Size: a a a

Культурный

2020 July 27
Культурный
Новости биометрии из Нигерии. Ученые этой страны доказали, что смех — это тоже  уникальная биометрическая характеристика человека  http://21mm.ru/news/tehnologii/veselaya-biometriya-smekh-mozhet-ispolzovatsya-dlya-identifikatsii-lichnosti/
источник
Культурный
🦦 After vanishing and reappearing over the course of 100 years, native otters have now become an icon for a clean and green Singapore.

Here's a brief look at their history:
➡️ https://bit.ly/3hDuhkj
источник
Культурный
27. Сказание о Дракуле воеводе. XV век.

Заявление  будто "Повесть о бесноватой жене Соломонии" -  первый русский хоррор, напомнило мне один фан факт: первое оригинальное русское беллетристическое произведение (не перевод, не житие, не описание исторической битвы) это "Сказание о Дракуле воеводе".  

Да, первый русский фикшен - о том самом Владе Цепеше, господаре Валахии, на момент написания совсем недавно почившем. Ну не прекрасно ли? Предположительно автор повести о Дракуле это дьяк Фёдор Курицын, дипломат на службе у московского князя Ивана III, возглавлявший посольство в Венгрию и Молдавию, и, видимо, наслушавшийся ещё свежих, не вампирических историй о наколосажателе. Тогда такие сборники анекдотов о жестокости Влада были написаны на многих языках, но русский - именно оригинальное произведение, не перевод.

Прочитала, прекрасно. С удивлением узнала несколько историй:

📖 Источникъ его и кладязь на едином месте, и к тому кладязу и источнику пришли путие мнози от многых странъ, и прихождаху людие мнози и пияху от кладязя и источника воду, студена бо бе и сладка. Он же у того кладязя на пустом месте постави чару велию и дивну злату, и хто хотяще воду пити, да тою чарою пиетъ, на том месте да поставит, и, елико оно время пребысть, никтоже смеаше ту чару взяти

Или про то как Влад решил, что, чтобы все были счастливыми, нужно убить всех несчастных сжечь всех нищих, чтобы больше не осталось бедных.

Фрейдистские аналогии:

📖 И не возможе противу великого войска малыми людьми и възратися. И кои с нимъ з бою того приидоша, и начат ихъ сам смотрити; кой раненъ спереди, тому честь велию подаваше и витязем его учиняше, коих же сзади, того на колъ повеле всажати проходом, глаголя: «Ты еси не муж, но жена».

📖 Некогда ж обедоваше под трупиемъ мертвых человекъ, иже на колие саженых множьство бо округ стола его; он же среди ихъ ядяше и темъ услажашесь. Слуга ж его, иже пред нимъ ясти ставляше, смраду оного не моги терпети, и заткну носъ, и на страну главу свою склони. Он же вопроси его: «Что ради тако чинишь?» Он же отвеща: «Государю, не могу смрада сего терпети». Дракула же ту и повеле его на колъ всадити, глаголя: «Тамо ти есть высоко жити, смрад не можеть тебе доити».

📖 Глаголют же о немь, яко, и в темници седя, не остася своего злаго обычая, но мыши ловя и птици на торгу покупая, и тако казняше ихъ, ову на колъ посажаше, а иной главу отсекаше, а со иныя, перие ощипавъ, пускаше. И научися шити и темъ в темници кормляшесь.


Любопытно, что автор считает господаря страшным, но справедливым.

📖 И толико ненавидя во своей земли зла, яко хто учинит кое зло, татбу или разбой, или кую лжу, или неправду, той никако не будет живъ. Аще ль велики боляринъ, иль священник, иль инок, или просты, аще и велико богатьство имел бы кто, не может искупитись от смерти, и толико грозенъ бысть

Википедия сообщает, что в заморских вариантах  восхищения справедливостью нет. Что нам опять много  говорит о России, ибо Влад абсолютно ужасен:

📖 Аще жена кая от мужа прелюбы сотворит, он же веляше срам еи вырезати и кожю содрати, и привязати ея нагу, и кожу ту на столпе среди града и торга повесити, и девицам, кои девьства не сохранят, и вдовам також, а иным сосца отрезаху; овым же кожу содравше со срама ея, и, рожен железен разжегши, вонзаху в срам еи, и усты исхожаше, и тако привязана стояше у столпа нага, дондеже плоть и кости еи распадутся или птицам в снедь будет.

Ещё: вы слышали когда-нибудь историю про то, будто бы Иван Грозный однажды послу прибил гвоздями шапку к голове, за то, что тот отказался её перед ним снимать?  Она из этого сборника про Дракулу. Вообще тема "Влад и послы" через него проходит очень ярко, что то ли объясняется профессией автора (посол написал про самое впечатлившее), то ли объясняет появление произведения вообще (послов при Молдавском дворе активно пугали историями про то, что сосед творит с их коллегами, и они понаписали таких вот сборников).

Я бы сюда ещё повставляла цитат - все прекрасно просто.
#русское_лето
Telegram
Запретная секция
25. Повесть о бесноватой жене Соломонии. XVII

#русское_лето

Я тут читаю словарь русских суеверий Власовой, дошла до буквы "В" (В - восторг). Водяные, на самом деле. Там вот такой пассаж:

📖 Такие тексты напоминают средневековую «Повесть о бесноватой жене Соломонии», где водяные демоны осаждают Соломонию, рожающую от них детей.

Интригует ужасно, пошла читать первый попавшийся перевод. Восхитительная жуть, Соломонию терзали черти, я читала и думала про жизнь людей с психическими болезнями в средневековье.

📖 И с того дня окаянные демоны стали к ней приходить по пяти и по шести в человеческом облике, как прекрасные юноши, и нападали на нее, сквернили ее и уходили. Люди же того не видели.

Соломония поведала мужу, что демоны приходят и сквернят ее. Он же ничего ей не отвечал. И прожив с нею некоторое время и видя гибель жены своей, отвез ее к отцу, священнику Димитрию, и к матери и оставил ее жить у родителей. Те же окаянные водяные демоны и туда приходили и сквернили ее, и стоило Соломонии выйти из дома на…
источник
2020 July 28
Культурный
По-моему, лучшие экспонаты питерского Музея этнографии.
источник
Культурный
Ученые «перевели» разговоры летучих собак. Оказалось, крыланы любят ссориться

Наверное, хорошо, что мы не понимаем их язык.

https://knife.media/bat-talk/
источник
Культурный
Интересные фудтех-проекты

Как-то так получилось, что я в последнее время стал следить за фудтех-проектами. Банально интересно, что люди придумывают. Мне, например, очень нравится Apeel и аналоги, которые делают специальные натуральные покрытия для овощей и фруктов. Так они в два раза дольше хранятся, и меньше продуктов выбрасывается. В общем, интересных технологий много.

В России, правда, все не так амбициозно. У нас фудтех это в основном доставка. Проектов, связанных с новой едой или новыми подходами, не так много. Но они есть. Хотя в плане инвестиций это вообще крошечный рынок (если вообще он существует). Я тут для издания Sber pro сделал небольшую подборку именно российских фудтех проектов. Вот заодно делюсь и с вами.

https://sber.pro/publication/novaia-eda-rossiiskie-startapy-kotorye-khotiat-pomeniat-to-chto-my-edim
источник
Культурный
Наверняка у вас есть знакомые, которые любят придираться к каждому слову. Поздравьте их: они следуют традициям аналитической философии. А как здорово было Людвигу Витгенштейну, — крупнейшему философу 20 века — который сделал имя на изучении связи языка и мира. Ещё в прошлом веке он пытался объяснить, как сильно наше сознание зависит от языка, которым мы мыслим, и почему люди продолжают использовать слова, которые давно утратили свой изначальный смысл. Журнал Slate адаптировал изыскания Витгенштейна под современные проблемы и пришёл к неутешительным выводам: мы никогда не поймём друг друга в интернете.

Среднее время прочтения — 10 минут

https://newochem.io/granicah-yazyka/
источник
Культурный
Эх поцоны

Симеон Полоцкий. Стихотворение «От избытка сердца уста глаголят» в честь рождения царевича Фёдора. 1661 год
источник
Культурный
Английский поэт Кристофер Смарт попал в лечебницу для умалишенных из-за того, что постоянно громко молился, падал на колени в общественных местах и требовал от окружающих того же. В Средние века незримую битву, которую он вел, оценили бы по достоинству, но дело было в прагматичном XVIII веке. Так что на поэта стали подавать жалобы. Закончилось лондонской больницей Святого Луки. Там Смарт написал свои самые известные произведения.

В поэме «Возвеселитесь во Агнце» (Jubilate Agno) он разрабатывает учение о цвете в духе Сведенборга, рассуждает о мистике языков и превращает речь о любом предмете и явлении в осанну. В частности, Смарт писал про своего кота — совмещая обожание и академичную инвентаризацию, он не упустил ни одной детали его повадок. Возможно, Смарт безумствовал, потому что видел, как через материальный мир хлещет Вселенская Красота, и просто не мог спокойно выносить ее сияния. И не понимал, почему другие не молятся на улицах в голос.

Как не возрадоваться в Агнце, пусть даже сидя в сумасшедшем доме, когда знаешь, что между тобой и тьмой храбро стоит Кот Херувимский.

«Ибо рассмотрим кота моего Джеффри.
Ибо он слуга Бога живого, служащий ему верно и неустанно.
Ибо при первом проблеске Божьих лучей на востоке он творит поклонение.
Ибо он творит это, семь раз выгибая свою спину изящно и ловко.
...
Ибо по свершении долга и принятии благословения приходит время заняться собой.
Ибо он совершает это в десять приемов.
Ибо, во-первых, он рассматривает передние лапки, проверяя, чисты ли они.
Ибо, во-вторых, он скребет задними лапками, чтобы навести чистоту позади себя.
Ибо, в-третьих, он мощно и всласть потягивается.
Ибо, в-четвертых, он точит когти о дерево.
Ибо, в-пятых, он умывается.
Ибо, в-шестых, он свертывается, помывшись.
Ибо, в-седьмых, он ловит блох, чтобы они ему не докучали во время охоты.
Ибо, в-восьмых, он трется спиной о дверной косяк.
Ибо, в-девятых, он смотрит вверх, ожидая подсказки.
Ибо, в-десятых, он отправляется что-нибудь промыслить.
...
Ибо он несет дозор Божий против супостата.
Ибо он противостоит силам тьмы своей электрической шкуркой и сверкающими глазами.
Ибо он противостоит Дьяволу, сиречь смерти, своей живостью и проворством.
Ибо в своем утреннем сердце он любит солнце и оно его любит.
Ибо он из племени Тигра.
Ибо Кот Херувимский есть прозвание Тигра Ангельского.
Ибо в нем есть хитрость и шипенье змеиное, которые он, в своей доброте, подавляет.
Ибо он не сотворит дела лихого, пока сыт, и без причины злобно не фыркнет.
Ибо он благодарно мурлычет, когда Бог ему говорит, что он хороший котик.
Ибо он пособие для малышей, на котором они учатся великодушию.
Ибо всякий дом без него пуст и благословение в духе не полно.
...
Ибо он помесь важности с дуракавалянием.
Ибо он знает что Бог — его Спаситель.
Ибо он может неожиданно прыгнуть на колени к хозяину.
Ибо он может играть с пробкой и катать ее по полу.
...
Ибо, гладя его, я открыл электричество.
Ибо я видел над ним свет Божий, который мерк и разгорался».
источник
Культурный
Прочитала про один из самых дурацких стартапов с применением технологии распознавания лиц + слежка. Это наблюдение за тем, как прихожане церкви посещают ее мероприятия. Реализуется это приложением Churchix - https://churchix.com/ Идея такая: вы падре, вы заводите базу данных прихожан и ставите камеры, а затем приложение отмечает, пришли они на службу или мероприятие  - или нет.  Гражданам эта способность церкви не афишируется, а вы потом вкрадчиво подбираетесь и советуете прихожанину заглядывать почаще. Vice о них писал - https://www.vice.com/en_us/article/z4mdv5/churches-are-using-facial-recognition-to-track-members-this-startup-says  В принципе, после тотальной слежки в школах США все это кажется ерундой, но смешно. В качестве дополнительных функций предлагается отмечать людей с преступным прошлым, а дальше все как обычно. Падре знает о тебе, браток.
источник
Культурный
ВОЗ: мир будет иметь дело лишь с одной волной COVID-19

Миру предстоит иметь дело лишь с одной волной коронавируса, но распространение инфекции может как замедляться, так и ускоряться, заявили в ВОЗ.

https://knife.media/who-covid-19/
источник
Культурный
Почему люди засыпают на концертах с точки зрения классической философии
источник
Культурный
Эволюция календарей Древнего Востока

Шумеролог Владимир Емельянов, профессор кафедры семитологии и гебраистики восточного факультета СПбГУ, рассказывает о предыстории и перспективах грантового проекта «Календарные праздники Древнего Востока: календарный ритуал и роль темпоральных представлений в формировании традиционного сознания народов Древнего мира».

https://trv-science.ru/2020/07/28/evolyuciya-kalendarej-drevnego-vostoka/
источник
2020 July 29
Культурный
​​Из рубрики «удивительно, но факт»: писатель и сценарист Нил Гейман родом из семьи, исповедовавшей одновременно дианетику и иудаизм. Не знаю, как этим прекрасным людям удалось и рыбку съесть, и на ёлку влезть, не спрашивайте. Но, кмк, многое объясняет.
источник
Культурный
Как известно, люди любят милых, симпатичных, харизматичных животных и с удовольствием жертвуют им денежки на корм. Вот почему слоники зарабатывают больше, чем подковоносы, а тигры — больше, чем какашкороты. Как на желание помочь виду влияет внешность, без ореола знаний о животном — его повадках, редкости, полезности для человечества? Британские биологи решили исследовать вопрос на примере вымышленных животинок 🧐 👉
http://batrachospermum.ru/2020/07/imaginary-animals-conservation/
источник
Культурный
песчаный слепыш
они должны жить
источник
Культурный
Недавно попалась фотография легенды сумо, победителя той самой воскресной схватки двух ёкодзун из 2000-х - Таканоханы. Через пару лет после того майского басё в Токио он завершил карьеру и перешёл на тренерскую работу. Это сопровождалось невероятным перевоплощением: огромный 150-килограммовый ёкодзуна стал обычным, очень элегантным и довольно подтянутым мужчиной с весом почти вдвое меньше - около 80 кг.
Масса тела - одна из главных составляющих успеха для борца сумо. Для ее набора используют специальную диету, основу которой составляет очень калорийная, но при этом в целом здоровая еда. Одно из таких блюд - тянко набэ, сваренные в бульоне даси овощи и ингредиенты с высоким содержанием белка: курица, рыба, тофу. Однако, когда борцы завершают карьеру, они зачастую бросают такую диету и быстро теряют вес. Многие потом сокрушаются, что такое питание пагубно сказалось на их здоровье.
источник
Культурный
"В 1960–1970-х одна из традиций Хэллоуина – «сладость или гадость» – подверглась острой критике. Пошли слухи о садистах, которые подкладывали бритвенные лезвия в яблоки и минировали сладости. Слухи сказались на традиции на национальном уровне. Родители тщательно проверяли пакеты со сладостями своих детей. Школы открывали двери по ночам, чтобы дети могли выпрашивать сладости в безопасной обстановке. Больницы добровольно предлагали свою помощь и просвечивали рентгеном пакеты со сладостями.

В 1985 году опрос ABC News показал, что 60 % родителей опасались, что их дети могут стать жертвами. И до сих пор многие родители предупреждают своих детей, чтобы те не ели неупакованные снеки. Грустная история: семейный праздник был испорчен плохими людьми, которые по непонятной причине захотели навредить детям. Но в 1985 году история приняла странный поворот. Исследователи вдруг обнаружили, что эпидемия опасных конфет оказалась выдумкой.

Социологи Джоэл Бест и Джеральд Хориуки изучили каждый инцидент во время Хэллоуина, произошедший после 1958 года. И не обнаружили ни одного, в котором злоумышленники нанесли бы детям опасный для жизни ущерб, заминировав их сладости.

Двое детей умерли на Хэллоуин, но не от рук посторонних злоумышленников. Пятилетний мальчик нашел героин своего дяди и съел слишком большую дозу. Его родственники попытались замести следы, добавив героин в конфеты ребенка. В другом случае отец, надеясь получить страховку, отравил сладости собственного сына цианидом.

Иными словами, данные лучших социологов свидетельствуют, что брать конфеты от незнакомцев совершенно безопасно. Лучше обратить внимание на свою семью.

История об опасных конфетах повлияла на поведение миллионов родителей за последние 30 лет. Она заставила соседей относиться друг к другу с недоверием. Она даже изменила законодательство этой страны: в Калифорнии и Нью-Джерси были приняты законы, предусматривающие наказание для отравителей конфет".
    Сделано, чтобы прилипать. Почему одни идеи выживают, а другие умирают | Дэн Хиз, Чип Хиз
источник
Культурный
Хороший текст у Валентина Голева (@roguelike_theory) о Web 2.0 и том, как можно смотреть на бум алгоритмов и ИИ — например, через призму пузыря доткомов. Искусственный интеллект - это не волшебный черт из электронной коробки или "технология, а отношения между трудом, властью, потребителями и производством товаров". Надтехнологический интерфейс, в каком-то смысле, как и твиттер — не просто программный продукт, но и информационный канал. Сам факт осознания твиттера как технологии становится прозрачным в силу удобства, а потому незаметным.

Оптимизм раннего веба с его "кустарным всем" как пространством абсолютной свободы и объединенности сегодня любому критику Сети покажется несколько наивным, принадлежащим золотому веку фантастики. Способность объединять в масштабе индивида скорее обратно пропорциональна способности даровать личную свободу. Если вы не застали древний Интернет, то представьте себе стихийный рынок, где показывают какие-то разнообразные листки и одинокие документы (отдельные веб-страницы). Web 2.0 постепенно превратил этот рынок в глобальную библиотеку с удобным каталогом и коллекциями книг в едином формате.

Ajax стал не только удобным средством для верстания каких-то личных страничек, но и инструментом колонизации, а позже централизации Интернета корпорациями. Сегодня мы намного чаще имеем дело с брендированными интерфейсами (с подразумеваемой игрой слов branded interface), чем с авторскими сайтами, посвященными какой-то конкретной теме.

Иначе говоря, Web 2.0 полностью изменил подход к форме, а затем и контенту. Парадигма сочетания user-generated content и курирующих алгоритмов привела к включению пользователя в конвейер производства заполненных контентом форм — чтобы что-то сказать, нужно "продать" себя. Это все та же бюрократия, но с неолиберальным лицом — успех во многом определяется умением "завируситься" в ограничениях формата и платформы. Лучшие из нас успешно сочетают мемы с организацией фондов и всяческим краудфандингом — как в той истории модели Кейлен Уорд, высылавшей нюдесы за пожертвования горящей Австралии.

Но в целом пользователь скорее подчинен алгоритму, иногда действующему будто бы случайно. Тот же твиттер нередко придает нелепым шуткам статус громких афоризмов, а любое "вот мои четыре любимых чего-нибудь" грозит развернуться лавиной громкого шепота саморекламы. В Quanta Magazine об этом тоже была статья с общим посылом в духе "опасность алгоритмов заключается в том, что они намного лучше нас знают, чего мы действительно хотим". В этом отношении глубина проникновения ИИ-практик гигантских платформ-ризом (в той или иной мере Google присутствует с вами практически на каждом сайте) позволяет ответить на еще несформированное (а потому потенциально опасное) желание.

P.S. В The Life and Times of Liberal Democracy есть хорошая строчка: "Так называемая воля народа однажды будет производиться средствами, аналогичными коммерческой рекламе". Книга издана в 1977 году.
источник
Культурный
Значительное число людей (77,5% и 77,7%), которые решили свои алкогольные проблемы в течение 1 года или более, причём сделали это без посторонней помощи или без прохождения специализированного лечения.

Значительный процент (38% и 63%) лиц, соответствующих критериям алкогольной зависимости, сообщили о способности употреблять алкоголь контролируемо и без вредных последствий. Выборка составляла 11 634 и 1034 человек соответственно.

Эти результаты в целом соответствуют данным, согласно которым 80-90% курильщиков табака также бросают курить самостоятельно, не обращаясь за медицинской помощью.

Несмотря на ряд методологических ограничений, полученные в результате исследования данные бросают вызов традиционной медицинской модели, в глазах которой зависимость видится как хроническое и неизбежно прогрессирующее расстройство.

Возможно, клиницисты являются жертвами смещения, так как они имеют дело только с самыми тяжёлыми пациентами, которые нуждаются в госпитализации и не встречаются с теми, кто решает свои проблемы самостоятельно.


Мне самому, будучи клиницистом, конечно приятно думать, что именно благодаря мне мой клиент бросил пить, однако вполне вероятно, что мой вклад был весьма скромен, а достижение трезвости или значительное сокращение употребление алкоголя это результат усилий самого человека.

Да и не стоит забывать, что "после чего-то" не значит "в результате чего-то".

Способность человека самостоятельно "чинить" себя и править "баги" - великое чудо и большая тайна. Задача психотерапии актуализировать эту естественную способность к чуду (адаптации и психологической гибкости).


Источник: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1380437/

#алкоголь
#зависимость
#размышления_аналитика
источник