Сегодняшнее кино Навального про яхту, самолет и Настю Рыбку с Сергеем Приходько, у меня лично удивительно хорошо срифмовалось с книгой Петра Авена «Время Березовского», которую я как раз дочитываю.
Феномену «Отдых чиновника на яхте олигарха» там уделяется немало внимания. Авен (и его собеседники) проговаривают, что такая форма коррупции как раз появилась при Березовском. Чиновники были вопиюще бедны, бизнесмены — неприлично богаты, и даже если деньги за лояльность напрямую не предлагались, то в том, чтобы провести отпуск в иностранном имении какого-нибудь бизнесмена или прокатиться на его яхте, не было ничего зазорного.
Но времена менялись и то, что раньше считалось допустимым, становилось недопустимым. Это называется культура. Сергей Приходько, вероятно, — человек ельцинской культуры, который сохранил привычки того времени. Для него тусоваться на яхте Дерипаске с девчонками — нормально.
Хорошо об этом говорит в той же книге Александр Волошин:
«Мне кажется, знаешь в чем проблема нашей бюрократии? Они хотят жить, как бизнесмены. Понимаешь, происходит такая раздача — а у них жизнь мимо проходит, ну что же они-то?.. А мне кажется, ну отдели для себя одно от другого. Это же выбор твоего пути: хочешь — иди занимайся бизнесом, хочешь — работай во власти. Эта работа тебе много куража дает, другие бонусы есть. Она же реально жутко интересная работа, если ею по-честному и содержательно заниматься. Заработай себе хорошую репутацию, потом, если решишь уйти, эта репутация позволит тебе заработать деньги. Может, миллиардером ты не станешь, но какие-то приличные деньги заработаешь. Но не так же: «Хотим как они. Почему они катаются на своих прайват-джетах, а мы как нищие?». Это отсутствие культуры. Как любую культурную вещь, это тяжело менять, это смена поколений…
…Страха нет. Я не к тому, что всех взять и пересажать. Но потихонечку, мне кажется, можно завинчивать эти гайки. Вот посмотрели — чиновник полетел на отдых на прайват-джете. Но есть же закон… В общем, я считаю, что если по этому пути идти потихонечку, без революций, без массовых посадок, то за 5-10 лет как-то культура привьется».
В этом смысле Навальный делает очень полезное дело: как и завещает тут Волошин, он без всяких посадок, потихонечку, прививает культуру. Например, после этого кейса феномен «Отдых чиновника на яхте олигарха» однозначно переходит в категорию недопустимых, из серой зоны в черную. Да и многие другие расследования Навального формируют именно новую, более правильную культуру чиновничества.
Это, безусловно, полезное дело, абсолютно укладывающееся во все наши национальные стратегии по борьбе с коррупцией. (Далее следовала фантазия о том, что Навальный — антикоррупционный проект Путина, но она была вычеркнута при редактуре).