Но могло ли быть такое, что они все же не просто идеализировали, а с большим удовольствием воспринимали более насыщенные запахи? Там ведь явно многие ощущения были более яркими - например, мужчины больше плакали и вообще проявляли чувства (об этом как-нибудь в другой раз :). Вот Эдмунд Спенсер сравнивает тело возлюбленной с благоухающим садом - в переводе Лукьянова (простите, если кто-то предпочитает другой 🥳): «У губ её левкоя аромат, У щёк румяных - розы красноликой, Чело дышало, словно цинний ряд, Глаза – чуть распустившейся гвоздикой, Корсаж чудесный - свежей земляникой, А шея – водосбором голубым, Грудь - лилией без лиственной туники, Соски – цветком жасмина молодым.» Это стандартный петраркистский мотив, возлюбленная - сад, даже особый сад - hortus conclusus (дева Мария!), но что стоит за ним, только ли образ или иное восприятие запахов вообще? Почему у Спенсера в сонете пахнут такие части тела, которые мы сейчас не соединяем с ароматами (глаза!). А с другой стороны (пишет Кеннеди) Мишель Монтень в трактате «О запахах» глубокомысленно заявлял, что лучший запах тела (особенно женского) - это отсутствие запахов.
Открыла я этот трактат (точнее, это глава «Опытов», конечно) сейчас и что же? Монтень там пишет, что просто чувствителен к ароматам - чувствительнее других людей. Может, Спенсер вообще был повыносливее и без особенной брезгливости - и это еще и личные особенности? А что насчет культурных различий тогдашних французов и британцев? (А русские вон вообще в баню ходили вроде каждую неделю?) Король Лир, кстати, тоже мается ольфакторной чувствительностью, причем он ничем не пахнущей хорошей дочери Корделии изначально приписывает неприятное значение... Но при этом же чОртов Монтень носит пышные усы и жалуется (или хвастается?), что в них застревают запахи. А казалось бы, брезгуешь чужими запахами - сбрей заросли под носом, чувак:
«Тем не менее я очень люблю вдыхать приятные запахи и до крайности ненавижу дурные, ибо к ним я чувствительнее, чем кто-либо другой:
Namque sagacius unus odoror,
Polypus, an gravis hirsutis cubet hircus in alis. Quam canis acer ub? Leateat sus.
{Мое обоняние, Полип, различает козлиный запах волосатых подмышек лучше, чем пес с самым острым нюхом чует логово вепря[839] (лат.)}(...) Удивительно, до какой степени пристают ко мне всевозможные запахи, до какой степени моя кожа обладает способностью впитывать их в себя. Тот, кто жалуется, что природа не наделила человека особым орудием для того, чтобы подносить запахи к носу, неправ, ибо запахи сами проникают в нос. Мне же, в частности, очень помогают в этом отношении мои пышные усы. Стоит мне поднести к ним мои надушенные перчатки или носовой платок, и запах будет держаться на них потом целый день. По ним можно обнаружить, откуда я пришел. Когда-то, в дни юности, крепкие поцелуи, сладкие, жадные и сочные, прилипали к ним и часами удерживались на них. И, однако, я мало подвержен тем повальным болезням, которые передаются при соприкосновении человека с человеком или чрез зараженный воздух. В свое время я счастливо избег таких заболеваний, свирепствовавших в наших городах и среди войск.»
Короче говоря, для тех, кто хочет углубиться в тему исторических запахов и узнать кто и что чем благоухал в 16-17 веках, вот ссылки:
Колин Кеннеди о розах
https://shakespeareandbeyond.folger.edu/2020/09/22/perfumes-rose-elizabethan-tudors/Кеннеди о «запахе женщины»
https://www.academia.edu/1415287/_Do_You_Smell_a_Fault_Detecting_and_Deodorizing_King_Lear_s_Distinctly_Feminine_OdorИ вообще, у нее там много статей, в том числе о запахах на елизаветинской сцене - пошукать можно тут:
https://204.academia.edu/ColleenKennedyБрезгливый Монтень о запахах
https://fil.wikireading.ru/39381