
Краткое содержание предыдущих серий: власть, олигархи и епархия договорились построить храм в сквере. С горожанами решили не советоваться. Горожане вышли митинговать. Митинги получились такими большими, что их заметили в Кремле. Путин сказал, что если люди против, то надо провести опрос. Форму опроса Путин не определил. Протестующие требовали референдум, но власть очень-очень этого не хотела. ВЦИОМ подсуетился и сам провел уличный опрос на 3000 респондентов, большинство из которых высказалось против храма в сквере.
Но в мэрии решили, что все-таки нужен еще один опрос — как бы референдум-лайт, с избирательными участками и наблюдателями. После долгих дискуссий было решено, что того самого сквера в списке возможных площадок не будет. Но не будет также и площадки на Белинского-Фурманова, за которую выступали многие граждане. Было сломано немало копий и надорвано немало глоток, прежде чем в списке возможных площадок остались две: площадка за Макаровским мостом и здание Приборостроительного завода (принадлежит УГМК — одному из спонсоров строительства).
Из этих двух площадок гражданам и предлагается выбирать. В воскресенье любой екатеринбуржец может прийти на специальный участок (список тут) и проголосовать за нужную площадку.
Вообще, на мой взгляд, в опросе не осталось особого смысла. Есть подходящая площадка, принадлежащая спонсору строительства. Здание Приборостроительного завода в самом центре города. Это не парк, не площадь, не объект культурного наследия. Собственник готов снести это здание и построить там долгожданный храм. Вроде бы — пусть строит. О чем вообще речь?
Но Путин ведь сказал, что нужен опрос! И теперь приходится предлагать гражданам альтернативу (демократия, будь она проклята). И поэтому в списке есть также территория за Макаровским мостом. Которая вообще не подходит спонсорам строительства, они согласны на Приборостроительный завод. Тем более, что он им и принадлежит.
Однако недовольные горожане, которые обозлены историей со сквером, предлагают объединиться и из принципа проголосовать за Макаровский мост, чтобы посадить власть, олигархов и епархию в лужу. В свою очередь власть, олигархи и епархия включают ресурсы, чтобы не сесть в эту самую лужу и не допустить голосования за Макаровский мост. Печатаются листовки, сгоняются бюджетники, ведется агитация, включаются «грязные» технологии. Ситуация анекдотическая.
У городской оппозиции нет единого мнения по поводу того, как голосовать. Штаб Навального предлагает не ходить вообще. Некоторые уважаемые участники протеста в сквере (например, Алексей Беззуб или Наум Блик) предлагают голосовать за Макаровский мост, и у них есть свои аргументы.
Если интересно мое мнение, то я не вижу особого смысла устраивать бучу вокруг этого опроса. Да, власть действует не самыми чистыми методами, организуя эти выборы. К организаторам опроса и дискуссии куча претензий. Не получилось сделать чисто и красиво, увы.
Но сам смысл этого опроса уже потерян. Решение построить храм на месте Приборостроительного завода — участке, принадлежащем УГМК — мне кажется логичным и допустимым. Во время протестов в сквере я много раз говорил: «Ну вот же завод УГМК напротив — постройте там!». Они и строят. Зачем теперь возражать, кроме как «из принципа»?
Не думайте, что я кого-то агитирую. Скорее пытаюсь прояснить позицию сам для себя. У тех, кто хочет показать власти фигу, немало причин сделать это. Наверняка много и тех, кто готов голосовать за Макаровский мост не из-за протеста, а просто потому что искренне считает это хорошим местом для строительства храма. Я лично думаю, что жители Екатеринбурга в этой истории уже победили. Сквер спасен, достоинство горожан защищено, власть и олигархи получили важный урок. Нужно ли пускать конфликт еще на один круг?