О прогнозах кризиса и о кризисе прогнозов
Индекс ДоуДжонс в марте 2020 г. пересек черту в 20000 и достиг минимума с февраля 2017 г., а индекс S&P500 снизился до минимума с октября 1987 г. Поставлены новые рекорды падения на фондовом рынке. Финансовый кризис становится все более очевидным.
При этом Дж.Йеллен, будучи главой ФРС, говорила, что надеется, что в нашей жизни мы не увидим финансового кризиса. «Умение» просчитывать ситуацию отмечалось у руководства ФРС и раньше. А.Гринспен – многолетний глава ФРС, при котором начался последний глобальный кризис 2007-2009 гг., выступая о финансовом кризисе в конгрессе сказал, что они (регуляторы) многое не учли и недооценили риски рынка. В свое оправдание он сказал, что лучшими экономистами и математиками были созданы мощнейшие модели, которые тоже не предсказали кризис. Добавим от себя – а кому нужны такие модели, которые не выполняют те функции, которые перед ними ставятся?
В последние две недели на мировых фондовых рынках очевидно проявляются черты острых кризисных явлений. Объемы margin calls достигли, по различным оценкам, 13 трлн долларов. Недавно ФРС объявила о предоставлении дополнительной ликвидности в объеме 1,5 трлн дол. по операциям репо. Это составляет 10% всей денежной массы (М2) доллара. ФРС снизила ставку до 0-0,25% и также объявила о покупке бумаг на 750 млрд долл. При этом участники рынка, несмотря на очевидную нехватку ликвидности, боятся эту ликвидность использовать, т.к. считают, что это не сможет помочь ситуации. ЕЦБ объявил о срочном вливании дополнительной ликвидности на 750 млрд евро. Банк Англии снизил ставку до 0,1%, а центральный банк Австралии – до 0,25%.
Еще в 2015 г. я писал в журнале «Эксперт», что если провалы на рынках действительно произойдут, это может привести к масштабным экономическим и геополитическим изменениям в мире, и потребует специальных мер, которые были бы адекватны остроте возникших вызовов. Очевидно, что, находясь в эпицентре указанных сдвигов и будучи их первопричиной, США могут и готовы принять любые меры для сохранения своего статус-кво.
Сейчас нестабильность на рынках по-прежнему высока. Хотя, если посредством того падения, которое происходит, регуляторам и рынку удастся «переупаковать» балансы, сдуть пузыри и уменьшить leverage, то нельзя исключать, что рынок развернется и вновь начнется устойчивое движение вверх. Коронавирус пришелся очень кстати. Он выполняет свою роль и помогает спровоцировать сдувание пузыря под оправданным предлогом.
М.Ершов (ИЭФ, Финуниверситет)