Посмотрел документальный фильм
«Добро пожаловать в Чечню», который сегодня вышел на HBO. Это история нескольких чеченских геев и лесбиянок, которые сбежали из республики, а затем и из России при помощи ЛГБТ-активистов. Некоторые из них пережили пытки и издевательства, о волне которых рассказывали в 2017 году независимые российские СМИ — и которые категорически отрицали чеченские власти.
Фильм довольно тяжелый. Я после просмотра, признаться, остался в подавленном состоянии. Не только из-за кадров пыток. В первую очередь — потому что вообще трудно принять мысль о том, что на территории нашей страны сегодня людей преследуют за их сексуальную ориентацию так же жестоко и систематически, как это делалось, например, в нацистской Германии. И те, кто предпочитает не замечать этого, становятся похожи на добропорядочных немцев, живших в немецком городке Дахау и не знавших (или делавших вид, что не знали), что творится за забором концентрационного лагеря.
Разумеется, чеченские власти заявят, что фильм — продукт западной пропагандистской машины. А использование технологии deep fake для сокрытия лиц героев даст им дополнительные аргументы: все это, мол, ненастоящее, продукт компьютерного творчества. Но ведь руководство республики даже особо и не отрицает, что геи и лесбиянки в Чечне преследуются — чего стоит хотя бы заявление Рамзана Кадырова о том, что таких людей в республике нет. (Впрочем, по утверждению героев фильма, под пытки попали не только гомосексуалы, но и гетеросексуалы, которых случайно заподозрили в нетрадиционной ориентации).
Разумеется, ответственность за преследования лежит не только на чеченских властях, но и на Кремле. Раз там не считают происходящее в республике проблемой, значит поддерживают.
Этот фильм, кстати, — неплохой ответ тем, кто не понимает, зачем западные посольства вывешивают ЛГБТ-флаги, а западные бренды раскрашивают свои логотипы цветами радуги. Это не «пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений» и не желание расшатать нравственные устои России. Это попытка поддержать борьбу за права и жизни людей, которым в XXI веке угрожают смерть и пытки за их сексуальную ориентацию — за сугубо личное, интимное дело. Тем более, эту ориентацию они не выбирали, она дана им от природы.