В правительстве
утвердили новую методику оценки деятельности губернаторов по 12 основным показателям. Если губернатор не справляется, его надо менять. Если показатели хорошие, его надо оставить.
Логично? Нет.
Во-первых, губернаторы обязательно начнут заниматься очковтирательством и уже сейчас это делают вовсю. Мы же помним, как выполнялись первые нацпроекты — чтобы повысить среднюю зарплату медиков, сокращали медперсонал. Статистика собирается в регионах, соблазн давать наверх дутые цифры будет велик. Качество жизни будет расти медленно (если будет), а показатели поскачут вверх.
Во-вторых, зачем вообще нужны эти KPI, если губернаторы у нас выбираются населением? Ах да, они только формально им выбираются, а на самом деле это в Кремле решают, кому быть главой региона. Или по крайней мере решают, кому и когда уйти в отставку. В большинстве случаев стоит Кремлю попросить, как губернатор сразу пишет заявление, забывая о том, что пару лет назад победил с результатом 80%. Потому что источник власти для губернатора — не народ, а Кремль. Каждый губернатор прекрасно понимает, что выборы, которые он «выиграл», — это фикция.
Отсюда логично вытекает «в-третьих»: все ж придумано до нас. Есть прекрасный способ измерять эффективность политических руководителей — выборы. Если губернатор плохо справляется, люди не переизбирают его. Если справляется, переизбирают. Не идеально, но лучше пока ничего не придумали. Правда, это нормально работает, только когда на месте все основные элементы демократической системы: свободные СМИ, независимые суды, прозрачная избирательная система, равенство возможностей. Убираешь из системы любой элемент — и получается фигня какая-то.
Можно было бы предложить Кремлю провести эксперимент: выбрать один регион, обеспечить в нем все условия для демократических процедур, провести честные выборы губернатора и Заксобрания и посмотреть, что будет происходить в ближайшие годы. Политический офшор. В каком-нибудь безопасном месте, в центре страны, чтобы субъект не отделился и не сбежал в НАТО (этого же все боятся?). Ладно, ладно, наивное предложение. Но помечтать-то можно.