Size: a a a

Культурный

2020 October 04
Культурный
источник
Культурный
Сборник статей, посвященный художественной культуре Советского Востока.

Художественная культура Советского Востока [Текст] : сборник статей А. Башкирова, И. Бороздина, Б. Денике [и др.] / под общей редакцией И. Бороздина. — Москва : Academia ; Ленинград : Гос. тип. им. Евг. Соколовой, 1931. — 115, [1] с., [8] л. ил. : ил.; 21 см.

Скачать книгу на сайте ОРПК
источник
Культурный
Но могло ли быть такое, что они все же не просто идеализировали, а с большим удовольствием воспринимали более насыщенные запахи? Там ведь явно многие ощущения были более яркими - например, мужчины больше плакали и вообще проявляли чувства (об этом как-нибудь в другой раз :). Вот Эдмунд Спенсер сравнивает тело возлюбленной с благоухающим садом - в переводе Лукьянова (простите, если кто-то предпочитает другой 🥳): «У губ её левкоя аромат, У щёк румяных - розы красноликой, Чело дышало, словно цинний ряд, Глаза – чуть распустившейся гвоздикой, Корсаж чудесный - свежей земляникой, А шея – водосбором голубым, Грудь - лилией без лиственной туники, Соски – цветком жасмина молодым.» Это стандартный петраркистский мотив, возлюбленная - сад, даже особый сад - hortus conclusus (дева Мария!), но что стоит за ним, только ли образ или иное восприятие запахов вообще? Почему у Спенсера в сонете пахнут такие части тела, которые мы сейчас не соединяем с ароматами (глаза!). А с другой стороны (пишет Кеннеди) Мишель Монтень в трактате «О запахах» глубокомысленно заявлял, что лучший запах тела (особенно женского) - это отсутствие запахов.

Открыла я этот трактат (точнее, это глава «Опытов», конечно) сейчас и что же? Монтень там пишет, что просто чувствителен к ароматам - чувствительнее других людей. Может, Спенсер вообще был повыносливее и без особенной брезгливости - и это еще и личные особенности? А что насчет культурных различий тогдашних французов и британцев? (А русские вон вообще в баню ходили вроде каждую неделю?) Король Лир, кстати, тоже мается ольфакторной чувствительностью, причем он ничем не пахнущей хорошей дочери Корделии изначально приписывает неприятное значение... Но при этом же чОртов Монтень носит пышные усы и жалуется (или хвастается?), что в них застревают запахи. А казалось бы, брезгуешь чужими запахами - сбрей заросли под носом, чувак:

«Тем не менее я очень люблю вдыхать приятные запахи и до крайности ненавижу дурные, ибо к ним я чувствительнее, чем кто-либо другой:
Namque sagacius unus odoror,
Polypus, an gravis hirsutis cubet hircus in alis. Quam canis acer ub? Leateat sus.
{Мое обоняние, Полип, различает козлиный запах волосатых подмышек лучше, чем пес с самым острым нюхом чует логово вепря[839] (лат.)}(...) Удивительно, до какой степени пристают ко мне всевозможные запахи, до какой степени моя кожа обладает способностью впитывать их в себя. Тот, кто жалуется, что природа не наделила человека особым орудием для того, чтобы подносить запахи к носу, неправ, ибо запахи сами проникают в нос. Мне же, в частности, очень помогают в этом отношении мои пышные усы. Стоит мне поднести к ним мои надушенные перчатки или носовой платок, и запах будет держаться на них потом целый день. По ним можно обнаружить, откуда я пришел. Когда-то, в дни юности, крепкие поцелуи, сладкие, жадные и сочные, прилипали к ним и часами удерживались на них. И, однако, я мало подвержен тем повальным болезням, которые передаются при соприкосновении человека с человеком или чрез зараженный воздух. В свое время я счастливо избег таких заболеваний, свирепствовавших в наших городах и среди войск.»

Короче говоря, для тех, кто хочет углубиться в тему исторических запахов и узнать кто и что чем благоухал в 16-17 веках, вот ссылки:

Колин Кеннеди о розах https://shakespeareandbeyond.folger.edu/2020/09/22/perfumes-rose-elizabethan-tudors/

Кеннеди о «запахе женщины»
https://www.academia.edu/1415287/_Do_You_Smell_a_Fault_Detecting_and_Deodorizing_King_Lear_s_Distinctly_Feminine_Odor

И вообще, у нее там много статей, в том числе о запахах на елизаветинской сцене - пошукать можно тут: https://204.academia.edu/ColleenKennedy

Брезгливый Монтень о запахах
https://fil.wikireading.ru/39381
источник
Культурный
В категории шутки за тысячу победил все же Водовозов.
источник
2020 October 05
Культурный
обученная на работах лучших научных иллюстраторов нейросеть рисует атлас собственной «неестественной истории»

https://twitter.com/soficrespo91/status/1301827894298267650
источник
Культурный
Гражданская война и НЭП создали в Советской России почву для роста числа секс-работниц. Советская власть долгие годы считала проституцию тяжелым наследием дореволюционного прошлого и пыталась решить эту проблему ненасильственными методами, в частности попытками перевоспитания в специальных учереждениях. Историю одного такого эксперимента в своей книге описывает Наталья Лебина

https://telegra.ph/Svirskij-ehksperement-10-05
источник
2020 October 06
Культурный
​​👉🏻 Помните картинку из школьного учебника «строение кожи»? Эта картинка непременно включает волосяной фоликул и прикрепленную к волосу маленькую мышцу — ту, что двигает волоски, поднимая шерсть дыбом у наших меховых родственников-млекопитающих и несколько комично пытается «поднять дыбом» волоски на теле у совсем не мехового человека.

У человека шерсть дыбом не получается, получается «гусиная кожа» в пупырышках.

☝🏻 В июле 2020 года в журнале «Cell» была опубликована работа ( https://www.cell.com/cell/fulltext/S0092-8674(20)30808-4 ), утверждающая, что «шерсть дыбом» и «гусиная кожа» способствуют усиленному росту волос и препятствуют облысению.

📌 Та самая маленькая мышца с картинки соединяет симпатический нерв со стволовыми клетками волосяного фолликула.

📌 Мурашки по коже — сигнал к активации этих стволовых клеток, запускающий программу роста новых волос.
Ну, если речь идет о волосах га теле — не очень-то и нужен этот рост новых волос, а вот если речь идут о коже головы — совсем другое дело.

📌 Так что механизмы, вызывающие «мурашки» на голове (а это, например, трогательная музыка, предвкушение грандиозных событий, физическое удовольствие) способствуют росту густой шевелюры.

Слушайте прекрасную музыку, стройте грандиозные планы — и вы не облысеете! 🌱
#о_человеке
источник
Культурный
Йохан Георг Шлейфер. Кот и его запчасти. 1830. Библиотека кантона Аппенцель-Ауссерроден, Швейцария.
источник
Культурный
Самцы куликов-турухтанов (Philomachus pugnax) в зимнем пере. Видите, разноцветные перьевые "воротники" на шее используются ими для так наазываемых токов - брачных демонстраций, когда самцы собираются вместе для проведения брачных ритуалов, а самка выбирает понравившегося. Тогда аксессуар раскрывается, делая кулика похожим на пернатого Чебурашку с ушами.
источник
Культурный
А ещё турухтаны изобрели трансгендеров до того, как это стало модным.  Дело в том, что самцы этих птиц делятся на три типа.

Во-первых, суровые «альфы» с огромным воротником. Они крупные, сильные, и на токах отвоёвывают себе большие территории, откуда ревностно гоняют всех остальных самцов. Нетрудно догадаться, что такие особи спариваются с наибольшим количеством самок.

Следом за ними идут «беты» - более мелкие, но всё ещё мужеподобные самцы. У них нет постоянных территорий, но есть воротник, и некоторое количество женщин им тоже достаётся.

И, наконец, третий тип - «трансвеститы». Такие парни практически ничем не отличаются от самок - разве что чуть более крупными размерами. Это позволяет им незаметно проникать в гаремы «альф» - какой нормальный самец погонит женщину прочь со своей территории? Стоит мачо отвлечься - как ушлый притворщик начинает спариваться со всеми его самками, до которых сможет достать.  А на картинке - самка и её воздыхатели разных типов (Farrell et al. 2013)
источник
Культурный
источник
Культурный
Тасманские дьяволы будут дьявольски кричать в лесах Австралии впервые за 3000 лет!

https://brkng.news/tasmanskih-dyavolov-vypustili-v-dikuyu-prirodu-avstralii/
источник
2020 October 07
Культурный
#1950е
💥 Уолт Дисней — это не только Бэмби, Микки Маус и Тинкер Белл, но и и пропаганда. Ещё в военное время он делал анти-нацистские ролики, позднее снимал кино про освоение космоса. А в конце 50-ых Дисней подрядился быть апологетом мирного атома. В 1956-м, объединившись с немецким учёным Хайнцем Хабером, компания выпускает книгу "Наш друг атом", для которой рисовали 22 художника студии. Сам Дисней в прологе рассказывает, как научная фантастика, например, Жуль Верн, повлияли на развитие науки. Книга признает дуализм атомной энергии, но старается фокусироваться на позитивном и с помощью сказочных образов раскрывает суть явления.

Посмотреть отдельные страницы из книги можно тут:
https://flashbak.com/our-friend-the-atom-the-1956-disney-book-that-made-you-love-the-bomb-38741/

А спустя год на телеэкраны вышел фильм, где вперемежку ученые, Дисней, анимация и документальная съемка подробнее раскрывают ту же тему.
https://www.youtube.com/watch?v=8PwllA-CyJU
источник
Культурный
Халяль VS харам в Поволжье

Религиозное возрождение в среде татар Поволжья, начавшееся после распада СССР, в сельской местности порой принимало необычные формы. Главными проблемами любых деревень России остаются отток населения в города, отсутствие социальной инфраструктуры, безработица и бытовое пьянство. Эти проблемы не всегда, но все-таки порой решаемы за счет инициативы снизу и предприимчивости населения: наиболее ярко это можно наблюдать в татарских деревнях Пензенской области (Средняя Елюзань), Мордовии (Белозерье), Чувашии (Шыгырдан), Самарской области (Алькино).

Как и сами их жители, так и наблюдатели одной из причин такого развития деревень в постсоветский период называли исламский фактор. Так вот, что любопытно трезвеннические настроения среди населения в таких татарских деревнях, когда из следования религиозным предписаниям ислама о запрете употребления спиртосодержащих напитков, в местных магазинах и заведениях общепита из продажи  полностью исключался алкоголь. Причем нередко инициатива исходила не только со стороны рядовых жителей, но даже сами предприниматели, которые являются владельцами магазинов и придорожных кафе в сельской местности, соглашались с необходимостью полного исключения алкоголя из продажи, несмотря на то, что это несло определенный убыток. Этот процесс получил название "халялизации" татарских деревень.

Флагманом халялизации можно считать Балтасинский район РТ, где благодаря стараниям мухтасиба Джалиля Фазлыева, являющегося по совместительству с 2006 года главным казыем ДУМ Татарстана, в магазинах и кафе продажа алкоголя исключена. Более того в райцентре Балтаси появилась целая улица Халяльная.

Фазлыев в начале 2000-х годов параллельно стал внедрять практику проведения мусульманских Сабантуев в Татарстане: сегодня это не только праздник с исполнением национальных песен, спортивных состязаний, но и мероприятие с проповедью имама, коллективным намазом и абсолютным запретом продажи и распития алкоголя. Подобный способ проведения досуга возник и в соседнем Башкортостане, где получил название мусабака, а главными популяризаторами этих мероприятий стали местные салафиты.

Такая стихийная трезвенническая культура, поддерживаемая как мусульманским духовенством, так и широкими слоями населения (особенно женщинами и стариками), пришлась не по душе местным властям Татарстана, так как в регионе функционирует АО «Татспиртпром» - крупнейшая государственная вино-водочная компания, которая является вторым по значимости налогоплательщиком в региональный бюджет после ПАО «Татнефть». В Татарстане халялизация приняла необычную форму: поскольку родной брат президента Татарстана Раис Минниханов решил поддержать местных бизнесменов в добровольном отказе от продажи алкоголя, власти Татарстана учредили АО «Харам». Учредителем стало Минземимущество Республики Татарстан: 100% акций принадлежит райисполкому. Данная госкомпания развернула торговую сеть, которая состоит из 26 магазинов по продаже алкоголя и сигарет. Все торговые точки имеют вывески «Харам» или по-татарски «Хәрәм» (см. фото). Во всех остальных магазинах продуктов питания, составляющих подавляющее большинство в регионе, алкоголь в продаже отсутствует.
 
Прочитать более подробно, как проходит противостояние трезвеннической (халяльной) и секулярной (харамной) моделей в Поволжье, можно на нашем сайте.
источник
Культурный
Просто медная голова быка (с глазами из ракушек и лазурита), сделанная в Месопотамии примерно четыре с половиной тысяч лет назад. Эта красота хранится в Сент-Луисском художественном музее
источник
Культурный
The historical "darüşşifa" (hospital in Turkish) in Sultan Beyazid II Social Complex in the northwestern province Edirne was famous for alternative treatment methods from the 15th to 19th centuries. Alongside water, sound and scent therapies, Ottoman physicians used music to treat their patients. Speaking to the Anadolu Agency (AA), Trakya University Chancellor Yener Yörük said the hospital offered its services to mentally-ill patients along with patients suffering from physical diseases. Ottoman historian and wanderer Evliya Çelebi's (1611-1682) "Seyahatname" (Book of Travels) contains abundant information about the hospital. Çelebi recorded the number of doctors working at the hospital, how much money they earned and which makams (Ottoman classical music systems) were appropriate for treating certain illnesses. "Although these remedies are different from modern medicine, they were the most modern treatments at the time and were commonly practiced at the hospital," Yörük said. In order to cherish the memory of the period, music is broadcast on certain days of the year at the hospital, which was converted into a health museum in 1993. So far 19 concerts were held at the museum with 10 musicians, as mentioned in the historical accounts, and it is now ready to host its 20th concert in the upcoming months. In addition to common medical treatments such as cauterization and cupping, music was also used at the hospital as clearly described in "Seyahatname:" "In the hospital which was built by late Sultan Bayezid II, three singers, a ney [reed flute] player, a violinist, a miskal [pan flute] player, a santur player, a dancer, a çeng [Ottoman harp] player and a lute player give concerts three days of the week to patients and the mentally ill to cure them. God willing, most of them like the sound of instruments and relax. While certain makams such as Neva, Rast, Dügah, Segah Çargah and Suzinak are good especially for mentally ill patients, other makams including Zengüle, Buselik and Rast help all patients. All instruments and makams are good for the human soul." The music treatment section is one of the most striking sections of the museum. Musical treatments are demonstrated with models and related information is given regarding which makam used for what illness. Rast was played for people suffering from convulsions and paralysis while Zirefkend was used for those suffering from back pains. Heart diseases were treated by playing Zengüle, headaches through Rehavi, urological problems through Hicaz and malaria through Uşşak.

https://dailysabah.com/music/2014/10/09/music-as-a-method-of-healing-in-ottoman-times/
источник
Культурный
источник
Культурный
источник
Культурный
источник
Культурный
Никогда раньше не замечала идейной и иконографической симметрии между Благовещением и стигматизацией Св. Франциска, а она есть, и очень крутая. В обоих случаях божественное вторгается в тело избранного, делая физически видимым внутреннее соответствие Богу; чудесные отметки совмещают в себе физиологическую реалистичность и неподвластность законам смертного тела (зачатие непорочно, а раны не заживают). В обоих случаях реципиенты усердно молятся в уединении, которое нарушает проводник божественной воли — ангел (серафим), вооруженный лучами света. Неудивительно, что в житиях визионерок стигматы так часто идут в паре с мистической беременностью: здесь опыт Св. Франциска дополняется способностью девственного женского тела проецировать на себя не только смерть, но и рождение Христа.

(идея прекрасной Carolyn Muessig, её новую книжку "The Stigmata in Medieval and Early Modern Europe" ищите во всех либгенах страны)
источник