ДВАДЦАТЬ ТРИ СОТЫХ ЧЕЛОВЕКА
На днях в фб у Петра Талантова
https://goo.gl/YK3Ng4 наткнулся на показательный и актуальный пример про важность конфаундинга. Для тех, кто не читал мой предыдущий пост (
https://t.me/rastut/413), напоминаю, что явление конфаундинга — это когда на какой-то исход (к примеру, развитие заболевания) влияют несколько факторов. Исследователь может найти статистически значимую связь между наличием некоего фактора и интересующим результатом, и, игнорируя присутствие других факторов, сделать неправильный причинно-следственный вывод. Часто это происходит в ходе небольших кросс-секционных исследований. Такие исследования нужны, потому что через них накапливаются данные в принципе о возможных комбинациях причин и следствий. С другой стороны, от каждого такого исследования порождается очередная куча бестолковых пресс-релизов в новостях, которые бесят и которые все уже научились игнорить, типа «КАРТОШКА ВЫЗЫВАЕТ РАК» «НАЙДЕН НОВЫЙ ПРОДУКТ ДЛЯ ПОХУДЕНИЯ, а «британские учёные доказали, что…»
1 ноября на газета.ру
https://goo.gl/VnYiWV (и ещё много где) вышли статьи «Аппендикс долой. Как удаление аппендикса помогает спастись от болезни Паркинсона». По мотиву исследования опубликованного 31 октября в science translational medicine. Идея такая: в основе развития болезни Паркинсона лежит разрушение нейронов черной субстанции, вырабатывающих дофамин. Разрушают нейроны Т-лимфоциты, потому что на поверхности первых накапливается патологическая форма белка альфа-синуклеина, обладающего антигенными свойствами. Недавно патологическую форму альфа-синуклеина нашли в аппендиксе и задачей исследования, опубликованного в science translational medicine, было посмотреть: есть ли статистически-значимые различия в развитии болезни Паркинсона между группами людей, у которых в анамнезе была аппендэктомия и у которых не было. Анализировались данные 1,6 миллиона человек. В итоге, оказалось что у людей после аппендэктомии болезнь Паркинсона развивалась на 20% реже, чем у людей с неудалённым аппендиксом. Вернёмся к посту Талантова
https://goo.gl/YK3Ng4 . Он справедливо замечает, что подобного рода обсервационное исследование лишь добавляет данные в копилку, но никак не указывает на причинно-следственную связь, потом что — конфаундинг (мы не знаем о возможном наличии какого-то третьего фактора, который обуславливает предрасположенность к воспалению аппендикса и в то же время снижает риск развития болезни Паркинсона).
Но самое главное, такую разницу едва ли можно считать клинически значимой, потому что если перевести результаты из относительных цифр в абсолютные, получится, что болезнь Паркинсона была диагностирована у 1,17 человека из каждой тысячи перенесших аппендэктомию, и у 1,4 человека на каждую тысячу популяции в целом (не пугайтесь дробей в отношении людей, в данном случае это ОК). То есть получается, что на тысячу людей аппендэктомия препятствовала развитию заболевания у двадцати трёх сотых человека (1,4-1,17). Скольким людям из общей популяции надо планово удалить аппендикс, чтобы уберечь одного целого человека от развития заболевания Паркинсона (при условии, что аппендикс действительно влияет на развитие заболевания)? Составляем пропорцию 0,23человека/1000людей=1целый человек/Xлюдей X=1000/0,23=4347,82 человека (округляем до 4348 целых людей)