Прошу прощения за затянувшееся молчание, сейчас все внутренние ресурсы тратятся на параллельный проект. Ничего не успеваю, соответственно читаю и пишу в основном про очень узкую тему, далёкую от рунологии. Статьи и книги по прежнему качаю но откладываю на будущее.
Вчера эта схема дала трещину. Собирая между делом всё что есть в сети из текстов Нила Прайса (я успел прочитать гениальный «The Viking Way: Magic and Mind in Late Iron Age Scandinavia» и недавно друзья из
@libraryofdos выложили его последнюю книгу, «
Children of Ash and Elm: A History of the Vikings») я скачал очередную статью. Открыл файл, проверить нет ли ошибок, пробежал глазами первую страницу. Затем вторую и третью. Поднял упавшую челюсть и начал внимательно читать с начала. Немедленно делюсь, хотя не уверен что на всех читателей канала текст окажет подобный эффект.
Просто моё любимое место в Британском Музее - стенд с предметами из Сатон-Ху. До начала пандемии я часто останавливался там и пытался представить ритуальную логику стоявшую за пластинками с танцорами в рогатых шлемах на шлеме без рогов и за восмью бородатыми лицами на скипетре из точильного камня. При этом я был уверен что ключа для расшифровки символики у нас нет и предметы останутся вещами в себе. Даже явное сходства шлема с современными похоронам скандинавским находкам тут не помогает, слишком велик временной промежуток между вендельской эпохой и записью вариантов мифов в христианской Исландии. Да и прямых аналогий с этими мифами тоже тогда не находилось.
До того момента пока реконструкторы из группы «Wulfheodenas» не приступили к сверхамбициозной задаче - создании точных копий скипетра и шлема. Давно было замечено что шлем не совсем симметричен, золотые пластины над правой глазницей не совпадали с левой стороной, на которой часть пластин отсутствовала и в целом все было сделано грубее. Предполагалось что это результат неудачного ремонта и недостатка золота. Однако когда реконструктор в копии шлема отыгрывал сцену пира, в тёмном помещении с факелами и огнём в центре, оказалось что пластины отражают пламя и наблюдатель из зала видит довольно любопытную картину. На троне сидит некто с сияющим лицом и тёмным пятном на месте левого глаза.
Внимательный анализ шлема показал что, мотив одноглазости с левой стороны дублируется в зверином узоре, то есть это не случайность. При воссоздании скипетра оказалось что одно из восьми лиц выделено увеличенным и искажённым левым глазом, опять таки явно специально.
Нил Прайс после этой находки приступил к проверке возможных аналогий. Часть уже была замечена, давно известно что на оттисках на матрице из Торслунда, как раз предназначенных для шлема, у танцора с рогами изначально было два глаза, один из которых специально удалили острым предметов. Явно в качестве ритуала. Теперь выяснилось, что у аналогичного вендельского шлема из Вальсгарда идентичная ассиметрия. Из болот достали пару деталей от шлемов, как раз защищавших глаза, похоже их сорвали и принесли в жертву.
По настоящему меня поразила история о римской маске кавалериста, найденной в Готланде. Я слышал упоминания о ней, но не представлял что за столетия её нахождения на севере функциональный предмет сперва сделали символическим, вставив в прорези для реальных глаз носителя два искусственных глаза (аналогов такому среди найденных римских масок нет), затем один из этих глаз извлекли и по мнению нашедшего его археолога зарыли под стеной на которой висела маска.
Спасибо реконструкторам, ваши соратники в Британии помогли расшифровать сложнейший ритуальный комплекс явно присутствовавший практически на всей территории германского мира в шестом веке и столь же явно связанный с всем известным эдическим мифом.
Прайс заканчивает статью страстным призывом выносить копии артефактов из музейного контекста и проверять их в реальной обстановке. Плюс ставит соавтором реконструктора, как раз носившего этот шлем, уточнив что текст написан в одиночку но по итогам долгих разговоров о замеченом явлении.
Neil Price, Paul Mortimer (статьи)
An eye for Odin? Divine role-playing in the age of Sutton Hoo.