Size: a a a

Культурный

2020 September 23
Культурный
«Пещера Геракла» и оккультные науки на испанской земле

В Толедо есть одно интересное место, которое будоражило умы на протяжении многих веков и до сих пор привлекает внимание туристов и любителей всяческих легенд. Это так называемая «пещера Геракла» (исп. La Cueva de Hércules, на фото), расположенная в историческом центре города под ныне разрушенной церковью Сан-Хинес. С этой пещерой  связано сразу несколько легенд. Одна из них гласит, что пещера была входом в некий заколдованный дворец – средоточие несметных сокровищ и ужасного зла. Ни один смертный не должен был открыть его. Однако последний ветсготский король Родриго, движимый отчаянным желанием остановить угрозу со стороны арабов, решился проникнуть туда и забрать сокровища – чем привел Испанию к гибели. Согласно другой легенде, пещера Геракла служила тайным местом встречи магов, некромантов и демонологов со всего Средиземноморья. Там они проводили свои ритуалы, изучали запрещенные писания и вызывали демонов. Позже возникло представление о существовании в Толедо факультета или даже целого университета оккультных наук и колдовства. Считалось, что даже римские папы Сильвестр II (999 – 1003) и Григорий VII (1073 – 1085) обучались там некромантии.

Репутация бывшей столицы Вестготского королевства как загадочного и даже проклятого места начала складываться параллельно с идеями Реконкисты. Толедо стал ассоциироваться с предательством и грехами власть имущих, за которыми последовало неизбежное наказание в виде полчищ мавров. Долгое пребывание в руках «неверных» также подпитывало представления о нечистоте и греховности города: христиане считали, что именно по вине мусульман Толедо и вся Испания стали средоточием магических искусств.  К XII – XIII векам этот образ уже окончательно сложился: так, церковный писатель, монах и проповедник Гелинанд (Элинанд) из Фруамона в 1229 году утверждал, что «в Париже клирики изучают свободные искусства, в Орлеане – тексты древних, в Болонье – своды законов, в Салерно – снадобья, в Толедо – чертей, и нигде – добрые нравы». Впрочем, не только Толедо имел сомнительную репутацию «нечистого города»; таковыми признавались также Саламанка и Севилья. Однако именно древняя ветсготская столица и центр архиепископства сохраняет свой таинственный шарм и поныне.

#longread #culture #Spain
источник
Культурный
Шизоиды ЁБа.
«Козлы» и «Рыцари» скрестили Интернет со средневековьем.

Когда в 1969 King Crimson спели «Шизоид 21-го века», никто не знал, что это про ЁБ.
ЁБ – это русская фонетическая транскрипция IoB (аббревиатура «Internet Of Beefs» (Интернет ругани)). И если сокращение IoB ближе к сетевой терминологии (аля IoT), то русское ЁБ – наиболее релевантно сути. Об этом Венкатеш Рао из Института Берггрюена вчера опубликовал финальную версию эссе.

Очень интересно. А для тех, у кого мало времени, даю резюме.
1.  ЁБ - это медиапространство, где доминируют ярые приверженцы ругани. Те, кто считают любые высказывания, отличающееся от безоговорочного согласия и поддержки их мнения, признаком неуважения и провокацией к конфликту. Они сфокусированы только на ругани. В каждом сетевом взаимодействии они видят войну за территорию. При контакте с ними, ваш единственный выбор - спорить или слиться, отказавшись от ЁБа.
2.  ЁБ существует на всех платформах. Это децентрализованная, самодостаточная машина конфликтов, мотивирующая участников делать самые разные вещи с единственной целью – чтобы ЁБ крепчал.
3.  Технология ЁБа - это технология натравливания толп друг на друга. За каждым конфликтом стоит шкурный интерес каких-то «Рыцарей». Рыцари – это большие люди, знаменитости, уже добившиеся успеха и известности. У них есть свои последователи. Их социальный статус - часть их карьеры. Они остаются на вершине за счет непрекращающейся ругани с другими рыцарями. Вы наверняка знаете их имена.
4.  Семантическая структура ЁБа сформирована громкими спорами между харизматичными рыцарями -, слабо связанными с сообществами, населенными добровольными армиями их приверженцев. Подавляющая часть энергии конфликта заключается в том, что взаимозаменяемые приверженцы противостоят друг другу по линиям, обозначенным рыцарями, откуда они ведут бесконечный срач в бесчисленных битвах на просторах ЁБа.
5.  Конфликт на ЁБ не регулируется какой-либо стратегией или идеологическими доктринами. Это взболомученный гоббсовский конфликт общества чести с феодальной структурой, в основе которого лежит анонимная, взаимозаменяемая, злая фигура, отчаянно пытающаяся выглядеть значимой: «козёл» - представитель массовки соцсетей.
6.  Что заставляет козла быть козлом? Страстное желание произвести впечатление на рыцарей, с которыми они согласны. Для козла нет большей чести, чем быть замеченным рыцарями, за которых они сражаются. В результате верность козла - это валюта экономики ЁБа.
7.  Главная задача рыцарей – мобилизация своих козлов на битву с чужими. Лучшие рыцари ЁБа, такие как Трамп, руководствуются полностью реактивной философией: «Вот мои козлы; я должен выяснить, куда они идут, чтобы выйти вперед и повести их за собой». Для рыцарей особо ценны культурные конфликты на основе ругани, которую за них ведут козлы. Для козла конфликт - средство достижения цели, хотя и бессвязное. Для рыцаря конфликт - это инструмент. Поддержание его в рабочем состоянии - это основа бизнес-модели повышения репутации и культурного капитала. Одержав победу в битве, рыцари увеличивают число своих козлов. Чем больше козлов поддерживает рыцаря в стабильном состоянии боевой готовности, тем крупнее он игрок на ЁБе.
8.  Типичная позиция рыцарей ЁБа - козлы не важны и их не жалко. Рыцари не несут ответственности за то, что делают козлы, и не несут ответственности за взгляды козлов, сражающихся под их знаменами.
9.  В результате на ЁБе единственная значимая транзакция - это масштабная битва между армиями козлов - эквивалент инфокаскада или инфопандемии. Чем кровавее и глупее, тем лучше для подстрекательства рыцарей со всех сторон.
10.  С ростом поляризации в обществе, конфликты на ЁБе имеют тенденцию институционализироваться, производя закаленных воинов, которые строят свою карьеру на сохранении и усугублении проблем общества.
#раскол #социальныесети
источник
Культурный
​​Smithsonian Magazine: почему комары кусают некоторых людей чаще, чем других?

Согласитесь, обидно бывает вернуться из летнего похода с ног до головы искусанным злобными комарами, в то время как вашим товарищам даже не понадобился антикомариный репеллент. Почему так происходит? Почему один люди представляют для наших назойливых "друзей" настоящее лакомство, а других они буквально не замечают? Учёные говорят, что тому есть множество причин - от группы крови и состояния здоровья до веса тела: тучных грызут, например, гораздо чаще, а ещё они активнее потеют, что тоже привлекает комаров.

«Комары кусают нас, чтобы получить белки из нашей крови. Исследования показывают, что они могут находить одни группы крови более аппетитными, чем другие. Одно исследование доказало, что в контролируемых условиях комары нападали на людей с кровью группы O (группа 1) почти в два раза чаще, чем на людей с типом A (2 группа). Люди с кровью типа B (3 группа) оказались примерно в середине этого спектра. Кроме того, исходя из других генов, около 85 процентов людей выделяют через кожу химический сигнал, который указывает, какая у них группа крови, а 15 процентов - нет, и комаров также больше привлекают люди первой категории, независимо от того, к какому типу они принадлежат».

https://theidealist.ru/mosquitoes/

#SmithsonianMagazine #наука #комары #генетика #кровь
источник
Культурный
Бесполезный, но интересный факт

Существуют библиотеки звуковых сэмплов, которые используют композиторы, аудиодизайнеры для "простых" звуков, экономии ресурсов или пасхалок.

Подобных хранилищ несколько, поэтому сэмплы часто повторяются, но мы редко обращаем на это внимание, потому что в основном это банальные звуки природы, окружения.

Есть исключения - например крик Вильгельма (в каком-то смысле прародитель всех сэмплов) или надоедливый волчий вой (который протяженый такой - ау-у-у-у), половина кино-игровых волков так воет.

Интересное начинается, когда повторяются сложные звуки. В такой момент пользователь ловит настоящий unheimliche, пытаясь понять, что происходит. Большинство из вас знает песню Sonne - Rammstein. Вспомните возвышенный женский вокал на фоне. Если кто-то (в чем я уже мало уверен) играл в Might and magic VII: for blood and honor, то вы заметите сходство с озвучкой мелодии, играющей на локации Barrow Downs.

Самое смешное, что Пол Ромеро (композитор, работавший над проектами линейки Might and magic, а теперь дающий концерты) обожал сэмплы. Играя в третьих героев и Макса Пэйна вы встретите один и тот же звук (в героях это спуск в подземелье, в Максе - одна из основных тем).

Отсылки бывают не только в текстах, а звук зачастую играет большую роль, нежели визуал
источник
Культурный
Почти год назад я стал прощупывать весь тот культурный пласт, с которым могли столкнуться советские ребята и жеребята, написав небольшой обзор про японскую эстраду, которую допускали к концертам и пластинкам, получилось вполне увлекательно, за год отыскались еще кое-какие сведения, поэтому это все со временем обрастет новыми текстами. К чему это я? Собственно, к тому, что давно интересует, а именно как политическая и общественная парадигма влияли на представление о Японии, это, на мой взгляд, бесценный культурологический материал, в который я погружаюсь все глубже и глубже. Этот текст собирался еще с начала этого года, довольно непросто переловить все книжки и пополнить ими свою библиотеку,но букинистика увлекает.  Это первая часть из многих других частей, в ней мы поговорим о детской литературе из Японии, которая переводилась и была доступна советским детям/подросткам.  Авторские и народные сказки + кое-что еще приберегаю на следующий раз, чтобы не все сразу. А пока предлагаю почитать о том, как детские японские писатели говорят о смерти и войне, а дети это читают и обретают надежду на будущее.  
https://syg.ma/@gendaieye/dieti-na-vietru
источник
Культурный
В рамках интереса к американскому влиянию на Японию я каким-то весьма странным образом вспомнила про джаз.

В поисках информации решила довериться NPR Music, ответственных за организацию нашумевших tiny desk concerts (да-да, их недавнее с Билли Айлиш я не видела разве что во сне). Один из редакторов их джазового раздела в 2014 брал интервью у Тейлора Аткинса — историка университета Северного Иллинойса и заодно практикующего музыканта, посвятившего свою академическую жизнь джазу.
Именно это интервью я и приведу здесь, конечно же, в переводе на русский.
источник
Культурный
Мы в Америке часто видим джаз как сугубо американское явление. Однако, на деле, это направление с самого начала было весьма интернациональным. Как же джаз зародился в Японии?

В 1910-х пошел сильный рост в движении  лайнеров по Тихому океану — американцы и японцы начали перемещаться с западного побережья до городов Японии, Шанхая, или той же Манилы и обратно. Чаще всего на этих лайнерах были сопровождающие оркестры. Высаживаясь в портах Сан-Франциско и Сиэттла, эти же самые музыканты из интереса часто заходили в музыкальные магазины и покупали местные ноты — таким образом они выучили большое количество фокстротного репертуара, и другие популярные музыкальные произведения, которые создавались в то время. Там они покупали и пластинки. Когда они возвращались домой, то продолжали работать в оркестрах отельных лобби.

Так что, думаю, именно они были первыми, кто в Японии играл что-то похожее на фокстрот, рэгтайм или джаз. Импровизация, как и в американском джазе 1910-1920-х, лишь добавляла музыке пикантности.
Важный момент — и об этом, уверен, еще напишут не одну книгу — тот факт, что филиппинские музыканты учились джазу, после чего выступали в отелях, на лайнерах в Кобе, в Осаке, Шанхае и прочих похожих местах. Филиппины — американская колония, а потому они достаточно быстро освоили американскую музыку. Японские музыканты говорят, что филиппинцы были первыми, от которых они услышали коверкание языка и музыкальные импровизации.
источник
Культурный
Со временем, должно быть, такой музыкой больше прониклась поп-культура, нежели отельные вестибюли?

Да, с зарождением индустрии музыкальной звукозаписи в 20-х первыми грандиозными пластинками стали «My Blue Heaven» и «The Sheik of Araby», ну и похожие на них, а многие из этих песен потом получили и японскую интерпретацию, порой даже с переведенным текстом.
В первый раз многие услышали слово «джаз» в 1929 году в популярной песне, игравшей в фильме «Токийский марш». Текст песни отсылал к джазу, примерно в то же время само понятие наконец укрепилось в головах. Оно ассоциировалось с «современными девчонками» и «современными парнями» — японской версией флэпперов и дэнди — и элементами быта городского населения: избыток, спящие вместе кошки и собаки и прочие предвестники будущей беды. (смех)

Полагаю, в то время становлению джаза в Японии способствовали ещё и  определенные экономические факторы. Как вы пишете в вашей книге, музыкантам в танцевальных залах платили за песню, что мотивировало их писать более короткие музыкальные произведения.

Вы знаете, да, они укорачивали время на аккомпанемент, а также перестали писать длинные музыкальные соло. Причиной этого было желание продавать билеты, по которым парни могли танцевать с профессиональными танцовщицами. Чем короче были песни, тем больше было продано билетов и больше исполнено танцев за вечер, так что это в свою очередь повлияло на музыку.
Тот факт, что записывающие компании Columbia и Victor открыли дочерние подразделения в Японии с большими продажами джазовых пластинок — либо выпущенных в Америке и импортированных, либо с японскими музыкантами — тоже имел значение.
В 1923 в Токио произошло катастрофическое землетрясение, многим музыкантам пришлось переехать на запад, в Осаку и Кобе. Поэтому вплоть до окончания 1920-х большая часть событий приходилась на эти города, в то время как в Токио происходила реставрация.

Кого в первую очередь зацепила эта музыка? Я имею в виду, кто стал ключевой аудиторией? Те танцоры, проводившие время в танцевальных залах? Или может быть с джазом происходило то же, что и с хип-хопом среди небогатых слоёв населения сегодня? Было ли в то время что-то подобное?

Нет. Все попытки во время холодной войны отождествлять джаз с обездоленными оказались безуспешными. Ну, в том смысле, что хотя джаз и появился среди обездоленных в Новом Орлеане, он не прижился. К слову, в большинстве мест (в мире) он становится музыкой молодых, городских жителей среднего и выше среднего класса, имеющих доступ к последней моде, гуляющих по кафе, покупающих пластинки, слушающих радио, танцующих в танцевальных залах, смотрящих кино и спортивные матчи. Это лишь одно из многих так называемых современных развлечений доступных им. У них выработалось сильное осознание причастности к тому, что, по их мнению, выступало глобальным движением или волной.
Да так, что даже люди, не ценившие такую музыку — как, например, социальные или музыкальные критики — говорили: «Несмотря на то, что данная музыка является низшей формой западного музыкального искусства, мы все равно должны в ней разобраться». Однако сельские массы оставались вне всей шумихи вокруг джаза — особого восторга он у них не вызывал. К тому же, консерваторы, которые как будто «отстаивали права сельских жителей», часто прибегали к аргументу вроде: «Вы только посмотрите, ох уж эти горожане, джаз является всего лишь еще одним развлечением этих людей, и в этом вы с ними различны!».
источник
2020 September 24
Культурный
Рассказы о шаманах от издательства «Безбожник».

Ксенофонтов, Гавриил Васильевич. Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бурят и тунгусов [Текст] / Г. В. Ксенофонтов ; С пред. С. А. Токарева ; Обложка: П. Кузаньян. — 2-е изд., доп. и перераб. — Москва : Безбожник, 1930 (тип. «Гудок»). — 123, [2], [2] с. объявл.; 22×15 см.

Скачать книгу на сайте ОРПК
источник
Культурный
«Ритуальные жертвы,
Разврат и содомия!
Каждому из вас
Нужна лоботомия»,

– это не лирика группы «Кувалда», а стихи, которые американец Ричард Маккэслин посвятил членам Богемского клуба, подозревая их в сатанизме и торговле детьми. Википедия описывает Маккэслина как «бывшего морпеха, косплеера, каскадера-Бэтмена и осужденного уголовника» – биография, довольно близкая по уровню мощности к Алану Муру с его «writer/wizard/Rasputin impersonator». Маккэслин тоже связан с миром комиксов: рисуя себе супергеройские альтер-эго, он мечтал однажды прославиться в реальной жизни. И отчасти ему это удалось.

Я давно люблю издательство Feral House (не только за блэк-метал раскраски), но их новая книжка о Маккэслине, American Madness, прямо очень хорошая: его биография местами напоминает самые сумасшедшие песни Clutch. Решила рассказать самое интересное для тех, кто не слышал о Призрачном Патриоте, потому что «они скрывают». Хотя интересно там почти все – начиная с того, что это частный случай «рока против наркотиков» (патриот против кантри) и заканчивая тем, что в быту это был вполне творческий, спортивный и с отличным чувством юмора мужчина, который, тем не менее, направил всю свою энергию в русло борьбы с тайным мировым правительством. Sad!
источник
Культурный
источник
Культурный
​​По моим наблюдениям, если не большинство, то значительная часть поклонников джаза ведут отсчёт интересующей их музыки с появления бопа, а к свингу относятся с определённым пренебрежением. Но даже среди тех, кто свингом не брезгует, найдётся немало людей, кто при упоминании Гленна Миллера сморщится. Для многих это чуть ли не самый кринжовый музыкант своей эры – довоенный Кенни Джи. Я и сам, признаться, не большой фанат его творчества – слишком уж однообразной, слишком предсказуемой кажется мне его музыка. Может, эта предсказуемость и привлекала слушателей в то непредсказуемое время?

Но обойти стороной музыку самого успешного артиста в истории звукозаписи я не могу, поэтому предлагаю вам послушать его V-disc Stealin’ Apples. Для тех, кто не в курсе деталей его биографии, небольшая справка. Запись эта сделана Миллером с его военным оркестром, ведь ещё в 1942 он на пике популярности распустил свой гражданский бэнд и добровольцем присоединился к армии. В армию Миллер пошёл, конечно, не маршировать по плацу под синхронные фанфары корнетистов. Он сразу взялся за модернизацию музыки вооружённых сил и, на удивление быстро преодолев сопротивление консервативно настроенных генералов, сформировал современный биг-бэнд, ставший одним из главных орудий пропаганды союзников. В 1944 бэнд базировался в Великобритании, где дал бессчётное количество концертов. 15 декабря 1944 года, ровно через год после гибели Фэтса Уоллера, майор Гленн Миллер вылетел в Париж, надеясь подготовить условия для выступления своего оркестра. Его самолёт бесследно пропал над Ла-Маншем, породив кучу теорий, – от инсценировки собственной смерти (да, Элвис не первый уехал жить на остров) до сокрытой Пентагоном недостойной майора ВВС США кончины в парижском борделе. Впрочем, все эти версии меркнут в сравнении с советской,
согласно которой Миллер был похищен русской разведкой, после чего взял фамилию Андропов и превратился в итоге в самого загадочного генсека в союзной истории. Это вам не 5G-вышки поджигать! Ну ведь похожи же?

#Y1944 #glennmiller
источник
Культурный
В Киеве в советское время активисты «Подпольной порнографической группы» рисовали эротический комикс про Октябрину — полуобнаженную супергероиню, победившую радиоактивного моржа. Комикс настолько разошелся, что Октябрина в косынке вместо лифчика появилась на обложке The Daily Telegraph Magazine.

Что за бред, скажете вы. И будете отчасти правы: никакого комикса в Киеве, конечно же, не рисовали. Но Октябрина на обложке британского журнала появилась в 1971 году, это факт.

Комикс про Октябрину — одна из самых увлекательных мистификаций советской эпохи. Устроили ее два политэмиграта Петр Садецкий и Анатолий Кузнецов и даже успели издать комикс, прежде чем их разоблачили.

Историк и автор канала «Корги-комсорги» (@komsorgi) Дмитрий Козлов рассказывает историю первой супергероини Советского Союза.

https://knife.media/oktobriana/
источник
Культурный
Представляем очередного члена жюри конкурса «Музыкальная академия» — историка музыки, текстолога и поэта-переводчика Михаила Сапонова.

На протяжении последних 30 лет Сапонов заведует кафедрой истории зарубежной музыки в Московской консерватории. Там же в 2011 году он возглавил Научно-исследовательский центр методологии исторического музыкознания. Научные интересы Сапонова охватывают историю импровизации в музыке XIII–ХХ веков, устные формы профессионального музицирования в Европе, искусство Иоганна Себастьяна Баха и творчество композиторов Латинской Америки.

Владея несколькими языками, Сапонов перевел многочисленные тексты, связанные с музыкой, среди которых статьи Гийома Аполлинера и Жана Кокто, дневники Луи Шпора и Роберта Шумана, Пролог к «Сказанию о саде» Гийома де Машо, «45 минут для чтеца» Джона Кейджа. Также исследователь опубликовал ряд писем Рихарда Вагнера и Густава Малера по автографам из российских архивов.

Сапонов входит в редколлегии ряда научных журналов, а также консультирует редколлегии Музыкального энциклопедического словаря и журнала Opera musicologica.

В 2016 году Сапонов передал Научно-музыкальной библиотеке имени Танеева рукописи Карлхайнца Штокхаузена. На презентации исследователь рассказал о том, как автографы попали в его личное собрание, и о первом и единственном приезде Штокхаузена в СССР, а также зачитал некоторые из писем.
источник
Культурный
Знаете мем ты снаружи/ты внутри про полностью чёрный аутфит и смешные цветные носки? Нашли в фонде эквивалент - архитектурная фантазия Льва Руднева и её оборот.
источник
Культурный
источник
Культурный
Эпизод из воспоминаний сталинского наркома финансов А. Зверева. Примечательно, что дело происходит в середине 20-х гг., т.е. не во время военного коммунизма или коллективизации. Сам Зверев работает старшим уездным инспектором по продовольственным заготовка в Московской губ.:

"Но я старался избегать всяких «перегибов». Не всем это удавалось. Один мой старый  товарищ, С. Н.  Семейкин, был председателем Петровского волисполкома. В волости находились крупные текстильные предприятия. Вокруг них вертелись разные жучки: кто приспособился поставлять пряжу, кто — телеги для развоза товара, кто — краску. По закону им полагалось платить контрибуцию — вненалоговую сумму с крупных доходов. Но ни один из них не внес в казну даже грошика.

Стал Семейкин думать, как поступить. Уговоры не помогают, словесные угрозы  тоже. Арестовал он троих, все равно не платят. Арестовал тридцать человек — никакого эффекта! Нет, дескать, денег, и все тут. Взбешенный и отчаявшийся Семейкин заявил, что за неповиновение властям и в назидание другим он  одного из задержанных  повесит. Заколотил в потолок волисполкомовского  кабинета здоровенный крюк, накинул веревочную петлю, поставил табуретку  и  приказал привести из камеры предварительного заключения «буржуя Боронихина».

Милиционер привел Боронихина. Председатель спрашивает:
— Будешь платить?
— Рад бы, Степан Никитич, да нечем.
— Видишь петлю?
— Вижу.
— Полезай.
— Что вы, Степан Никитич? Да ведь вас самого потом не помилуют.
—  Я знаю. Да вот у меня револьвер. В случае чего застрелюсь, как подобает  честному большевику, но сначала тебя, прохвоста, повешу — на страх всем прохиндеям, чтобы знали, как обманывать Советскую власть! Лезь в петлю, а не то первую пулю — тебе.
— Ну что же, прощайте, Степан Никитич!

Купец взбирается на табурет и, вытаращив от страха глаза, просит сбавить  контрибуцию. Семейкин требует прекратить разговор. Купец торгуется, предлагает уплатить три четверти суммы. Председатель подходит к нему и собирается вышибить ногой табуретку. Боронихин вопит, что согласен уплатить  все положенное.

Когда мне рассказали эту историю, я вначале не поверил, что Семейкин решился на такое. Но сам Семейкин не только подтвердил, что все было именно так, но искренне жалел, что не  успел ударить по табуретке.  Никакие мои слова,  что это самосуд, не произвели на него впечатления. Он остался при своем мнении".

Если для НЭПа инсценировка казни при сборе "контрибуции" (хорошее слово) - это еще действительно "перегиб", то в период коллективизации, когда наверху на такие вещи стали закрывать глаза,  "перегибы" превратились в обыденность. Например, в известном письме Шолохова Сталину упоминаются такие методы проведения хлебозаготовок: "...надевали на шею веревочную петлю и вели к проруби в Дону топить...", "...стреляли мимо головы допрашиваемого из дробовиков..." и даже "...в помещение комсода внесли человеческий труп, положили его на стол и в этой же комнате допрашивали колхозников, угрожая расстрелом..."
источник
2020 September 25
Культурный
The Pudding с помощью бигдаты (4 миллиона ответов на опросы) и рисованных человечков показывают, как на дискотеках объединить или разделить людей разных поколений.

Это продолжение большого проекта про то, как люди узнают музыку:
https://pudding.cool/2020/09/wedding-playlists/
источник
Культурный
Американо-израильский историк экономики Джоэль Мокир
«Великая ирония истории: европейцы смогли колонизировать, подчинить и эксплуатировать людей по всему миру. Однако потомки этих покоренных народов сегодня намного богаче своих предков во многом благодаря европейским знаниям. Что же стало причиной? Ответ — знание.
В 1250 году европейцы отставали от других цивилизаций, но к XVIII веку, началу промышленной революции, уже вышли в лидеры. Этот прорыв случился не благодаря большему объёму знаний, а благодаря другим мировоззрению и компетенциям. Это две главные составляющие аргумента профессора Мокира.
Мировоззрение
1. Скептицизм
Средневековая европейская интеллигенция — за некоторыми заметными исключениями — твердо верила, что носители классических знаний священны. Но затем появились сомнения. К 1500 году такая критика стала более распространенной. К 1700 году Коперник, Галилей, Декарт, Ньютон и многие другие создали новую науку, пренебрегая классическим «каноном».
В других цивилизациях — китайской, мусульманской, индийской — традиционалисты в основном победили. То же самое было и с еврейской цивилизацией в Европе до 1750 года. Там вместо того, чтобы испытывать и критиковать традиционные знания, интеллектуалы занимались экзегезисом и филологией, спорили о том, что древние мудрецы «на самом деле имели в виду».
2. Открытость
Европейцы с ранних времен были готовы учиться у других цивилизаций и с готовностью принимали (или крали) их идеи, а затем совершенствовали их. После 1500 года, когда они начали путешествовать по миру, они переняли и научились делать индийский хлопок, китайский шелк и фарфор, а также растить многие культуры из Нового Света.
Одно из объяснений — конкуренция. Европа была глубоко раздроблена по многим направлениям: разные династии, княжества, города, университеты, религии. Если знания каким-то образом были полезны, было важно их получить, чтобы сохранить конкурентоспособность страны.

(дальше здесь)
https://www.facebook.com/arteume.corsunn/posts/4494403933935266
источник
Культурный
The €0 denomination issued for the 200th anniversary of Karl Marx in a limited edition of 5,000 copies.
источник