И вот еще в продолжение темы информационного столкновения государств и корпораций. Twitter
запретит государственным и прогосударственным СМИ размещать рекламу в своей соцсети. Это делается с целью поддержки «здорового дискурса и открытого общения». Twitter подчеркивает, что не блокирует государственные медиа, просто не дает им возможность рекламироваться.
Попросту говоря, Twitter не хочет, чтобы в нем присутствовала оплаченная государством пропаганда. Подчеркивается, что речь не идет о независимых вещателях, оплаченных налогоплательщиками (вероятно, речь о BBC).
Чтобы отличать государственные СМИ от негосударственных, Twitter будет пользоваться данными нескольких международных организаций, включая «Репортеров без границ» и Freedom House. Речь идет не только о финансовом влиянии государств на СМИ, но также о вмешательстве в редакционную политику или влияние на отдельных журналистов и редакторов. В ближайшие 30 дней СМИ, попавшие в «черный список», получат соответствующие уведомления.
Все это вызывает много вопросов. Некоторые из них чисто технические: насколько хорошо Twitter сможет отличать государственные СМИ от не-государственных. Что значит ремарка о влиянии государства на отдельных журналистов? Если я как редактор хочу опубликовать колонку журналиста, работающего в государственном СМИ, делает ли это мое СМИ подверженным влиянию государства? Если да, то как это соотносится с идеей свободного выражения мнений? Как быть со СМИ, которые существуют на деньги иностранных государств? Попадут ли в «черный список» радио «Свобода» и Deutsche Welle? Многие российские СМИ получают финансирование от государства в том или ином виде, в том числе через рекламные контракты с аффилированными структурами, как быть с ними?
Да, для российских медиа новая политика Twitter может быть не такой уж критичной. Я не замечал, чтобы российские государственные медиа активно рекламировались в этой соцсети, и такая реклама бы существенно влияла на содержание дискуссий. Но если мы наблюдаем начало нового тренда, то возникают и более масштабные вопросы.
По сути мы имеем дело с конфликтом корпораций и государств. Сегодня ранее стало известно, что тот же Twitter и Facebook заблокировали связанные с правительством Китая аккаунты, которые пытались дискредитировать протестующих в Гонконге. Хорошо ли это? Цели вроде бы благие, наши симпатии на стороне протестующих, но это ведь тоже акт цензуры — и непонятно, до каких пределов может дойти корпоративная цензура в будущем. Государства борются с интернет-корпорациями, пытаясь ограничивать их контент. А интернет-корпорации начинают бороться с государствами, запрещая распространять выгодную государствам информацию в их среде. Интересно, куда зайдет эта борьба и не окажется ли в конечном счете, мы попали из государственного огня да в корпоративное полымя?