Size: a a a

Культурный

2020 April 29
Культурный
​​В музее Набокова поддержали челлендж про самые жуткие экспонаты. И я вспомнил свое первое знакомство с величайшим писателем модернизма.

В моем детстве интернет являлся редкостью. По телеку ужасы (слешеры 80-х) показывали не всегда. И я ходил в библиотеку. Там имелась серия книг «Дом ужасов" от Рипол Классик

Очень странно. Обложка с призраком. Блох. Брэдбери. Барбо. Лиготтти. И с ними Владимир Владимирович Набоков. Сейчас такого уже не представить.

P.S.
Меня же зацепил рассказ «Случай на мосту через Совиный ручей» Бирса.
источник
2020 April 30
Культурный
​​Чарльз Дарвин считал обоняние примитивной системой, и многие до сих пор придерживаются этого мнения. Главные лавры незаслуженно достались зрению.

Философ и историк науки Энн-Софи Борвич доказывает, что нос дает человеку гораздо более объективную картину мира, чем глаза.
источник
Культурный
​​Арзамас выпустил материал 11 слов, помогающих понять эфиопскую культуру. Статьи очень хорошие, информативные, хотя и попадаются спорные обобщения типа: «С точки зрения эфиопа, странно танцевать без песни или, наоборот, петь, не двигаясь под музыку».

Но у меня есть вопросы к самому списку. Что является эфиопской культурой, которую эти слова помогают понять? Кровавый диктатор, колдуны, танцы — это что, действительно базовые понятия эфиопской культуры? Или это проявление ожиданий того, что должно быть представлено в африканской стране? Например, в аналогичном списке про шведский мы читаем про понятия «уют», «любимое место», «равноправие».

Сам формат нумерованного списка создаёт иллюзию полноты описания и иерархии позиций. На втором месте в ключевых понятиях встречаем слово «фэрэндж» — белый иностранец (европеец). 🤷🏻‍♂️ why not?

Не, если хотите про эфиопскую культуру, давайте поговорим про неизвестного художника, кисти которого принадлежит картина на четвёртой иллюстрации. Ышету Тырунех (እሸቱ ጥሩነህ) родился в 1954, в 1974 г. он написал большую фреску «Жертвы голода», которую позже тиражировали для дискредитации Хайле Селассие. Затем он семь с половиной лет учился (где бы вы думали?) в МХИ им. Сурикова в Москве. Картина из материала Арзамаса — это авторская копия его дипломной работы, оригинал которой, вероятно, хранится в РУДН. Она гигантская - 2,4 х 3 метра. Ышету много лет преподавал в Аддис-Абебской школе изобразительных искусств, а в 2006 основал художественную академию Enlightenment.

src:
“መይሳው ካሳ” (እሸቱ ጥሩነህ)
About Eshetu Tiruneh Feleke
From Pushkin to Perestroika: Art and the Search for an Ethiopian October
источник
Культурный
Статьи за фейки придумали не сейчас.

Екатерина II в 1763 году издала указ  «О воздержании каждому себя от толкований и рассуждений, непристойных его званию». Так просветительница и гуманистка боролась со слухами и критикой в свой адрес.

Замеченных в распространении фейков сначала пытали на дыбе. Роскомнадзора тогда не было, блокировать не умели, поэтому человеку просто отрезали язык и ссылали в Сибирь.

Так что историческая преемственность  - она есть.
источник
Культурный
На волне этических вопросов к камерам распознавания лиц в Москве и по всему миру, небольшая история о другой технологии, которая вызвала первый в мире ажиотаж в отношении защиты частной жизни
источник
Культурный
В эпоху до ужасных видеоигр вызывающих привыкание и агрессию.

«Это элитарное времяпрепровождение распространяется параллельно с грамотностью. Паран-Дюшатле не без удивления отмечает, что многие проститутки часами читают любовные романы. Очень привлекательным было чтение по ночам для узкого круга рабочей элиты сразу после Июльской революции.

В 1826–1827 годах во время своего путешествия по Франции Агриколь Пердигье читает запоем все подряд. К увлечению литературой, продаваемой вразнос, к восхищению песнями рабочих и подмастерьев добавляется новая страсть — книги самых посредственных авторов, у которых вдруг стали выходить полные собрания сочинений. Привычка читать меняется в зависимости от пола и возраста. Как никогда сильно желание ограничить детское чтение, недавно вошедшее в моду, сказками и легендами».

История частной жизни: под общей ред. Ф. Арьеса и Ж. Дюби. Т. 4: от Великой французской революции до I Мировой войны; под ред. М. Перро / Ален Корбен, Роже-Анри Герран, Кэтрин Холл, Линн Хант, Анна Мартен-Фюжье, Мишель Перро; пер. с фр. О. Панайотти. — М.: Новое литературное обозрение, 2018. —672 с.
источник
Культурный
​​Другая биография, о которой хочется рассказать, — «Роберт Оппенгеймер» Рэя Монка, хорошо известного по эталонной биографии Витгенштейна. Емкая, динамичная история жизни талантливого и удачливого, но, увы, морально нерасторопного человека. Гарвард, членство в компартии, стажировка в Геттингенском университете (рассадник квантовой механики), борьба за руководство «Манхэттенским проектом» (с предательством друга), скандальное управление Лос-Аламосской лабораторией (взял на работу советского шпиона), любовь к поэзии Джона Донна (в честь его стихотворения назвал тест ядерного оружия), бомбардировка Японии, фаустианская слава, тотальная слежка ФБР и публичная травля. Только в последние годы жизни наступил покой, когда благодаря академическому сообществу была восстановлена его профессиональная репутация, и он тихо колесил по миру с чтением лекций. Где не хватает биографических подробностей, Монк погружает читателя в этические проблемы научного знания. 20 век, как известно, — век физиков, прямо влиявших на политику. Поэтому нельзя ре упомянуть человека, прямо повлиявшего и на Оппенгеймера, и вообще на всех физиков двадцатого столетия, — Нильса Бора. Именно Бор обосновал основной философский аргумент, к которому обращался Оппенгеймер в научных дискуссиях о ядерном оружии: «Бомба настолько мощное оружие, что она имеет шанс стать лучшим, что когда-либо случалось с человечеством, поскольку положит конец самой войне. Но сделает она это, если ее устрашающая мощь будет всем очевидна. А это, в свою очередь, может совершиться только в случае, если ее действительно применят». Оппенгеймер высоко ценил для науки факт создания бомбы, но саму бомбу с последствиями ее применения не воспринимал всерьез. В споре с физиком Лео Сциллардом (одним из противников применения ядерного оружия) он так и сказал: «The atomic bomb is shit». В мае 45-го Оппенгеймер озвучил военно-политическому окружению Вашингтона другую боровскую идею — о свободном обмене научными знаниями между учеными (в том числе с советскими) ради прогресса и мирного сосуществования, но ее отвергли. В августе 45-го, когда нужда в бомбардировке Японии отпала, а успешное тестирование ядерного оружия уже случилось, на физиков и их благие намерения наплевали во второй раз. По очень простой причине: на «Манхэттенский проект» были потрачены слишком большие деньги. Вашингтону хотелось конкретного результата.

На фоне остальных биографий Оппенгеймера (пришлось ознакомиться по работе) книга Монка наименее беллетризованная и, что мне кажется плюсом, насыщенна уместными комментариями профессионального философа в вопросах этики и науки. Правда, книга доступна только на англ, но могу поделиться бесплатной пдфкой (в лс). И еще есть часовая лекция, в которой Монк бегло пересказывает содержание.
источник
Культурный
Восхитительное интервью Лимонова Дугину http://www.litkarta.ru/dossier/interview-limonov/dossier_1769/

Лимонов противопоставляет себя "тотальному пессимизму" Селина, восхищается биографией Мисимы и учением Эволы.

Как и Мисиме, Лимонову действительно удалось вырваться за пределы "писательской судьбы"
источник
Культурный
Чтобы дать заключение о причине смерти пришлось делать вскрытие, на котором боткинцы тоже ничего конкретного не смогли выяснить. И тут на сцене появляется почти что сказочный персонаж — безымянный старичок, друг патологоанатома академика Н.А. Краевского, который, по рассказам, случайно заглянул на вскрытие, посмотрел в микроскоп на образцы тканей и произнес свои легендарные слова: «Да это, батенька, variola vera — чёрная оспа».

https://glam-fille.blogspot.com/2020/04/14.html?fbclid=IwAR3y68cra1BZEhpKsM9j7yprGC3wFs9UqcYNrda8e29apTwnAiu4q6VAWAo
источник
Культурный
​​В конце прошлого года мы выпустили номер журнала «Неприкосновенный запас» о феноменологии нефти и о том, как ресурсы изменяют форму взаимоотношений человека и мира. Открывал выпуск блок статей, посвященный иранскому философу Резе Негарестани, пионеру жанра «theory-fiction» и автору книги «Циклонопедия».

Делимся статьей американского социолога Бенджамина Браттона «Поддержите Землю, или Об апофении нефтяного пика», в которой он рассуждает об экспериментальном романе Негарестани, пластичности, геополитbке и геофилософии нефти, а так же пытается представить мир, в котором нефть перестанет играть роль ключевого сырья нашей планеты.
источник
Культурный
​​Instyle: самые распространённые эротические сны – что они значат? Объясняют психологи (18+)

Очень активный, насыщенный, эмоциональный секс. Настроение замечательное, что бы ни делал ваш партнер или партнёрша — это чертовски хорошо. Но когда вы уже совсем рядом с кульминацией … вы просыпаетесь. Ой. Это был только сон. Эротические сны — совершенно нормальная часть жизни. Конечно, иногда они могут заставить нас чувствовать себя немного неловко, но помните: то, что происходит в стране грез, часто и остаётся лишь там. Тем не менее, как и любой другой вид сна, эротические сны могут иметь более глубокий смысл. Журналисты Instyle попросили экспертов объяснить, что на самом деле означают некоторые из самых распространенных

"Секс с кем-то своего пола (или же пола, который вам непривычен). Во-первых, это не значит, что вы все время сражались за не ту команду. «Новизна — это семя сексуального возбуждения человека» — говорит Ричмонд. «Многие из нас настолько привязаны к тому, кого мы привлекаем, что нам нужна наша страна грез, чтобы дать это пространство новизны». То же самое касается и порно. Многие гетеросексуальные женщины любят смотреть лесби порно, но это не делает их лесбиянками".

https://theidealist.ru/sexdreams/

#Instyle #человек #психология #сны #эротическиесны #18+
источник
Культурный
Статья про пару хороших эвристик подсчета вероятностей.

— Если вероятность какого-то исхода ¹/N и произошло ровно N событий, то вероятность, что этот исход случится хотя бы один раз — ~63% (чуть меньше чем ⅔ и ненамного больше чем ½). Это контр-интуитивно, потому что кажется, что будет сильно больше (и там и там же N!).

Если же событие происходит 2×N раз — вероятность хотя бы одного исхода будет ~86%.

А 3×N раз дают ~95% вероятность.

Например если мы кидаем кубик и ждем единицу (вероятность ⅙), то вероятность получить единицу после 6 бросков — ~63%, 12 — ~86% и только 18 дают уже уверенные ~95%.

Один из выводов в том, что если результат какой-то действия зависит и от случайности (и мы оцениваем ее вероятность в ¹/N), стоит попробовать сделать это 3×N раз перед тем как решать, что "я это сделать не могу".

Эта эвристика кстати является той же самой, что и правило трех. Только применена по-другому.

— Другая эвристика про N мячей и N корзин. Допустим у нас есть N корзин и мы начинаем подряд кидать N мячей. Каждый мяч попадает случайным образом в одну из корзин (но обязательно в корзину). Так вот, примерно ~%36.7 корзин не будет иметь мячей вовсе, ~36.7% будет иметь ровно один мяч и %26.6 будет иметь больше одного мяча.

Это интересно влияет например на распределение проблем. Допустим  для простоты в год возникает 365 несвязанных друг с другом проблем требующих решения, по одной проблеме в день. Это значит, что в среднем чуть больше трети дней будут совсем без проблем. Другая треть будет иметь одну проблему в день. А вот где-то четверть дней будет иметь сразу несколько проблем сразу. "Что-то все навалилось".
источник
2020 May 01
Культурный
https://physicstravelguide.com/start

Царский подгон от @sbn00000: объяснение множества физических концепций в одном месте на разных уровнях сложности. Интуитивный, конкретный — базовая идея. И абстрактные теоретические основания. Жирок, короче.
источник
Культурный
​​Отличная статья антрополога Светланы Рыжаковой об экспедиции в Индию, прерванной карантином Covid-19. Она рассказывает, как постепенно страх и беспокойство овладевали индийцами, с которыми ей приходилось контактировать, и как они справлялись с этими страхами, рационализируя их в рамках своих культурных представлений. Наверное, множество антропологов по всему миру столкнулись с тем, что их "поле" могло безальтернативно продлиться на много месяцев, но автору статьи всё же удалось покинуть Индию. На иллюстрации: изображение коронавируса как порождение богини Кали, в традиционной технике Калигхата.
источник
Культурный
С разрешения автора публикую фрагмент из книги: Косякова В. БОСХ. Гибриды Средневековья. — Москва: АСТ, 2020. — 432 с. : ил. — (История и наука Рунета).

"Женщина на крысе у Босха — ведьма или даже сам дьявол в обличии лже-матери, повитухи или кормилицы. Верхняя часть её тела заключена в пень или дупло, её руки — иссохшие ветви дерева (устойчивый образ отсутствия живой воды — надежды на спасение). Нижняя часть тела — хвост змее-рыбы, напоминающий о Сатане, принявшем в раю вид гада. Такие ведьмы-повитухи довольно подробно представлены в «Молоте»: они приносят в жертву дьяволу новорожденных младенцев (Часть I, вопрос XI). А в Части II, главе XIII, рассказывается о всевозможных премерзких вредительствах ведьм-повитух, описаны способы, коими они причиняют величайший урон, убивая детей или посвящая их демонам:

«По советам демонов, ведьмы приготовляют из рук и других членов убиенных новорожденных особые мази для употребления в нужных им целях. Замалчивать эти ужасающие преступления нельзя ни в коем случае. Когда ведьмы не убивают новорожденных, они посвящают их демону. Это происходит следующим образом. При рождении ребёнка повивальная бабка выносит его под каким-либо предлогом из родильной комнаты и, поднимая его на руках, посвящает его князю демонов, т. е. Люциферу, и всем прочим демонам».

Судя по всему, изображая сцену с младенцем на руках и примыкающий к этой сцене образ младенца в воде с миской каши на голове, Босх размышлял о ведьме-повитухе. Однако с заимствованием, с визуализацией и с адаптацией идеи, почерпнутой в тексте, (а быть может — в слухах и рассказах о ведьмах) Иероним компилирует этот бесовской образ повивальной бабки с поруганным, извращённым, донельзя травестированным, но опознаваемым образом бегства Святого семейства в Египет, придавая всей сцене характер зашкаливающей, избыточной, вопиющей кощунственности. В верхнем правом углу правой панели триптиха «Искушение святого Антония» изображён дьявольский десант: верхом на громадной рыбе летит ведьма в сопровождении толстопузого компаньона. Пусть в «Молоте» и нет обилия сенсационных сведений о полётах ведьм, но подобную информацию возможно найти в трактате «Бич еретиков» (лат. Flaoellum haereticorum) 1458 года, написанном доминиканцем Николя Жакье и предвосхитившем «Молот ведьм»".
источник
Культурный
Срочные новости: природа настолько очистилась, что люди услышали секс ежей.

https://brkng.news/ezhi-ochen-shumno-zanimayutsya-seksom/
источник
Культурный
— What's your religion?
— The I.W.W.!
— What's your nationality?
— None!
— What's country are you a citizen of?
— The Industry!
— Look, are you a citizen?
— No. I am an Industrial Worker of the World!

С такого полицейского допроса начинается документальный фильм о вобблис — членах международного профсоюза Индустриальных рабочих мира, организованного в 1905 году в Чикаго. Название произошло от нечленораздельного произношения названия организации — I.W.W. Тогда борьба рабочего класса ограничивалась собственным вакуумом проблематики (и была успешна), но спустя полвека повестку заняли энвайронменталисты. Они попытались объединить права рабочих с защитой Земли.

Анархо-синдикализм мог пойти по «зеленому» пути. Green unionism — новое возникшее движение за права рабочих и одновременно за неприкосновенность природы — или, по крайней мере, бережное отношение к ней с отказом от эксплуатации людей и уничтожения земель. Новый перевод TTW посвящен истории разрушения границ между экологией и трудящимися на примерах защиты древних лесов Северной Америки в союзе организаций Earth First! и Industrial Workers of the World. Она учитывает акты саботажа, подрывы, контрдемонстрации, профсоюзы, альянсы, грезы о кооперативах, модели решения экологических проблем децентрализованным путем и коммуникацию трудового и экологического движения для рождения зеленого синдикализма. В работе также рассматривается конструирование образов боссов, рабочих и экологов, причины противостояния, а также соединения борьбы на, казалось бы, разных фронтах сопротивления.

Автор работы Джеффри Шанц — кандидат наук по социологии в Йоркском университете Торонто. Его исследовательские интересы включают социологию экологических и социальных движений.

Статья в Teletype: https://teletype.in/@tastethewaste/green_unionism_local1

#ttw_переводы
источник
Культурный
Сегодня у нас необычная новость — магистрантка нашей кафедры Анастасия Кастальская перевела мультфильм «Халиф-аист» (1981 г.) на латинский язык! Премьера состоится 1 мая 2020 года в 22:30. Не забудьте включить субтитры!
источник
2020 May 02
Культурный
Пока самоизоляция не закончилась, расскажу, как с ней справлялись нацистские преступники, а именно Альберт Шпеер.

Шпеер — архитектор Гитлера, рейхсминистр вооружений, по воле Нюрнбергского трибунала угодивший в тюрьму Шпандау на 20 лет. Там он придумал, как можно провести время с пользой — и отправился в «кругосветку». Пешком.

На деле Шпеер ходил по внутренней территории и отмерял километры, перекладывая бобы из одного кармана в другой. Через восемь лет с начала путешествия его досугом озаботился другой заключённый — Рудольф Гесс. Узнав, что Шпеер прошёл 21 тысячу километров и сейчас собирается «перейти через  Берингов пролив», он упрекнул его в безумии.

Шпеер не спасовал. Он рассказал, что Людвиг Баварский часто ездил кругами на коне, а его адъютант в это время кричал: «Сейчас ваше величество в Мурнау, а сейчас — в Обераммергау». И отметил, что если у него и мания, то, по крайней мере, мания королевская.

Когда Гесс напомнил ему, что Людвиг Баварский в итоге сошёл с ума, Шпеер засмеялся и сказал:

— Мы только что вышли на берег Берингова пролива. Сейчас начнём переход.

А Гесс, оглянувшись по сторонам и проверив, что их никто не слышит, ответил:

— Поздравляю, ваше величество.
источник
Культурный
China Ilustrata, книга ученого-полимата Афанасия Кирхера. Одна из главных книг Европы XVII века о Китае. Вышла в 1667 году и моментально стала одним из самых популярных литературных трудов на территории Англии, Франции и Голландии. Сам Кирхер Китай никогда не посещал.
источник