Size: a a a

2021 July 26
жкхинфо
Тепловичок развёрнуто пишет про развитие ЖКХ (сразу вспомнил ЖКХ Развитие 😔). Поймал себя на мысли, что много лет рецепты одни и те же, хоть в стратегии, хоть ещё где. А изменений мало. Почему? Видимо, реальная цель другая, отличается от деклараций

https://t.me/teplovichok/2345
Telegram
Teplovichok
#Развитие_ЖКХ
(0) Цель и слова благодарности
Планировал сначала пост про концепцию развития отрасли теплоснабжения, но оно немыслимо в отраве от развития отрасли ЖКХ в целом. Поэтому размещаю основные тезисы концепции развития отрасли ЖКХ, родившиеся при обсуждении данного вопроса в комитете по развитию ЖКХ партии «Новые люди» под моим председательством😉. Отдельно хочу поблагодарить за неоценимую помощь и участие Ирину Булгакову и Елену Довлатову.

Основная цель программы заключается в повышении качества и надежности предоставления ЖКУ (читай модернизации коммунальной и жилищной инфраструктуры) без увеличения платы для граждан (читай за счет повышения энергосбережения и энергоэффективности). При снижении объема потребляемых ЖКУ потребитель будет безразличен к росту удельной стоимости таких услуг.
источник
2021 July 27
жкхинфо
Журналисты обсуждают паспорт стратегии цифровой трансформации строительной отрасли «Строительство, городское хозяйство и ЖКХ» Минстроя.

Вообще речь идет о 4 проектах:
📌 «Новый умный дом» — управление МКД на основе интернета вещей (IoT)
📌 «Решаем вместе» — учет общественного мнения при определении приоритетов развития объектов городского хозяйства
📌 «Строим в один клик» — электронный документооборот между девелоперами и Минстроем
📌 «Цифровая инфраструктура ЖКХ» - вот он-то и есть самый дорогой, 375 из 393 млрд рублей до 2030 года.

На что? Типовые системы управления снабжения ресурсами — передача данных о состоянии инженерных систем РСО (водоканалы, теплоснабжение, городское освещение и т.д.) в единую ГИС в реальном времени. Для этого умные счетчики на основе IoT: датчики, системы контроля зданий. Предполагается также оператор, который эти данные будет не только собирать, но и анализировать.

Минстрой подразумевает подготовительный этап до 2025 года, поэтапный запуск в 2025–2030 годах. Финансирование – от УК и РСО «при условии изменения законодательства по тарифообразованию», без бюджетных средств.

Тут, все, конечно, заныли, что тариф не резиновый. Это правда.

Буду адвокатом сегодня. Мы немного слышали от цифрового блока Минстроя, а люди там очень грамотные, и они работают, не публича себя. То, что предлагается – соответствует мейнстриму, об этом же говорят и профильные ассоциации – Ростепло, Ассоциация интернета вещей, Метрология энергосбережения. Пруф. Сделать то, что предлагается, рано или поздно придется, вопрос в балансе воли и боли. Пока предлагается волей. Не сделать – позже боль заставит. Когда в туалет хочется, отговорки же не особо работают – некогда, неудобно, холодно, неопрятно. Надо так надо. Наверное, есть и другие способы финансирования, надо их искать. Считать ТЭО с экстерналиями, т.е. надежностью и рисками, что будет, если этого не сделать. Публичить информацию о кейсах, где это реализовано, а они есть. Про мониторинг технического состояния зданий не слышала, но уж умный учет, сведенный в систему – сколько угодно. А вообще это вопрос ежедневного благополучия и качества жизни каждого, а куда еще вкладывать, если не сюда?

Мне в таких случаях всегда вспоминается цитата ученого и практика Василия Анатольевича Степаненко (Экосис) – про то, что именно в ЖКХ, в секторе зданий происходит невидимая геополитическая революция. Пациенты помнят больницы, все мы помним школы и вузы, солдаты – казармы, и так далее. И если через сколько-то лет наши дети будут платить больше, чем их сверстники в других странах, за худшее качество среды и ресурса… дальше я от себя – никакие ТЭО и ссылки на тариф не спасут. Никакие деньги перед выборами не зальют недовольства. Возможно, это все же расходы из категории "надо так надо".
источник
жкхинфо
И здесь 👆 просятся несколько комментариев. Очевидный вопрос - не пойдёт ли Минстрой дорожкой Россетей, которые реализовали все самые смелые страхи, связанные с реализацией из закона о цифровизации. Чуть менее очевидный вопрос - а как в принципе изменится система учета? Если ответственность за учёт останется на потребителях, кто и как будет расходовать эти деньги? Кажется очевидным, что государство должно было вложиться в организацию учета ещё 13 лет назад, после принятия 261-ФЗ об энергосбережении и энергоэфыективности. Сейчас это более странно, но возможно - если будет запущена реформа, имеющая целью обеспечение тотального, 100% учета ресурсов
источник
2021 August 04
жкхинфо
Проблема водоснабжения Крыма остается острой с 2014 года. В течение последних семи лет правительство предприняло ряд точечных мер, направленных на ее решение. Эти меры не давали долгосрочного стабильного результата, в связи с чем в прошлом году был разработан масштабный план мероприятий по обеспечению надежного водоснабжения Крыма. План включает в себя 14 пунктов, а его стоимость оценивается в 48 млрд рублей. 

В рамках плана уже стартовал поток федеральных траншей на полуостров. Своим недавним распоряжениемраспоряжением премьер-министр Мишустин выделил 2,3 млрд рублей на обеспечение надежного водоснабжения Крыма. Из этой суммы 940 млн пойдёт на реконструкцию тоннельного водовода на южном берегу полуострова, и еще 1,36 млрд - на капитальный ремонт водовода в Симферопольском районе. Контроль над целевым расходованием средств был поручен Минэкономразвития.

Отдельным распоряжениемраспоряжением правительство выделило 307,3 млн на обеспечение стабильного водоснабжения Севастополя. Средства пойдут, в том числе, на обвязку недавно разведанных скважин питьевой воды на реке Бельбек. Ранее 5 млрд уже было выделено в рамках государственного оборонного заказа на возведение водозабора на реке Бельбек с очистными и инженерными сооружениями, а также на инфраструктуру для переброски воды из Кадыковского карьера. Еще часть средств из субсидии будет направлено на соединение скважин с сетью водоснабжения, что обеспечит подачу воды напрямую в Севастополь. В отличие от Республики Крым, которой занимается Минэкономразвития, обеспечение севастопольского водоснабжения поручено проконтролировать Минобороны. 

За последний год средства на обеспечение водоснабжения Крыма и Севастополя выделялись федеральным центром неоднократно, однако только с конца прошлого года все меры по решению этой проблемы были агрегированы в одном масштабном плане. Несмотря на то, что на решение проблемы водоснабжения Крыма федеральному центру понадобилось немалое количество времени, в данный момент одна из самых острых проблем на полуострове решается хоть и постепенно, но системно. 
источник
2021 August 11
жкхинфо
Переслано от Вепрецкая Татьяна...
24–25 августа 2021 года в Санкт-Петербурге состоится Всероссийская конференция «Актуальные вопросы контрольной и надзорной деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства».

Организаторами выступят АНП «НЖК» совместно с Минстроем России и генеральным партнером Консалтинговой компанией «Инноватика».

В программе мероприятия всестороннее обсуждение актуальных вопросов, связанных с реализацией Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

В обсуждении примут участие представители Минстроя России, Минэкономразвития России, МЧС России, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Роскомнадзора, а также представители ГЖИ и муниципальных органов власти, ассоциаций жилищно-коммунального хозяйства.

В рамках конференции запланирована выставка, на которой будут представлены как используемые, так и новые информационные продукты, разработанные специально для жилищно-коммунального комплекса.

Приглашаем принять участие в работе Конференции и Выставки.

Подробнее о программе, условиях участия в Конференции и Выставке на сайте мероприятия https://knd-forum.ru
источник
2021 August 12
жкхинфо
источник
2021 August 17
жкхинфо
Натолкнулся в Известиях на статью от 09.08.2021 о том, что в России подвели первые итоги цифровой реформы в электроэнергетике. По итогам прочтения у меня больше вопросов, чем ответов.

Во-первых, непонятно кто подвел итоги, когда и где. В статье об этом ничего не сказано. Если кто-то в курсе, поделитесь, пожалуйста, в комментариях.

Во-вторых, приведенные итоги на итоги особо и не тянут, если конечно за итоги мы не принимаем количество установленных счетчиков. Учитывая, что есть регионы с достаточно высокой долей умного учета: в Калининградской области на «цифру» перевели 96,5% потребителей, в Тюменской области — 70,3%, в Кузбассе — 63,4%, данных об эффективности реализованной программы, по сути, не приводится никаких.

То, что нам приводят в качестве демонстрации эффективности  реализованных мер, эту самую эффективность не демонстрируют.

Нам сообщают, что в результате установки умного учета в «Россети Янтарь» снизились потери с 18,44% в 2015 году до 10,12% в 2020 году. Но позвольте, в этой же статье автор пишет, что закон вышел только в 2020 году. Почему тогда динамика дана с 2015 года?

Предугадывая наш вопрос на него нам отвечают сети. Они заранее подготовились к закону и стали устанавливать цифровые устройства до его выхода.

Позвольте, аж с 2015 года? Получается, что регулируемая компания с 2015 года тратит свои средства на покупку оборудования из расчета того, что в долгосрочной перспективе будет принят достаточно спорный закон, не зная требований, которые в итоге будут предъявлены к этому самому оборудованию, я уже не говорю о возможном моральном его устаревании.

Но здесь тогда что-то не сходится, либо регулятор плохо регулировал тарифы, что не замечал не совсем их целевое использование, либо и закона никакого не нужно было, т.к. у сетей уже тогда было достаточно тарифной выручки для реализации данной программы.

Так же приводится пример по «Россети Тюмень», которые за прошлый год получили почти 72 млн рублей экономии в результате установки «умных» счетчиков, в следующем — эта цифра может вырасти до 136 млн рублей. Много это или мало и за счет чего она получена не раскрывается.

В статье много слов про рост платежной дисциплины, повышение надежности, исключение возможности оказания неконтролируемых нагрузок на сеть и т.п. Но все это без оценок достигнутых эффектов. Сколько вешать в граммах непонятно.

Также хотелось бы увидеть сопоставление полученной потребителями (именно потребителями) экономии с увеличившейся на них тарифной нагрузкой. Иначе может оказаться, что потребители для сетей, а не наоборот.

Правда исходя из статьи, на данный момент «…главное, что успели оценить потребители, — возможность онлайн-передачи показателей и функционал мобильных сервисов, которые позволяют контролировать расход электроэнергии и учат экономить на оплате счетов за киловатты.».
источник
2021 August 19
жкхинфо
Предложенный ФАС проект ФЗ «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)», подразумевающий единые принципы тарифообразования в России, не может быть принят в существующем виде, сказано в заключении рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере развития конкуренции от экспертного и делового сообщества (протокол заседания группы от 4 августа).

Принятие документа в нынешней редакции приведет к существенному ухудшению предпринимательской деятельности в России, росту регуляторной нагрузки на бизнес, вследствие чего доступность товаров и услуг регулируемых субъектов для потребителей будет сокращаться, указано в заключении.
источник
2021 August 20
жкхинфо
Очень забавно смотреть, как мы сначала все отрицаем, потом осознаём, принимаем и начинаем работать. Никуда нам не деться от перехода на альтернативные источники энергии

https://t.me/teplovichok/2414
Telegram
Teplovichok
ОколоКремля говорят, что в аппарате правительства будут созданы рабочие группы по адаптации российской экономики к глобальному энергопереходу — снижению спроса на традиционное топливо на фоне развития альтернативной энергетики. Куратором групп станет А.Белоусов.
Источники отмечают, что «первоначальные планы были скорректированы с учетом заявленных намерений Китая по борьбе с изменениями климата и радикализация Евросоюзом мер по борьбе с углеродным следом».
Говорят, что ответственность распределили между министерствами следующим образом: Минобрнауки будет отвечать за научное сопровождение перехода, Минпромторг - за перестройку промышленности, Минэнерго - за реструктуризацию энергетики и развитие водородных проектов, Минприроды - за климатические проекты, Минэкономики доверили работу с регионами, а также аналитику, регулирование мероприятий, зеленое финансирование и международное взаимодействие (углеродный налог).

Большие надежды теперь возлагаются на газовые поставки и освоение водородной энергетики, а вот…
источник
2021 August 27
жкхинфо
На фоне финансового состояния других отраслей ЖКХ цифры, конечно, очень впечатляющие, особенно с учетом того, что достигнуты они в рамках действующей в течение десятилетия заморозки тарифов. В принципе, уже была попытка сравнить отрасли и разобраться, почему результат работы отраслей такой разный, ее итог кратко можно описать как «проигравшие плачут» - энергетики молодцы, водоканалы, тепловик и пр. сами виноваты в своих проблемах

https://t.me/politjoystic/21548
источник
2021 August 29
жкхинфо
О состоянии ЖКХ (из аналитической записки).

1. Зима 2021-2022 годов будет серьезным испытанием для инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, в первую очередь систем теплоснабжения. Резервы прочности исчерпаны не только в жилищном фонде советской постройки, но и в сравнительно новых домах с двадцати-двадцатипятилетним сроком эксплуатации, которые в общей сложности составляют около 70% всего жилья. Средний уровень износа по данным Минстроя больше 60%, показатель крупных аварий в городах-миллионниках превысил 1000 и имеет устойчивую тенденцию к повышению.

2. По-прежнему фиксируется хроническое недофинансирование капитальных затрат на ЖКХ, начавшееся в соответствии с принципами монетаристской экономики в начале 90-х, когда оно было сведено к критическому минимуму и возложено на нищающее население. Попытки решить проблему, используя концессии в соответствии с рекомендациями ИПП им.Гайдара и РАНХ и ГС, потерпели неудачу в силу объективной невозможности сконцентрировать крупные финансовые ресурсы, необходимые, чтобы поддержать и капитально отремонтировать разветвленные инженерные коммуникации. Ресурсов хватает только на замену 3-5% участков со степенью износа более 95%.

3. Фактическое отсутствие финансирования усугубил рост цен (только трубы в последний год подорожали в три раза), а также пандемийное и постпандемийное падение падение доходов населения и закрытие предприятий; это приведет к неизбежному банкротству концессий, занятых в ЖКХ.

4. Попытки вице-премьера Хуснуллина решить проблему модернизации и капитального ремонта сетей ЖКХ, используя средства ФНБ были ограничены 150 миллиардами рублей, выделенных Фонду содействия реформирования ЖКХ. Этого совершенно недостаточно, если учесть, что по расчетам Минстроя на замену только изношенных коммуникаций требуется около 4 триллионов рублей или 18% доходов федерального бюджета без учета роста цен на комплектующие и металлоизделия.
Кредитные ресурсы привлечь проблематично в силу общей политики ЦБ, а также нежелания банков финансировать слабые в организационном и экономическом отношении концессии. «Все инвестиции в теплосети считаются невозвратными и практически сразу записываются в убытки. Госучастие позволяет держать систему на плаву, но на преодоление коронокризиса тепловой сферы этой поддержки уже не хватит — закрытие долгов, ремонт сетей до приемлемого состояния и вывод отрасли на окупаемость требует увеличения тарифов в 3-5 раз. Однако предел подъемности тарифов населением тоже давно исчерпан — проблема ухудшается в геометрической прогрессии и требует срочного решения, иначе уже в ближайшую пару лет стране придется столкнутся с самым масштабным социально-техногенным кризисом новейшей истории России», - отмечает эксперт.

5. По сообщению источников в Минстрое, по поручению Хуснуллина в ведомстве разрабатывают проект реформы в ЖКХ. Цель - учитывая стратегический характер проблем ЖКХ федерального масштаба необходимо централизовать управление финансово-материальными потоками, укрупнить, исходя из технологически единых участков сетей, низовые структуры, ответственные за ремонт и содержание ЖКХ, создав управленческо-организационную цифровую инфраструктуру, способную эффективно и системно реализовать выделяемые госбюджетом инвестиции, используя возможности МСБ. Предусмотрено также ввести мониторинг, насколько обоснован роста цен по всей технологической цепочке от затрат на добычу бесплатного сырья до выпуска конечной продукции.
Хуснуллин, в качестве куратора профильного нацпроекта «Жилье и городская среда» на основе новой схемы будет настаивать на выделении соответствующих «стартовых» инвестиций из федерального и региональных бюджетов, преодолевая сопротивление Минфина, а также добывающих и обрабатывающих олигокорпораций и связанных с ними лоббистов в ФОИВ. 
источник
жкхинфо
Такое чувство, что будет ещё одна итерация стратегии ЖКХ 👆
источник
2021 August 30
жкхинфо
источник
2021 August 31
жкхинфо
Две новости о развитии альтернативной энергетики с разных полюсов мира - бедного и богатого как бы намекают нам, что другого пути нет, будущее оно там, что ДПМ с ремонтом конденсационных станций - это не то чтобы не мейнстрим, это вызывающе, за счёт государства поддерживать станции с максимальными выбросами парниковых газов. И если мы в этой программе не стали учитывать даже такую особенность как производство тепла, что тут говорить про углеродный след.. Проблема, конечно, в том, что спустя какое-то время нам просто придётся об этом думать и придётся платить за углеродный след.

https://t.me/energytodaygroup/12219

https://t.me/energytodaygroup/12220
источник
жкхинфо
Правительство запустило официальный Telegram-канал
http://government.ru/news/43133/
источник
2021 September 02
жкхинфо
В Незыгаре @russica2 инсайдер говорят о реформе ЖКХ… честно говоря, тяжеловато читать экспертов, которые не в теме от слова совсем, и всерьёз вести эту дискуссию. Набор очевидных решений по реформированию
ЖКХ не меняется уже много лет и известен всем, кто ходит в Минстрой, только что толку писать очередную стратегию, если воли ни на какие сложные решения нет? А речь идёт, прежде всего, о замороженных уже почти 10 лет тарифах и 400м постановлении Правительства.

Плюс ЖКХ как тема мало кому интересна, из тех, кто вершит судьбы страны - посмотрите на Стратегию Правительства, в которой ЖКХ просто нет.  Думаю, именно проявление воли и публичная демонстрация готовности идти на сложные и непопулярные шаги и может стать первым шагом реформ, без этого все выглядит как досужие разговоры

https://t.me/russica2/40823
Telegram
НЕЗЫГАРЬ
ЭКСПЕРТЫ/Незыгарь.
Выпуск 22.

Инсайдеры говорят о подготовке реформы ЖКХ. В частности, поставлена задача централизовать управление финансово-материальными потоками, укрупнить, исходя из технологически единых участков сетей, низовые структуры, ответственные за ремонт и содержание жилищно-коммунального комплекса.  По мнению экспертов, реформирование сферы назрело, но и риски реформирования присутствуют.

Доцент РАНХиГС, экономист Сергей Хестанов:
Современной системе ЖКХ остро не хватает конкуренции и прозрачности ценообразования, что и способствует разного рода злоупотреблениям. Инициировать конкуренцию – технически сложно, во многих муниципалитетах для этого объективно нет условий.
Поэтому идея создать централизованную управленческую структуру с жестким контролем над ценообразованием смотрится логично. Как минимум там, где у потребителя отсутствует возможность выбора поставщика услуг.

Политолог Алина Жестовская:
Фактически население обложено оброком – деньги за услуги платить нужно, а качество услуг никто не…
источник
2021 September 09
жкхинфо
Раньше мы жили в мире, где было два товара - электроэнергия и мощность. Это очень сложно с точки зрения регулирования, создаёт много вопросов (зачем нам такой резерв мощности?), но работает. Новый сюжет появляется в том, что электроэнергия становится разной - чистой и не очень. Спрос на чистую энергию будет, а значит будут и компании, которые начнут требовать изменения системы регулирования, чтобы зарабатывать на чистоте энергии. Это новый большой вызов для регуляторов, тем более, что при большом производстве электроэнергии с использованием ВИЭ сильно меняется технологическая основа рынка.

Можно, конечно, просто ввести углеродные налоги (платежи), и учесть таким образом экологические экстерналии, но при этом вырастет цена энергии, а этого не хочется. Значит, надо создавать перераспределение внутри рынка электроэнергии, чтобы продавцы энергии грязной платили производителям энергии чистой, минимально влияя на общий платеж за электроэнергию. Это универсальный механизм работы с экстерналиями, он может работать и в других отраслях, защищая отрасль в целом, но стимулируя лучших производителей

https://t.me/greenserpent/12596
источник
2021 September 14
жкхинфо
Проблема водорода в том, что он очень горюч и взрывоопасен. Поэтому когда его используют в промышленности, то производят на месте, транспортировать сложно и дорого. Если водород производить из природного газа, то это тоже лучше делать на месте, в той же Германии, потому что есть технологические ограничения для транспорта водорода по газовым сетям. Если производить чистый водород путём электролиза, например на незагруженной Кольской АЭС, возникает проблема транспорта и цены - рынка водорода нет и пока непонятно, когда он появится.

https://t.me/energytodaygroup/12306
Telegram
Energy Today
Россия заинтересована в сотрудничестве с Германией в сфере водородной энергетики и готова поставлять водород для последующего транзита в другие страны Европы. Об этом Министр экономического развития России Максим Решетников заявил в ходе встречи с Послом ФРГ в РФ Гезой Андреасом фон Гайром.

Решетников отметил, что Россия рассматривает Германию как одного из наиболее перспективных партнеров в водородном треке. Готовы обсуждать будущие контракты по поставкам, их формат и требования к производству водорода. Заинтересованы в совместных проектах по развитию транспортной инфраструктуры в России для организации экспорта водорода в Германию. Россия готова вместе с Германией и другими государствами заниматься развитием и локализацией технологий в области водородной энергетики.

Посол выразил большую заинтересованность Германии в диалоге с Россией, в частности, в этой сфере. «Технологии энергопроизводства в ближайшие годы коренным образом изменятся. Эти преобразования мы хотим осуществлять вместе с нашими партнерами и…
источник
жкхинфо
Минстрой  планирует отказаться от обязательного перехода на закрытые системы отопления.

Меня, конечно, в данном случае тяжело воспринимать как объективного наблюдателя, но пои всем большом уважении - и тепло по старым открытым системам поставлять дешевле (качество воды, правда, плохое), и канализацию без очистных в речку сбрасывать выгоднее, и отходы дешевле отправлять на свалку, чем сортировать.

Проблема, конечно, в том, что за все 10 лет, что действовала норма закона, ни регионы, ни теплоснабжающие организации не сделали никаких шагов, чтобы ее реализовать. Поэтому требование закона начинает вызывать паралич. Это к вопросу о том, что для реформ нужен переходный период. В данном случае всем дали на подготовку 10 лет.. Переходный период нужен, увы, только для того, чтобы ничего не делать.

https://t.me/upravdomdrug/911
Telegram
🤷🏻‍♀️ Варвара Сергевна Плющ
Возвращаясь к основному позитиву дня.

Есть открытые и закрытые схемы тепло- и горячего водоснабжения. Базовое различие в том, что в открытой схеме горячую воду забирают прямо из систем отопления, что само собой делает такую воду в лучшем случае менее качественной, а иногда - опасной.
В 2011 году в закон о теплоснабжении вписали запрет на эксплуатацию открытых систем с 1 января 2022 года.
Подразумевалось, что отведённого времени хватит, чтобы закрыть все схемы.
Но на деле отведённого времени хватило, чтобы посчитать, что такие проекты зачастую слишком дорогие для потребителей - ну кто потянет рост тарифа на тепло и ГВС, например, на 60%?
Часто просто технологически невозможно закрыть систему, например, если речь об исторической застройке города.

Поэтому подготовили законопроект, согласно которому схема закрывается только в тех случаях, когда это оправдано.

Ждём принятия до конца года.
источник
2021 September 15
жкхинфо
Михаил Мишустин назначил Константина Михайлика замглавы Минстроя России. Ранее он занимал должность замгендиректора по цифровой трансформации ПАО "Российские сети". Михайлик пришел на замену выбывшему Александру Козлову, который отвечал за вопросы, связанные с цифровизацией и цифровой трансформацией отраслей и ЖКХ. Поздравляем с назначением и желаем успехов на новой позиции!
источник