В выходные посмотрел вышедший на Netflix
«Laundromat» («Прачечная») Стивена Содерберга — фильм, который рассказывает историю юридической компании Mossack Fonseca, ставшей центром скандала Panama Papers. Как вы наверняка помните, в результате утечки от анонимного источника в распоряжение журналистов попали миллионы файлов, содержащие данные об офшорных компаниях, зарегистрированных с помощью Mossack Fonseca, крупнейшего офшорного регистратора. Журналисты, получившие доступ к данным, потратили несколько лет на верификацию информации, а потом выпустили масштабное расследование, которое без преувеличения потрясло весь мир, потому что в архивах Mossack Fonseca обнаружились данные о представителях элиты едва ли не всех государств земного шара. Многие из них были замешаны в коррупции и других преступлениях. В частности, именно тогда в России узнали о виолончелисте-миллиардере, друге Путина Сергее Ролдугине.
История Panama Papers слишком масштабная, чтобы рассказ о ней в виде полуторачасового фильма мог считаться сколько-нибудь полным. Работа Содерберга — скорее кинозарисовка на тему и политический памфлет, местами совершенно прямолинейный, слишком буквальный, говорящий языком лозунгов. Но это все-таки художественный фильм, в нем есть сюжет, основой которого является история пожилой американки Эллен Мартин, наивно пытающейся понять, на какой компании лежит ответственность за гибель ее мужа, погибшего во время катастрофы туристического кораблика (история, насколько я понимаю, выдуманная, хотя могу ошибаться). В «Ландромате» есть и другие мини-сюжеты. Их герои — китайские коррупционеры, африканские миллионеры, молодые русские олигархи — мир офшоров богат и разнообразен.
У «Ландромата» супер-звездный актерский состав: Мэрил Стрип, Гэри Олдмэн, Антонио Бандерас, Дэвид Швиммер, Роберт Патрик и другие — Содерберг собрал голливудский капустник на политическую тему. При этом зрители и критики фильм оценили не слишком высоко — рейтинг на IMDb 6,4, на Rotten Tomatoes (мета-рейтинг критиков) — 43%. Рецензенты обвиняют картину в грубоватости, расфокусированности и в том, что она не смогла достаточно хорошо передать масштабную и важную историю Panama Papers. Отчасти эти упреки справедливы. Как представитель СМИ могу выразить недоумение тем, что журналисты, по факту сыгравшие огромную роль в Panama Papers, в фильме представлены в одном крохотном эпизоде — и то в таком свете, будто они вообще игнорировали эту тему.
Но если не ждать от «Ландромата» слишком многого, то это вполне достойное кино для тех, кто интересуется политикой, медиа и коррупционными скандалами. Может быть, фильм подтолкнем вас к тому, чтобы подробнее почитать о «панамском досье». К сожалению, книга Джека Бернштейна «Скрытый мир», легшая в основу фильма, на русском не выходила, но если вы читаете по-английски, то
вот она на Amazon.