В выходные новый повод для исторических споров дал МИД РФ, фактически оправдавший пакт Молотова — Риббентропа. В
посте МИД был сказано, что пакт был «вынужденным шагом», который который позволил на два года отсрочить начало войны и спасти сотни тысяч жизней.
Это, конечно, возмутило многих, потому что даже Владимир Путин в 2009 году
называл пакт Молотова-Риббентропа «аморальным». За десять лет, видимо, оценки несколько изменились.
В качестве противоположного полюса можно привести оценку историка Андрея Зубова, который
считает, что если бы пакт Молотова — Риббентропа не был подписан, нацистская Германия вообще вряд ли бы решилась нападать на Польшу и начинать мировую войну. И поэтому, с точки зрения истории, Сталин должен разделить с Гитлером ответственность за начало Второй мировой.
Но я бы предложил обратиться к какой-то более умеренной оценке — например, той, что дана в учебнике под редакцией члена-корреспондента РАН А.Н. Сахарова:
«Оценка факта заключения с Германией договора о ненападении до сих пор остается неоднозначной. Одни исследователи утверждают, что Сталин, заключив пакт, выбрал единственно верный путь, расколов антисоветский фронт, другие обвиняют его в предательстве западных демократий и развязывании рук Гитлеру. Наконец, третьи делают акцент на стремлении советского руководства к дальнейшему революционному переделу мира. К сожалению, доступный для исследователей круг источников не дает исчерпывающих аргументов ни для одной из названных точек зрения.
Несомненно, договор нанес удар по международному престижу СССР, активно выступавшего до этого против фашизма. В известной мере он дезориентировал советских людей накануне грозного испытания. Что касается утверждения, что заключение советско-германского Пакта о ненападении давало Сталину выигрыш некоторого времени для укрепления обороноспособности страны, то оно верно лишь отчасти. Очевидно, что и Гитлер также не напрасно потратил полученное время. За два года вермахт, не имевший в 1939 году серьезного боевого опыта, приобрел его. Германия смогла аккумулировать экономический потенциал оккупированных ею стран Европы для наращивания своей военной мощи. Немецкие Вооруженные силы получили новые танки, средства связи и людские ресурсы.
Тем не менее пакт Молотова — Риббентропа оттянул вступление СССР во Вторую мировую войну, изменил расстановку сил в Европе и мире, подорвал доверие Японии к Германии как к своему союзнику и позволил СССР избежать войны на два фронта. Следует учитывать, что правительства стран, названных в дополнительном секретном протоколе (Польша, Финляндия, Эстония, Латвия) занимали антибольшевистскую позицию и сами стремились к союзу с Германией на антисоветской основе.
Очевидно, главной цели, на которую рассчитывал Сталин при заключении договора — встать над схваткой, остаться наблюдателем битвы и вступить в нее в наиболее выгодный для себя момент, — он не достиг, а последствия, связанные с обязательствами СССР перед Германией, лишь усугубили результаты нацистской агрессии».