Size: a a a

Культурный

2020 April 27
Культурный
​​По работе случилось прочитать несколько хороших монографий, связанных со Второй мировой (помогал с исторической редактурой и сценарием новому сериалу Михаила Зыгаря), поэтому поделюсь с вами парой интересных книг.

Первая — исчерпывающая биография Гитлера авторства Яна Кершоу. Работа над двухтомником заняла у Кершоу 12 лет. В центре внимания — карьерный путь Гитлера. Как так получилось, что конкретно этот человек обрел столько власти? В поисках ответа Кершоу анализирует не только личную жизнь Гитлера, но и немецкое общество, особенно 30-х годов. Огромное внимание уделено социокультурному, экономическому и историческому анализу Германии тех лет — и это основное преимущество этой биографии перед прошлыми. По монументальности работу Кершоу можно сравнить только с знаменитым трехтомником Иоахима Феста 1973 года. Но у Феста, не считая нехватки ресурсов, много внимания уделено философскому объяснению национал-социализма. У него, глядишь, внезапно проскользнет Фейербах или подмигнет между строк Адорно. Кершоу, наоборот, избегает философии и занят только в меру беллетризованным изложением фактов (золотой серединой этих двух книг кажется «Гитлер в Вене» Бригитты Хаманн). Другое важное отличие работы Кершоу — новые, ранее недоступные источники. Более всего они сыграли ему на руку в описании личной жизни Гитлера, а именно — в развенчивании множества мифов (евреем он не был; геем тоже; девственности лишился в 23 года; с племянницей ничего не понятно, может, и была сексуальная связь, а может, и не было). На некоторых вопросах сказалось и то, что книга писалась еще в 20 веке — к примеру, очень мало сведений о Еве Браун, о женщинах вообще. Даже прокралось впечатление, что о Альберте Шпеере известно больше, чем о главной женщине фюрера. (Сейчас, понятно, уже выходят одна за другой биографии Евы Браун, а наиболее академичной из них считается книжка 2010 года — и вполне, кстати, неплохая — «Eva Braun: Life with Hitler» Heike Görtemaker.) Отдельный кайф — повествование о последних днях Гитлера в бункере. Античная драма в режиме реального времени. Кершоу подробно описал последние апрельские дни: приезд Евы Браун из Бергхофа, побег «четверки» после дня рождения, приближение Красной армии, алкогольно-танцевальная истерия, групповое отравление, кремация трупов во дворе Рейхсканцелярии (какая же прекрасная жуть). Одно только удручает — такую важную книгу до сих пор не перевели на русс. Но! У Кершоу есть книжка, отдельно посвященная последним дням Гитлера, и она на русс переведена: «Конец Германии Гитлера. Агония и гибель». В отличие от схожего по замыслу «Падения Берлина» Энтони Бивера, книжка Кершоу куда сдержаннее в суждениях, менее эмоциональная (например, в вопросе женского насилия, учиненного солдатами Красной армии в Германии) и просто кажется научнее, что ли; ощущается опыт 12-летнего непрерывного изучения гитлеровской Германии. И, кстати, тоже читается на одном дыхании.
источник
Культурный
«"Собака", самая странная и породившая множество толкований фреска, визуально разделена на две части, верхнюю и нижнюю.
Верхняя светло-жёлтая часть занимает основное пространство изображения, поэтому зрители обычно воспринимают её как золотистое небо, раскинувшееся над коричневым зыбучим песком, из которого пытается выбраться собака. Её взгляд, направленный вверх, к загадочному тёмному участку, кажется обращением за помощью к высшим силам».


https://masscultura.ru/fransisko-gojya-chyornye-kartny.html
источник
Культурный
(временный пост)

I. Привет новым 1500 читателям! Рад вас всех тут видеть.
Пишу я тут про разное штуки. Чтобы понять, будет ли вам это интересно, вот десяток постов разного времени.

— Про продакт-менеджмент и дизайн. Как улучшить онбординг: https://qetz.al/essay/onboarding-podcast-2020/ или писать интерфейсный контент лучше: https://qetz.al/essay/design-content-2018-08-presentation/

— Теорема Байеса и байесианское мышление простыми словами: https://qetz.al/thought-log/2019-09/post-4/  Это важный навык, который я постарался описать понятно.

— Десять тысяч A/B тестов: почему нельзя останавливать тесты как только мы получили статистическую значимость: https://qetz.al/thought-log/2019-05/post-5/

— The Interface Theory of Perception: восприятие мира как интерфейс: https://qetz.al/thought-log/2020-02/post-1/

— Как работают квантовые компьютеры очень простыми словами: https://qetz.al/thought-log/2019-09/post-7/

— Про нашу субъективную машину времени и саккады: https://qetz.al/thought-log/2018-09/post-1/ (мой самый популярный текст)

— Про танцы пчел: https://qetz.al/thought-log/2018-12/post-7/

— Про типы этики: https://qetz.al/thought-log/2018-02/post-4/, проблему вагонетки: https://qetz.al/thought-log/2019-11/post-12/, уязвимость систем: https://qetz.al/thought-log/2020-03/post-6/

— Обзоры книг. Например новая книга Бена Хоровица про культуру компаний: https://qetz.al/thought-log/2019-11/post-4/, история PayPal: https://qetz.al/thought-log/2019-01/post-5/, история Netflix: https://qetz.al/thought-log/2019-08/post-4/, про инженерный менеджмент: https://qetz.al/thought-log/2019-07/post-2/

— Про секс у клещей и утиные пенисы: https://qetz.al/thought-log/2019-12/post-8/

Пишу я обычно в канал, но раз в месяц выкладываю все на сайт https://qetz.al/ Там есть RSS и история старых постов.
Еще можно потыкать случайные заметки: https://qetz.al/random-post/

II. Спасибо всем тем, поздравил и рассказал про канал. Я это очень ценю! Спасибо еще раз.

Спасибо и за вопросы — буду на них постепенно отвечать тут.
источник
2020 April 28
Культурный
источник
Культурный
Воровство и проклятья в римской Британии. Не обошлось и без кольца (якобы того самого, которое вдохновило Толкина).

https://thepetrifiedmuse.blog/2017/11/29/once-a-thief/
источник
Культурный
Телемедицина XVI века. Из письма Дюрера своему врачу.
источник
Культурный
Бондажисту на заметку - исследование на тему "почему веревки так легко спутываются и их сложно распутывать?"
https://www.sciencealert.com/the-mathematical-law-that-causes-your-headphones-to-tangle

> Вкратце — при встряске они постепенно переходят из менее вероятного состояния в более вероятное для данной конфигурации (длины верёвки, уровня встряски и т.п.). Т.к. распутанное состояние одно, а спутанных много, вероятность оказаться в спутанном состоянии выше, поэтому они и путаются при каждом чихе, при том чем длиннее верёвка, тем это легче происходит.

Спасибо d3, интересно)
источник
Культурный
Церемония обручения дожа Венеции с морем – одна из традиций, которая определяла политическое мировоззрение Республики в течение многих столетий. Ее учреждение связано с внешнеполитическими событиями, о которых я подробно рассказывал здесь. В первые полтора столетия церемония была достаточно простой: дож читал краткую молитву о даровании  венецианцам «спокойного моря», после чего епископ окроплял его святой водой вместе с приближенными. Но в 1177 году церемония претерпела изменения, благодаря которым и стала называться именно «обручением».

В 50-е – 70-е гг. XII в. Северная Италия была яблоком раздора между немецким императором Фридрихом Барбароссой и римским папой Александром III, возглавлявшим Ломбардскую лигу городов. Венеция, хоть и не входила в Лигу, также боролась против притязаний императора и поддерживала папу. А после драматичной победы при Леньяно в 1176 году Венеция стала посредником в переговорах между Александром и Фридрихом. Тогдашний дож по имени Себастиано Дзиани присутствовал в Соборе Сан-Марко, когда император, стоя на коленях перед сидевшим на троне папой, признал его власть и получил поцелуй мира. Тогда же, в 1177 году Александр III впервые провел церемонию венчания дожа с морем. Это был уже иной уровень взаимоотношений: если до этого главным было успокоить, умиротворить море (подобно тому, как древний человек умиротворял своенравного бога), то теперь Республика соединялась с ним в единое целое, как равноправный партнер. Символическим закреплением этого «союза» было бросание освященного золотого перстня в воду со словами Desponsamus te, mare (лат. «Мы женимся на вас, Море»). По легенде, именно папа предложил Себастиано бросить перстень, сняв его с его руки.

#history #Italy
источник
Культурный
Старая колонка в The Atlantic, но всё ещё шокирующая

https://www.theatlantic.com/national/archive/2013/12/scientific-data-lost-forever/356422/
источник
2020 April 29
Культурный
Карантин не отменил глобальное потепление — вслед за пандемией может прийти голод.

Сейчас регулярно можно услышать, что «вода там-то очистилась», «парниковых газов там-то стало меньше», но на сегодняшний день мировой океан нагрет сильнее, чем когда-либо, а данные крупнейшей в мире базы данных о климате планеты, NCEI, говорят о том, что в марте 2020-го года средняя температура на планете достигла рекордного значения второй раз с 1880-го года.

Коронавирус, конечно, разогнал всех по домам, но не отменил глобальное потепление. Углекислый газ, уже выброшенный в атмосферу, никуда не делся за эти полтора месяца. МВФ прогнозирует спад мировой экономики до 3%, назвав этот кризис Великим карантином (Great Lockdown). Для сравнения, после кризиса 2008-го года мировая экономика упала на 0,1%. Если в ближайшее время в разных странах начнутся катаклизмы (ураганы и наводнения), то их ослабленные экономики, ресурсы которых брошены на борьбу с пандемией, могут просто не справиться. Подробности в публикации.
источник
Культурный
The very first thing I remember in my early childhood is a flame, a blue flame jumping off a gas stove somebody lit. It might have been me playing around with the stove. I don't remember who it was. Anyway, I remember being shocked by the whoosh of the blue flame jumping off the burner, the suddenness of it. That's as far back as I can remember; any further back than this is just fog, you know, just mystery. But that stove flame is as clear as music is in my mind. I was three years old.

I saw that flame and felt that hotness of it close to my face. I felt fear, real fear, for the first time in my life. But I remember it also like some kind of adventure, some kind of weird joy, too. I guess that experience took me someplace in my head I hadn't been before. To some frontier, the edge, maybe, of everything possible. I don't know;

I never tried to analyze it before. The fear I had was almost like an invitation, a challenge to go forward into something I knew nothing about. That's where I think my personal philosophy of life and my commitment to everything I believe in started, with that moment. I don't know, but I think it might be true. Who knows? What the fuck did I know about anything back then? In my mind I have always believed and thought since then that my motion had to be forward, away from the heat of that flame.

Looking back, I don't remember much of my first years-I never liked to look back much anyway. But one thing I do know is that the year after I was born a bad tornado hit St. Louis and tore it all up. Seems like I remember something about that - something in the bottom of my memory. Maybe that's why I have such a bad temper sometimes; that tornado left some of its violent creativity in me. Maybe it left some of its strong winds. You know, you need strong wind to play trumpet. I do believe in mystery and the supernatural and a tornado sure enough is mysterious and supernatural.


http://yanko.lib.ru/books/bio/miles.htm
источник
Культурный
Картина на тему карантина

Из серии «Проекты для одинокого человека». Виктор Пивоваров, 1975
источник
Культурный
источник
Культурный
источник
Культурный
источник
Культурный
источник
Культурный
Обсуждаются находки аккадского "анатомического театра", который использовался для обучения лекарей и насылания проклятий. Да-да, магия магией - а матчасть надо знать.

https://twitter.com/bellahadith/status/1252414105572401152
источник
Культурный
ИСПОВЕДЬ КАРТОШЕЧНИКА: Бадью, наивный верующий в математику, который в своих теориях принимает рандомные ("контингентные") математические аксиоматические системы  (причем кажется даже время от времени разные) за... Онтологию c большой дырки в О, (а потому еще и ругает интуиционизм, который не понимает, и выдает аксиому выбора за свободу выбора (ЛОЛ)) признается на старости лет что "математика это онтология – пропагандисткая формула, обреченная на абсолютную неудачу". смотрите 28:40 https://www.youtube.com/watch?v=iWws287P1OU&feature=youtu.be
источник
Культурный
1959 год. В самолете органист развлекает пассажиров первого класса
источник
Культурный
#1930е #1950е #1960е #чтопочитать
Изоляционный выпуск интересностей на почитать.

1. 🔪 Перевод статьи о поджанре итальянских киноужасов джалло (в ВК, если надо — маякните, скину текст в Telegraph)
https://vk.com/@thisis_media-dzhallo-estetika-nasiliya

2. 🏬 Московский конструктивизм, который стал фактически стилем коммунизма.
https://moskvichmag.ru/gorod/kak-moskovskij-konstruktivizm-pridal-stil-kommunizmu-byl-zapreshhen-stalinym-no-v-itoge-pobedil/

3. 👓 Отрывок из книги "Частные случаи": в нем рассказывается о личности и методе короля поп-арта Энди Уорхолла.
https://knife.media/warhol-doesnt-choose/
источник