ландшафтами.
источник
Культурный
Пятничный пост.
Первая часть фундаментального шеститомного издания «История техники в Нидерландах. Возникновение современного общества в 1800-1890 гг.» посвящена вопросу модернизации технологий в области сельского хозяйства и изготовления продуктов питания. В шестой главе книги профессор Технического Университета Эйндховена Гарри Линтсен рассматривает и анализирует ключевые этапы развития производства пива в Голландии в историко-культурном и техническом аспектах.
Со времен Средних Веков пиво занимало одно из ключевых мест в повседневном рационе голландцев, заменяя собой пресную воду, низкое качество которой часто становилось причиной массовых инфекционных заболеваний. Этим фактом объясняется огромное количество пивоварен не только в городах (в Амерсфорте их было около 350 в XIV веке), но и в сельской местности. Золотым веком голландского пивоварения считается XVI-й и пер. пол. XVII-го веков, после чего на смену пиву как алкоголю пришли дешевые дистилляты вроде бренди и женевера, а как всеобщему повседневному напитку – чай и кофе. Таким образом уже в XVIII веке голландским пивоварам пришлось выбрать одно из трех: 1) Закрытие производства; 2) Реконструкция с целью выработки популярных дистиллятов; 3) Борьба за клиентов до победного конца.
В качестве примера последнего варианта решения проблемы Гарри Линтсен приводит одну из семи гравюр, выполненных в 1772 году харлемским художником Хендриком Мейером (1737-1793) для украшения штаб-квартиры гильдии пивоваров Харлема. Гравюра называется «Презрение Бахуса к чаю».
источник
Культурный
коронавирусный минимализм от грандмейстера экспериментальной музыки massimo magrini, более известного как bad sector

каждому из четырех нуклеотидов в рнк генома 2019-ncov приставлен свой тон, и недружественный код превращается в двухчасовой трек высочайшей контагиозности

https://youtu.be/DsNyWE0aSrM
источник
Культурный
The bear in the title of Faulkner’s story is Old Ben, a “big old bear with one trap-ruined foot.” Old Ben, Faulkner says, is “shaggy, tremendous, red-eyed, not malevolent, but just big, too big for the dogs which tried to bay it, for the horses which tried to ride it down, for the men and the bullets they fired into it; too big for the very country which was its constricting scope.” He wanders a hundred-square-mile section of the ‘big woods’ – a “doomed wilderness whose edges were being constantly and punily gnawed at by men with axes and plows who feared it because it was wilderness, men myriad and nameless even to one another in the land where the old bear had earned a name, through which ran not even a mortal beast but an anachronism indomitable and invincible out of an old dead time, a phantom, epitome and apotheosis of the old wild life which the puny humans swarmed and hacked at in a fury of abhorrence and fear like pygmies about the ankles of a drowsing elephant.” On the lookout for Old Ben is the cental protagonist, the boy Ike McCaslin, who for two weeks each November joins a hunting party comprising his father and several other white gentlemen from town; a black helper; an Indian tracker named Sam Fathers; and a half-breed named Boon Hogganbeck. Each year, they pack up their rifles and lead their hounds deep into bear country, their aim never specifically to hunt, but “to keep yearly rendezvous with the bear which they did not even intend to kill.”

The story follows the hunt for Old Ben over several seasons. But most pertinently for us, the final part of ‘The Bear’ flashes back to the year Ike turns eighteen. We learn that the hunting party has disbanded, its annual pilgrimage ceased. Feeling nostalgic, Ike returns one more time to the big woods. What he witnesses causes “shocked and grieved amazement, even though he had had forewarning.” A lumber company has built a vast mill and is clear-cutting the old-growth forest. Smoke churns from a railroad engine, and train whistles shriek through the once-silent woods. Ike comes upon the graves of Sam Fathers and the tracker dog Lion; but his reverie is interrupted when a huge snake, “evocative of all knowledge and an old weariness and of pariah-hood and of death” suddenly glides between his legs. He leaves the graves, only to stumble into the mad Boon Hogganbeck, who sits under a gum tree eyeing the squirrels that are the big wood’s last remaining game. “Get out of here!” Boon screams. “Don’t touch them! Don’t touch a one of them! They’re mine!”


https://philosophynow.org/issues/125/Heidegger_and_Faulkner_Against_Modern_Technology
источник
Культурный
источник
Культурный
Сильвия Федеричи - Калибан и ведьма

В своей знаменитой книге Сильвия Федеричи изучает переход от крестьянских восстаний позднего Средневековья к охоте на ведьм через призму женской истории, тела и первоначального накопления. Период смены феодализма капитализмом ознаменовался масштабным геноцидом женщин, и этот геноцид в свою очередь стал фактором создания нового патриархатного порядка, в рамках которого сложилось новое половое разделение труда, были пересмотрены понятия женственности и мужественности, женщины лишились контроля над своей репродуктивной функцией и потеряли свободный доступ к наемной работе. Результатом всех этих перемен стало новое понимание общественного воспроизводства и значительное ухудшение положения женщин в Европе.
источник