Size: a a a

Культурный

2020 September 25
Культурный
Пытаясь сделать наши тексты лучше (то есть короче) написали об истории Academia — книжного издательства, которое возглавлял аж сам Каменев. Его сослали туда понятно за что в 1932 году — это примерно как если бы в наши дни Собянина поставили руководить национализированным «Новым литературным обозрением». Сейчас книжки «Академии» ценятся среди букинистов благодаря своему непревзойденному качеству и редкости — последнее немудрено, так как в 1934 году Каменева арестовали, издательство разогнали, а многих сотрудников репрессировали. В этой статье много интересных фотографий из архива автора, который сам давно коллекционирует книги Academia, а еще есть одна довольно безумная история: про Адриана Пиотровского, сына сооснователя издательства. В 1937 году в «Академии» выпустили его перевод трагедий Эсхила, и издательству пришлось в предисловии извиняться за его ненадлежащее качество. Угадайте, почему:

https://urokiistorii.ru/article/57298
источник
Культурный
Необычный допрос в гэбухе. Год 1935.
источник
Культурный
Кто через полторы недели станет Нобелевским лауреатом? Clarivate сделала свой прогноз на основе наукометрии, а мы — рассказываем о нем:

https://indicator.ru/humanitarian-science/citirovaniya-do-stokgolma-dovedut-komu-prochat-nobelevskie-premii-2020-goda.htm?utm_source=inditg&utm_medium=social
источник
Культурный
«Говорить/писать о музыке все равно что танцевать об архитектуре» — у нас авторство в основном приписывают Фрэнку Заппе. В англоязычном интернете, как это часто бывает, выбор посолиднее: Заппа, Элвис Костелло, Лори Андерсон, Телониус Монк, Стив Мартин (актер из «Магазинчика ужасов» и «Отпетых мошенников») и даже Клара Шуман.

Проблема с этой фразой не в том, что сих пор есть те, кто находит ее ироничной и остроумной (кто-то и КВН до сих пор смотрит, так что ж теперь), а в том, что они не ее автор.

Сайт Quote Investigator, который занимается тем, что находит потерянных авторов крылатых выражений, провел по этому поводу целое расследование.

Самое раннее ее появление в известном нам виде датируют октябрем 1979 года в интерпретации группы Sam & Dave:
«Винил передаёт быстроту и естественность. Это так трудно объяснить словами, вам просто нужно найти записи и послушать их (потому что я действительно верю – честно, – что писать о музыке, как сказал Мартин Малл, всё равно что танцевать об архитектуре)».

И в декабре того же года арт-критик Томас Макгонигл о художнике Майкле Мадоре:
«Так что, с Мадоре у нас классическая ситуация: никаких ограничений нет, так что остаются одни ограничения, или если немного перефразировать известное изречение Мартина Малла: писать о живописи – всё равно что танцевать об архитектуре».

Интересно, что уже тогда она подается в виде афоризма: «кто-то где-то когда-то заявил, и мы все об этом хорошо знаем». Здесь можно было бы оставить за Маллом авторство и успокоиться, но нет. Сам он тоже ссылается не пойми на кого: «Однажды я услышал историю о преподавателе живописи, который сказал своему классу, что «говорить об искусстве – это всё равно что танцевать об архитектуре». Сразу же после этого один из его учеников вскочил с места, станцевал импровизированную чечётку и с гордостью провозгласил свой причудливый танец небоскрёбом Флэтайрон-билдинг».

В еще более ранних версиях было «пение об экономике»:

Анонимный автор в New Republic в 1918 г.: «Строго говоря, писать о музыке так же нелогично, как петь об экономике. Обо всех других видах искусства можно говорить с точки зрения обычной жизни и опыта».

Уинтроп Паркхёрст в The Musical Quarterly в 1921 г.: «Некий критик однажды заметил, что говорить о музыке – это как петь об экономике; и надо признать, что большинство разговоров о музыке оправдывают данный афоризм, поскольку обычно это такое же странное извращение предмета, как и превращение «Капитала» в колыбельную» — главный претендент на авторство в 1943 только родился, так что «некий критик» точно не он.

Формула «Писать о музыке как делать о чем-то» вообще хорошо прижилась, а кроме архитектуры и экономики, в разное время бытовали варианты «говорить о сексе» и «петь о футболе». Хорошо известные нам Костелло и Заппа появляются только в середине 1980-х, и сразу в статусе верифицированных авторов — нет ни одного источника, где бы эта фраза была оформлена как прямая речь. Кроме тех случаев, где Костелло просит ему ее не приписывать. Чем плох Малл тоже понятно: куда приятнее ссылаться на кого-то из списка «величайших музыкантов всех времен и народов», чем на человека, сыгравшего директора школы в сериале про Сабрину — маленькую ведьму.
источник
2020 September 26
Культурный
Известно, Telegram получает доступ ко всем контактам пользователя. Поэтому в Telegram можно добыть аккаунт пользователя, зная его номер. При этом, владелец номера может ограничить эту возможность только для взаимных контактов, для этого есть специальная опция. По умолчанию она выключена. Автор статьи попробовал написать бота, который просканирует все номера, выданные в РФ, и создаст базу пользователей Telegram. Ну вернее, попробует создать. Оказалось, для этого надо 75 тысяч сим-карт https://m.habr.com/ru/company/ruvds/blog/520606/
источник
Культурный
Из одной статьи, рекомендованной в качестве дополнительного чтения к этому курсу (отличный курс, кстати) узнал, что в в китайской преисподней есть малый ад, где вынимают мозг и заполняют голову ежами (取脑猬填小地狱), а также малый ад, где со всех сторон кусают барсуки и клюют дрофы (貒鸨上下啄咬小地狱).
источник
Культурный
Математик Огюстен Коши был консервативным монархистом и поэтому после свержения Карла Х в 1830 отправился в ссылку. Через несколько лет он стал воспитателем его внука и наследника герцога Анри , но эффектом было только то, что называвший себя Генрихом V юноша возненавидел математику
источник
2020 September 27
Культурный
All of our sciences have their origins in the occult sciences. I.e. alchemy is,the mother of modern chemistry, astronomy is the daughter of astrology and witchcraft/shamanism is the mother of pharmacology.

Hallucinogenic Plants by Richard Evans Schultes is an informative work that discusses how our ancient ancestors discovered herbs and used them for food, healing, or religion.

Most hallucinogens are closely allied with religion and expanding one's understanding of their god(s). Today, they are mostly used for recreational purposes but in the golden days and still in some modern cultures they are treated with respect and guidance.

I read it in one sitting and I found it fascinating. I couldn't put it down.
источник
Культурный
Карта всех мест, упоминаемых в песнях Тома Уэйтса
https://tomwaitsmap.com/
источник
2020 September 28
Культурный
Маленький фрагмент из обращения лейб-медика Филиппа II Испанского Луиса де Меркадо (1525-1611) к читателю в прологе "Трактата о чуме" (1599):

"Забегая вперед, отмечу, что от чумы есть лишь три средства, без которых ни медицина, ни ее служители не получат желаемого эффекта; лишь с их помощью обычно защищаются от чумы великие государства, и эти средства суть золото, огонь и наказание. Золото, чтобы не останавливаться перед любыми возникающими расходами. Огонь, чтобы сжигать одежду и дома, чтобы не оставалось ни следа от них. Наказание же публичное и жестокое для всякого, кто нарушит законы и приказы, данные ради защиты и излечения от этой болезни."
источник
Культурный
Баба Яга сжигает Париж дотла (Baba Yaga Burns Paris to the Ground) — забавное эссе (найденное мной совершенно случайно), автор которого переплетает историю Парижской коммуны, миф о поджигательницах, охоту на ведьм и европейские сказки, создавая полотно даже не политической мизогинии, но гинофобии, подспудного страха «поджигающей» силы женщин. Образ Бабы Яги неизбежно упрощен, но вот этот абзац чудесен:
Baba Yaga is neither fairy godmother nor evil sorceress. She is something more ambiguous. She teaches those who come to her door essential survival skills. She teaches them when to be honest or to lie, when to obey or demand, to steal or stay. Baba Yaga doles out punishments, but she also doles out tough love. Why, then, the bad reputation? Perhaps she is called evil to remind the young that she is opposed to the Christian order of things, that she cares not for polite society. That even if she helps the hero, she is a wild woman and not to be trusted. If Baba Yaga builds incendiary devices to give to little girls, and Baba Yaga is good, doesn’t that mean the social order is at least a little bad?

(если ссылка на текст не открывается, то здесь pdf с иллюстрациями)
источник
Культурный
сеульский мост mapo известен как место самоубийств, поэтому в 2012-м при поддержке samsung life insurance на нем установили датчики движения и жк-панели, которые замечали приближение пешехода и демонстрировали позитивные сцены и мотивирующие фразы, подготовленные группой психологов

проект маркетингового агентства cheil собрал 37 профессиональных наград и премий, однако частота попыток суицида на мосту выросла более чем вшестеро, и в 2017-м панели с датчиками демонтировали, заменив усиленными перилами с сеткой

https://bit.ly/3jaYd8y
источник
Культурный
При бессоннице и психических расстройствах поможет тяжелое одеяло

К такому выводу по результатам рандомизированного контролируемого исследования пришли шведские ученые, о чем рассказали в журнале Journal of Clinical Sleep Medicine. Они выяснили, что использование одеяла, утяжеленного до 6-8 кг металлическими прутьями, наполовину облегчает симптомы бессонницы уже за месяц, а за год устраняет их полностью у двух третей пациентов с депрессией, тревожностью, биполярным расстройствам и некоторыми другими психическими недугами.

Подробности: http://neuronovosti.ru/weighted_blanket_to_improve_sleep/
источник
Культурный
В честь праздника — вот определенно лучший лонгрид, который я прочитал в этом году (окей, их было не так много). Автор — один из моих любимых нью-йоркеровских корреспондентов Раффи Хачадурян.

В три часа ночи в июле 2015 года Джиму Куни, сотруднику НАСА, который отвечает за траекторию Международной космической станции, позвонили. К МКС приближался так называемый объект 36912 — кусок обшивки размером с тарелку, который еще в начале 1980-х оторвался от советского военного метеорологического спутника и с тех пор крутился по орбите, меняя траекторию под воздействием сил атмосферы земли. Поскольку и МКС, и тарелка движутся в космосе со скоростью больше 10 тысяч километров в час, даже столкновение с таким маленьким объектом может привести к катастрофе. (Однажды какая-то штука из космоса чуть не пробила стекло иллюминатора в американском космическом шаттле; уже на земле выяснилось, что эта штука — капелька краски, отлетевшая от одного из спутников.) Обычно в таких случаях предупреждение прилетает специалистам НАСА более, чем за пять часов, и они просто немного меняют траекторию МКС — делать это приходится нередко. Но тут оставалось четыре с половиной. Менять траекторию было уже нельзя — шансы, что тарелка долбанет в станцию, были чуть больше, чем один к тысяче, но все равно надо было готовиться к худшему.

Еще через час Центр управления НАСА связался с командиром МКС, американцем Скотт Келли, отключил публичную трансляцию коммуникаций и объяснил ему ситуацию: нужно задраить все люки на МКС и всем экипажем забуриться в пилотируемый модуль «Союз», чтобы, если тарелка попадет в станцию, отсоединиться от нее и спастись. При этом НАСА сказала Келли, чтобы он все равно дал интервью в прямом эфире, которое было запланировано на то же утро, — оно продлится 20 минут, он успеет сделать все необходимое. Дав интервью и задраив люки, Келли за четырнадцать минут до расчетного часа двинул к двум русским коллегам по экипажу, тому самому Геннадию Падалке и Михаилу Корниенко. Он обнаружил, что они едят. «Война войной, а обед по расписанию», — объяснил позже журналисту Корниенко: они не знали, сколько придется провести времени на «Союзе», а запасов там хватило бы всего на три дня. Доев, они упаковались в «Союз» и 12 минут ждали, ударит ли в них кусок мусора, и если да, то куда именно. Все обошлось.

Это — первая глава материала, практически безупречно написанная, надо сказать; прямо видишь всех этих космонавтов и специалистов НАСА; идеальная восстановленная сцена — можно давать студентам, как образец. Дальше выясняется вот что: 36912 в названии — это порядковый номер. Объект номер 1 — искусственный спутник, запущенный СССР в 1957-м. «Тесла», которую запустил Илон Маск, — номер 43205. То есть по земной орбите летают десятки тысяч разных штук — отслуживших свое приспособлений, каких-то символических капсул, обломков и так далее. И каждый год к ним прибавляются новые тысячи. И далеко не всегда их запускают с земли. В 2009 году на орбите столкнулись американский спутник компании Iridium и старый советский спутник «Космос». После этого в реестре НАСА появилось еще шесть тысяч (!!) объектов. И это только те, что видны — и могут быть занесены в реестр.

Иными словами, вокруг нашей планеты куча мусора, и с каждым годом она становится все большей угрозой — вспоминаем фильм «Гравитация», создатели которого, видимо, изучали этот сюжет (в тексте кино почему-то не упоминается). Сценарий вполне реальный: если столкнется что-то достаточно большое, может начаться эскалация с уничтожением спутников, которые раздают на Землю сигналы связи, например. Да и эпизоды, когда какие-то куски мусора становились причинами падений ракет-беспилотников или спутников, уже бывали. Теперь вопрос — как это чистить?
источник
Культурный
Хачадурян, разумеется, начинает с самого начала — с Дональда Кесслера, который еще в начале 1970-х начал бить в набат и убеждать коллег по НАСА, что мусор — это проблема и надо с ней что-то делать. Поначалу на него смотрели косо, считали за чудака; потом начальство в какой-то момент поняло, что Кесслер прав. Случилось это в 1978 году, когда из космоса на территорию Канады свалился «Космос-954», советский спутник с ядерным реактором на борту. Радиокативные обломки разбросало по территории в несколько сотен километров; их собирали группы в защитных костюмах при температурах ниже 40 градусов мороза. После этого космические ведомства решили изучить, что вообще происходит с вышедшими из строя спутниками, которые все еще летают в космосе, — тут-то и пригодился Кесслер.

Ну и дальше там тоже захватывающая история всего этого изучения и программы расчистки орбиты с кучей роскошных деталей. Сил пересказывать все нет — поэтому перейду сразу к финалу. А финал такой: в 2018 году с МКС выпустили огромный металлический куб, разработанный компанией NanoRacks. Куб — это робот по расчистке космоса. У него два оружия — гарпун и сеть (это отдельно поразительно: такой хай-тек — а заканчивается все двумя устройствами, которое человечество придумало в каменном веке). Этим гарпуном и сетью он ловит мусор в космосе. Есть видео, как он эту сеть набрасывает на тестовый объект, который сам же в космос и выбросил, — на реальных объектах НАСА его пока тестировать не разрешила из соображений безопасности. Видео совершенно завораживающее. Ну то есть понятно, что в промышленных масштабах вся эта расчистка начнется нескоро. Но когда-нибудь, видимо, начнется. Начинали с «Гравитацией», заканчиваем мультфильмом «Валли».  

В общем, это тот самый случай, когда если-вы-читаете-один-лонгрид-в-год-прочитайте-этот (я пересказал в лучшем случае четверть). Сильнейшие рекомендации.

https://www.newyorker.com/magazine/2020/09/28/the-elusive-peril-of-space-junk
источник
Культурный
​​На сайте журнала появился фрагмент из новой книги Сергея Зотова «История алхимии» — о том, что арабские ученые-мусульмане искали в египетских подземельях, о том, как появилась вера в то, что мумии обладают целебными свойствами, и о том, как исламские мистики планировали выращивать искусственных людей.
Про то, как словом «мумия» первоначально называли битум, применяемый в медицинских целях, и про то, как его стали добывать из египетских захоронений, Сергей рассказывал еще в старшилке «рецепт человека», когда-то вышедшей на Арзамасе.
источник
Культурный
Мясо, выращенное в лаборатории: многообещающая альтернатива, которая может появиться на обеденных тарелках через несколько лет.

Пандемия коронавируса, начавшаяся с продуктового рынка в Ухане показала одну из самых главных проблем современного мира — возрастающую потребность в мясной продукции. В связи с этим одной из ближайших передовых технологий может стать "культивируемое мясо" - это похожий на мясо продукт, выращенный в лаборатории из клеток, выделенных из животных, без необходимости их убоя. Этот новый способ производства "мяса" является передовым для пищевой промышленности, учитывая его потенциал для облегчения употребления мяса в пищу, без экологических и этических проблем, связанных с традиционной мясной промышленностью.

Ниже представлены передовые стартапы, занимающиеся разработками в данной области.

Компания Mosa Meat - основанная в 2013 году доктором Марком Постом из Маастрихтского университета положила начало этой тенденции. В августе 2013 года доктор Пост приготовил и попробовал первый в мире гамбургер, выращенный на клеточных культурах, перед толпой журналистов в Лондоне. Гамбургер был произведен из мышечных клеток крупного рогатого скота, выращенных в лаборатории, в то время его производство стоило более 250 000 евро. К счастью, с тех пор компания развивала свою технологию и в настоящее время утверждает, что готова вырастить говяжью котлету примерно за 9 евро. Компания нацелена на небольшой коммерческий выпуск в течение следующих нескольких лет после расширения производственных мощностей и получения разрешения регулирующих органов.

Memphis Meats - это калифорнийский стартап, который производит культивированные куриные наггетсы, говяжьи котлеты и утиную ткань. Благодаря частному финансированию в размере более 181 миллиона долларов от спонсоров, в том числе Ричарда Брэнсона, Билла Гейтса и гиганта мясной промышленности Tyson Foods, многие ожидают, что Memphis Meats станет первой компанией, которая успешно выпустит коммерчески доступный культивированный мясной продукт.

Aleph Farms - израильский стартап, разрабатывающий культивированные стейки с использованием запатентованной 3D-технологии. Компания стремится выйти на рынок со своим продуктом в течение трех — четырех лет.

BlueNalu - У этого стартапа из Сан-Диего большие планы по коммерциализации крупномасштабного предприятия по выращиванию морепродуктов из видов, которые чрезмерно вылавливаются, в основном импортируются, содержат высокие уровни загрязняющих веществ, таких как ртуть, и / или их трудно выращивать на фермах. Компания планирует выпустить продукцию на тестовый рынок через два — три года, прежде чем открыть свое первое крупномасштабное производство в течение пяти лет.

Finless Foods - калифорнийский стартап, который занимается культивированием мяса синего тунца — дорогого и находящегося под угрозой исчезновения животного, которое пользуется большим спросом. Компания считает, что выращивание мяса рыбы имеет несколько преимуществ по сравнению с тканью выращиваемых млекопитающих или птиц. Рыбные клетки более устойчивы к температурным изменениям, это снижает затраты на энергию и упрощает производство. Рыба от природы имеет тонкую пластинчатую текстуру, которую проще воссоздать, чем сложную трехмерную структуру мышц животных.

Meat-Tech 3D  - израильская компания, разрабатывающая выращенное в лаборатории мясо животных, включая крупный рогатый скот, кур и гусей. Компания планирует разработать гибридные продукты, которые предлагают более аутентичный мясной вкус, чем существующие аналоги на растительной основе путем комбинирования культивированных жиров с растительными белками.

Тем из вас, кто хочет есть больше растительной пищи, предлагаю загрузить приложение Food Monster - с более чем 15000 вкусных рецептов это крупнейший ресурс блюд на растительной основе, который поможет уменьшить воздействие на окружающую среду, спасти животных и стать здоровым.

Источники: www.idtechex.com, newfoodmagazine.com, verdict.co.uk, pitchbook.com, onegreenplanet.org
источник
Культурный
«В историях о микоризных сетях растения обычно выступают протагонистами. Грибы же лишь соединяют растения, словно какие-нибудь водопроводы, используемые для перекачки веществ от одного растения к другому. Фитоцентризм как он есть. И он вполне объясним, ведь присутствие растений вокруг более очевидно. Мы можем коснуться их, попробовать на вкус. Микоризные грибы не так заметны. Метафора «вселесной сети» (wood wide web) также затягивает нас в фитоцентризм, подразумевая, что растения – это эквиваленты интернет-страниц, а грибы – это гиперссылки, связывающие страницы друг с другом. Или растения – роутеры, а грибы – провода» 🤔

На самом деле грибы вовсе не пассивные кабели: они не используются нагло растениями, а оказывают им услугу, при этом контролируют ресурсы и их транспорт, некоторые даже выращивают себе микробов. Британский миколог Мерлин Шелдрейк предлагает взглянуть на «вселесную сеть» с позиции микоцентризма – почитайте отрывок из его дебютной книги «Запутанная жизнь» в нашем своевольном переводе (впервые на русском языке) 👉🏻
batrachospermum.ru/2020/09/entangled-mycorrhizal-networks/
источник
Культурный
#забавно
У меня есть научно-популярная лекция, на которой я рассказываю, как один не-математик "сделал" всех теоретиков, предложив вместо решения сложных оптимизационных  задач, анализировать данные канализации, в которой по шуму можно определять активность населения в конкретные моменты времени. Канализация вообще "золотая жила" для статистики, например вот пример стартапа, который в период ковида стал на ней зарабатывать:
https://www.biobot.io/covid19
источник
Культурный
Американские люди заботятся о том, как распределены раса и гендер в вашем списке цитирований

This python script guesses the race and gender (probabilistically) of the first and last authors for papers in your citation list (in the form of a .bib file) and compares your list to expected distributions based on a model that accounts for paper characteristics (e.g., author location, author seniority, journal, et cetera.) unrelated to race and gender.

https://github.com/mb3152/balanced_citer
источник