Глюкагоному встретит в своей практике не каждый эндокринолог.
Частота выявления заболевания составляет 0.01-0.1 случай на 100000 в год. Не имеет гендерных различий. Средний возраст дебюта ~50 лет. Большинство случаев (80%) спорадические, хотя может являться компонентом синдрома МЭН-1. Если же рассматривать с позиции МЭН-1, то, считается, что на глюкагоному приходится менее 3% случаев. На момент установления диагноза размер опухоли, обычно, превышает 3.0 см и в 50-80% случаев имеются метастазы. Типичные места локализации метастазов - печень, региональные лимфоузлы, кости, надпочечники, почки и легкие.
Самым известным клиническим проявлением заболевания является некролитическая мигрирующая эритема, развитие которой обусловлено катаболическими явлениями и дефицитом аминокислот. Стоит, тем не менее, учитывать, что это далеко не патогномоническое проявление. Эритема описана при гепатите В, циррозе, аденокарциномах толстого кишечника и онкогематологических заболеваниях.
Другими следствиями гиперглюкагонемии являются гипергликемия, снижение массы тела, диарея и венозные тромбозы.
Основой лабораторной диагностики является определение уровня глюкагона в плазме крови натощак. Обязательно вместе с определением в плазме же крови глюкозы.
Следует учитывать, что умеренное увеличение уровня глюкагона может иметь место при гипогликемии, длительном голодании, сепсисе, остром панкератите, гиперкортицизме и почечной/печеночной недостаточности.
Считается, что у большинства пациентов уровень глюкагона превышает ULN в 10-20 раз. Уровень более 1000 пг/мл исключает другие диагнозы.
После биохимического подтверждения диагноза целесообразна визуализация для выявления субстрата гиперпродукции и возможных метастазов. Первым этапом выполняется МСКТ с контрастированием. Альтернативными опциями являются МРТ, эндо-УЗИ, октреоскан или ПЭТ/КТ с 68-Ga DOTATATE. Выполнение последних двух методов в дополнении к МСКТ является целесообразным, если выявление экстра-абдоминальных метастазов повлияет на тактику ведения пациента.
Перспективность и объем хирургического лечения определяется распространенностью заболевания и периоперационными рисками.
Как я уже сказал, в подавляющем большинстве случаев речь идет об отдаленных метастазах, так что радикальное вмешательство при глюкагономах возможно редко.
Наиболее часто выполняют панкреатэктомию, резекцию печени, эмболизацию последней и всякое разное в рамках циторедукции.
Мы тут не говорим о больших цифрах в плане выживаемости.
Основой медикаментозной терапии контроля гиперпродукции глюкагона и ассоциированных симптомов являются аналоги соматостатина. При выраженной клиники рекомендуется также парентеральное введение аминокислот.
Описана возможность использования эверолимуса, сунитиниба и PRRT. Доказательная база и доступность пока, увы, не очень радует.