Size: a a a

Мир метро

2018 March 07
Мир метро
Первый пусковой участок протяжённостью 7,6 км состоит из 5 станций: «Дружба» («Барекамутюн»), «Сараланджи» (ныне - «Маршал Баграмян»), «Молодёжная» («Еритасардакан»), «Площадь Ленина» (ныне - «Площадь Республики»/«Ханрапетутиан храпарак») и «Сасунци Давит». Станция «Октемберян» (ныне - «Зоравар Андраник») была открыта позже.

К концу 1960-х годов, население одного из крупнейших городов Закавказья - Еревана перевалило за 700.000 человек. Быстрое увеличение числа жителей резко обострили транспортную проблему. Исторически сложившаяся старая городская застройка с сетью узких улиц в центре и удалённость новых районов ограничивали возможность нормальной работы наземного транспорта. В добавок ко всему, ситуацию осложнял сложный рельеф местности с разностью отметок в 550 метров. В результате было принято решение построить в городе внеуличный транспорт, но, поскольку, строить метро в городах с населением не достигшим миллиона человек было не принято, было решено построить в Ереване скоростной трамвай с несколькими подземными станциями.

В 1972 году было начато строительство тоннеля скоростного трамвая по габаритам метрополитена, с возможностью в дальнейшем переоборудования тоннелей под метрополитен, который планировали построить в отдалённом будущем, когда наступит коммунизм.

К концу 1978 года, было пройдено около 4 километров тоннелей, однако, в 1981 г. было опубликовано постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве метрополитена в городе Ереване, которое явилось толчком для широкого развертывания проектирования и строительства подземной транспортной магистрали, уже как метрополитена.

Народ, как известно, горазд на различные легенды и байки, особенно тогда, когда происходит что-то необычное. Когда в городе практически десять лет везде (в т.ч. в СМИ) активно пропагандируется Партия, которая дарит горожанам скоростной трамвай, а открывается даже не подземный трамвай, а самое настоящее метро, думаю, это событие обычным не назовёшь, вот и в связи с этим, родилась интересная байка-легенда о том, как было принято решение о замене скоростного трамвая на метро.

Началось всё с того, что якобы, руководству Армянской республики было как-то не по себе от того, что у соседей метро, а в Ереване скоростной трамвай. Однако, аргументов в пользу метро было маловато, т.к. город был ощутимо меньше тех же Баку и Тбилиси, как по населению (около 770 тысяч жителей), так и по территории.

И всё же был найден красивый ход! Его применил Первый Секретарь ЦК КП Армении на приёме у Генсека, подняв тему метро. Он обратился к Леониду Ильичу примерно так: "Дорогой Леонид Ильич! При расчётах пассажиропотоков в технико экономическом обосновании (ТЭО) необходимости скоростного транспорта в Ереване были допущены ошибки, корни которых в незнании традиций армянского народа. Дело в том, что каждый армянин, если он живёт отдельно от родителей, должен ежедневно их навещать. Следовательно, расчётные пассажиропотоки на перспективу будут как минимум в 1,5 раза больше, чем определяемые по методикам. Кроме того, республика развивается ударными темпами, хорошеет, жить в ней становится лучше и заграничные армяне (которых внесколько раз больше, чем в самой Армении) хотят вернуться на историческую родину. Духовенство поддерживает их стремление и по миру даже был пущен клич – "армяне – домой!". Таким образом, расчётное население Еревана к 2000 г. ожидается не 1,5, а 2,0 миллиона жителей. Нам нужно метро!". Генсек, конечно же, уважил просьбу товарищей из Армении.

http://www.mirmetro.net/yerevan
источник
2018 March 09
Мир метро
источник
Мир метро
Четырёхвагонные составы на станции "Спортивная" Харьковского метрополитена. Конец 1970-х годов.

Пожалуй, станция «Спортивная» является самой яркой и выразительной на всём первом пусковом участке. В ней воплощено очень оригинальное архитектурное решение. При этом станция совершенно не похожа как на своих тёзок из Москвы, Петербурга, Минска и Самары, так и на общую архитектуру метростроения того времени. Долгие годы станция являлась визитной карточкой Харьковского метрополитена и попадала во многие туристические фотоальбомы и открытки о городе. Хотя в оформлении не раскрывается тематика спорта, сама станция похожа на огромный стадион или спортзал.

http://www.mirmetro.net/kharkiv/cruise/01/15_sportyvnaya
источник
2018 March 12
Мир метро
источник
Мир метро
Первый поезд на станции "Площадь Мужества". Ленинград, декабрь 1975 года.

В начале 1970-х годов начинается развитие Кировско-Выборгской линии в район Гражданки, где развивалось массовое жилищное строительство. К 1975 году предполагалось ввести в эксплуатацию пять новых станций – «Выборгская», «Лесная», «Площадь Мужества», «Политехническая» и «Академическая». Весной 1974 года метростроевцы при проходке перегонных тоннелей «Лесная» - «Площадь Мужества» столкнулись с серьезными трудностями, они наткнулись на старое подземное русло реки Невы, представляющее собой толщу водонасыщенных песков (плывун) с мощным напором воды. Из-за неправильной оценки ситуаций, и желания сэкономить на количестве морозильных установок, было принято, как показали дальнейшие события, ошибочное решение – проложить два тоннеля не рядом друг с другом, а один под другим.

8 апреля 1974 года произошла авария, в нижний тоннель при его проходке хлынул мощный поток незамороженной воды, который спустя несколько часов затопил полуторакилометровый участок тоннелей почти до самой станции «Лесная». В целях предотвращения затопления всей линии, за станцией Лесная в срочном порядке были сооружены бетонные пробки, толщиной в несколько метров. Спасти метро от затопления удалось, но на поверхности над местом аварии начались просадки грунтов, которые могли привести к разрушению зданий и трещинообразованию, на проезжей части образовывались провалы, лопались трамвайные рельсы.

Рассматривалось два варианта продолжения строительства – строительство новых тоннелей под и над плывуном. От первого варианта отказались по причине того что тоннели пришлось бы заглублять слишком глубоко, ниже 90 метров, что привело бы в необходимости строительства станций слишком глубокого заложения с обустройством нескольких эскалаторных маршей. Второй вариант требовал бы сноса большого количества зданий на поверхности. Поскольку отказываться от строительства данного участка было уже поздно, и требовалось как можно скорее завершить работы, то решили продолжить строительство аварийного участка. Для этого впервые в практике метростроения был использован жидкий азот, с температурой до -196 градусов Цельсия. Данный метод заключался в глубокой заморозке грунтов. Дальнейшее подмораживание уже в ходе эксплуатации не предполагалось, потому что это сделало бы эксплуатацию тоннелей чрезмерно дорогой. Ограничились лишь усиленной гидроизоляцией. Все эти ошибки и недочеты стали причиной второй аварии, о которой вы узнаете в следующих статьях, а сама авария в истории и литературе получила прозвище «Размыв». В 1986 году на Ленфильме был снят художественный фильм-катастрофа «Прорыв» основанный на реальных событиях аварии 1974 года.

Открытие данного участка состоялось в 1975 году, его открытие разделили на две части: 22 апреля были открыты станции «Выборгская» и «Лесная», а 31 декабря – участок «Лесная» - «Академическая». Новый участок отличался разнообразием конструкций станций. Вернулись к строительству колонных станций глубокого заложения, такими построили «Выборгскую», «Лесную» и «Академическую», которые являются первыми в Союзе колонными станциями сооружёнными из сборных железобетонных элементов (раннее колонные станции глубокого заложения строили из чугуна и стали). Станции «Площадь Мужества» и «Политехническая» имели принципиально новую конструкцию - односводчатые станции со сборным железобетонным сводом обжатым на породу. Это были первые в мире односводчатые станции глубокого заложения. Введение нового типа станций ознаменовало начало нового этапа развития архитектуры Ленинградского метро. Эти две станции были экспериментальными, эпоха «ленинградских односводов» началась чуть позже.
источник
2018 March 14
Мир метро
источник
Мир метро
В этот день в 1954 году был открыт участок замкнувший Кольцевую линию. Протяжённость участка - 6 км и состоял он двух станций: «Краснопресненская» и «Киевская».

Сегодня Кольцевая линия отмечается на схемах коричневым цветом и имеет порядковый номер - 5. Это - единственная кольцевая линия во всех метрополитенах бывшего СССР. Соединяет все линии Московского метрополитена (кроме Каховской, Бутовской линий, МЦК и Монорельса) и семь из девяти железнодорожных вокзалов Москвы (кроме Рижского и Савёловского), таким образом разгружая их. На всех станциях линии вход и выход пассажиров осуществляется с левой стороны относительно движения поезда. На линии расположено 12 станций (все пересадочные).
источник
Мир метро
Добавлено описание одной из новых станций Бакинского метро - "Мемар Аджеми 2" третьей (фиолетовой) линии.

http://www.mirmetro.net/baki/cruise/03/11_memar_ecemi
источник
2018 March 16
Мир метро
Год назад в Москве были открыты станции: "Минская", "Ломоносовский проспект" и "Раменки".

Вспомним как это было: http://www.mirmetro.net/moscow/reportings/ramenkiopening
источник
2018 March 20
Мир метро
В этот день, в 1937 году в Москве была открыта 14-я станция Московского метро - "Киевская" (нынешней Филёвской линии) в составе участка протяжённостью 1,4 км, включающего в себя Смоленский метромост.
источник
2018 March 21
Мир метро
Добавлено описание станции "Ботанический сад" Харьковского метрополитена.
http://www.mirmetro.net/kharkiv/cruise/03/15_botanichny_sad
источник
2018 March 22
Мир метро
Три новые станции «Окружная», «Верхние Лихоборы» и «Селигерская» на Люблинско-Дмитровской линии метро сегодня открылись для пассажиров.
источник
2018 March 23
Мир метро
Добавлен репортаж с первого дня работы новых станций Московского метрополитена "Селигерская", "Верхние Лихоборы" и "Окружная".

http://www.mirmetro.net/moscow/reportings/20180322opening
источник
2018 March 24
Мир метро
Пробный поезд на станции метро "Рижская".
источник
2018 March 27
Мир метро
​​Добавлено описание станции "Джафар Джаббарлы" Бакинского метрополитена.

Станция представляет собой четыре разнесённых по парам зала представляющих собой пилонную станцию глубокого заложения. То есть центральный зал соединённый с одним платформенным залом, соединёнными между собой пятью и семью проходами между пилонами. Обе станции расположены по бокам от станции "28 Май", с которой они соединены переходами (приблизительно как станция "Улица Старокачаловская" Бутовской линии Московского метрополитена, относительно станции "Бульвар Дмитрия Донского").

"Джафар Джаббарлы" - первая станция открытая в годы независимости. В октябре 1993 года была сдана в эксплуатацию её первая платформа, а в 2008 году сдана в эксплуатацию восточная платформа станции, и после этого было организовано челночное движение на перегоне "Джафар Джаббарлы" - "Хатаи" по обоим тоннелям.

Основной задачей открытия станции явилась необходимость разгрузки станции "28 Май" и организации независимого движения до станции "Хатаи". С 1968 года, когда была открыта станция "Шаумян" (ныне "Шах Исмаил Хатаи"), от станции "28 Апреля" ("28 Май") поезда следовали в трёх направлениях, а с 1976 года, когда была открыта станция "Низами" - поезда стали курсировать в четырёх направлениях, узел был очень перегружен. Это являлось редчайшим (если не единичным) в мировой практике случаем движения поездов в четырёх направлениях от одной станции метро, имеющей два пути.

Строительство станции началось в 1989 году. Отчасти, в связи с тяжёлыми экономическими проблемами, связанными с распадом СССР, полноценного движения по отдельной линии открыть не удалось, в результате чего, получился однопутный огрызок, по которому ходит поезд-челнок. Только после открытия второго зала в 2008 году началось движение двух поездов-"челноков" по двум тоннелям (которые, к слову, были построены ещё в начале 1950-х годов). В перспективе, тоннели после станции "Джафар Джаббарлы" будут подключены к станции "Низами" и начнётся независимое движение поездов по двум линиям, тогда же и начнётся полноценное функционирование станции.

Станция "Джафар Джаббарлы" запроектирована в составе комплекса станции "28 Май", состоит из двух станций - левой и правой. Каждая из них имеет два тоннеля - путевой диаметром 8,5 метров и распределительный диаметром 6 метров, соединённые между собой пятью (западная станция) и шестью (восточная) межпилонными проходами. Обе станции распологаются по обеим сторонам действующей станции "28 Май" и связаны между собой переходами в торцах станций. Правый тоннель станции соединён через наклонный тоннель и подземный вестибюль с поверхностью, он также соединён с сетью подземных переходов под привокзальной площадью.

Левая часть станции "Джафар Джаббарлы" возведена на 1,2 метра выше станции "28 Май", правая на 7,2 метра. Это связано с пересечением в разных уровнях вентиляционных и кабельных тоннелей, которые были сооружены ранее. Вестибюль выполнен из сборных укрупненных железобетонных элементов и монолитного железобетона, пешеходные тоннели и лестничные сходы - из сборно-монолитного железобетона.

Для устройства врезки (переключения) сооружаемых перегонных тоннелей (между станциями "Джафар Джаббарлы" и "Хатаи") в существующие (между станциями "28 Май" и "Хатаи") были выполнены трудоёмкие работы по перекладке их участков общей протяжённостью около 290 м, из них 200 м в целях образования равномерного отпора грунта и обеспечения безопасной проходки переложили после их забутовки и нагнетания цементно-песчаного раствора.

Далее читайте и смотрите на сайте:
http://www.mirmetro.net/baki/cruise/02/18_cefer_cabbarli
источник
Мир метро
​​Пробный поезд на станции метро "Рижская", Москва. 26 марта 1958 года.

На открытие станции "Рижская" приехал лично Н.С.Хрущёв. Была поставлена трибуна, цветы в кадках. Всё было очень торжественно. Радостные лица. Хрущёв сказал пламенную речь. Вся станция была полностью забита людьми и все ему рукоплескали. Потом он спустился на платформу, девочка-пионерка с двумя косичками подарила ему цветы и он сел в вагон, поехал "принимать" перегон.
источник
2018 March 28
Мир метро
​​Добавлен архивный ноябрьский репортаж со строительства станции "Окружная".

22 марта 2018 года Мэр Москвы Сергей Собянин открыл для пассажиров открылись станции "Окружная", "Верхние Лихоборы" и "Селигерская". Давайте посмотрим как станция "Окружная" выглядела за несколько месяцев до открытия, последние штрихи перед финишной прямой.

Станции метро "Окружная", "Верхние Лихоборы" и "Селигерская" входят в состав второго пускового участка Люблинско-Дмитровской линии. В мэрии рассчитывают, что благодаря открытию новых станций метро в шаговой доступности появится у жителей Бескудниковского района, улучшится транспортная доступность районов Западное и Восточное Дегунино. Пользоваться новыми станциями будут ежедневно около 150 тысяч пассажиров.

При этом станция "Петровско-Разумовская" разгрузится в среднем на 20-30 процентов, а станция Московского центрального кольца "Окружная" - на 40 процентов. Кроме этого, рассматривается вариант продления Люблинско-Дмитровской линии от станции "Селигерская" до поселка Северный, который расположен за МКАД.

Станция метро "Окружная" располагается вдоль Локомотивного проезда, около пересечения с 3-м Нижнелихоборским проездом. У станции два вестибюля: южный, выходящий на Гостиничный проезд, напротив дома 6, и северный, выходящий на Локомотивный проезд и к проектируемому транспортно-пересадочному узлу "Окружная", частью которого станет северный вестибюль.

22 марта был открыт только южный вестибюль, северный будет пущен позднее.

Ещё фотографии смотрите на сайте:
http://www.mirmetro.net/moscow/reportings/20171128okruzhnaya
источник
Мир метро
​​В этот день, в 1979 году после полной реконструкции открыта станция «Электрозаводская» (до этого носившая название «Деповская», а с 1992 года - «Бакмил»), которая получила полноценный крытый вестибюль и платформу. В настоящий момент станция снова находится на реконструкции.

"Бакмил" - одна из самых нетипичных и уникальных станций на территории бывшего Союза. Первоначально она была открыта 25 сентября 1970 года как временная станция "Депо"/"Деповская" (иногда на схемах также указывалась как "Платформа Депо"), является отдельно стоящей от всех остальных станций, расположена на подъездном пути к депо. "Бакмил" - единственная наземная станция бакинского метро.

Поезда ходят к станции весьма нерегулярно, обычно поезда прибывающие на станцию - следуют в депо, обратного поезда можно прождать и 15 и 50 минут. Поезд, следующий обратно на линию, будет, скорее всего, следующим из депо на линию. Движение поездов от станции осуществляется по двум правлениям - до станции "Ичери Шехер" и до станции "Мемар Аджеми".

Примечательно, что первоначальную станцию "Деповская" проектировали и строили не инженеры и строители, а эксплуатационщики. Вот как описана станция в книге: "Бакинскому метро 10 лет" 1977 года: "Это наземная посадочная платформа открытого типа с павильоном. В павильоне расположены служебные помещения, зал для пассажиров, кассы, турникеты. Интересно, что проектировали и строили её не проектировщики и строители, а сами эксплуатационники - путейцы, электромеханики, движенцы, связисты, сантехники, работники службы подвижного состава и ремонтно-строительного участка Бакметрополитена. Автор проекта - старший инженер метрополитена Борис Потапов."

"Бакмил" - единственная станциях на просторах бывшего СССР на которой нет интервальных часов (за исключением метрополитенов Казани и Алматы). Также, это единственная станция на просторах бывшего Союза, на которую поезда ездят по расписанию, да и на самой станции висит расписание движения поездов (при регулярном движении на остальной сети метрополитена).

Более полное описание вы можете прочитать на сайте:
http://www.mirmetro.net/baki/cruise/01/15_bakmil
источник
2018 March 29
Мир метро
​​Добавлен ноябрьский репортаж со строительства станции "Верхние Лихоборы".

22 марта 2018 года Мэр Москвы Сергей Собянин открыл для пассажиров открылись станции "Окружная", "Верхние Лихоборы" и "Селигерская". Давайте посмотрим как станция "Верхние Лихоборы" выглядела за несколько месяцев до открытия, последние штрихи перед финишной прямой.

"Верхние Лихоборы" находится на Дмитровском шоссе. Два выхода станции встроены в подземные переходы: один — в сооруженный в 2008 году подземный пешеходный переход возле храма святителя Иннокентия к Бескудниковскому бульвару, второй — к Верхнелихоборской и Дубнинской улицам.

Строительство станции велось в очень тяжёлых геологических условиях, во время проходки тоннелей в районе станции метростроевцы наткнулись на очень мощный плывун. Да и сама станция расположена в сильно обводнённых грунтах, однако, это никак не влияет на безопасность эксплуатации и надёжность строительства.

Репортаж: http://www.mirmetro.net/moscow/reportings/20171128vlikhobory
источник
2018 March 30
Мир метро
​​В этот день в 2000 году в Киеве была открыта станция "Дорогожичи" в составе пускового участка протяжённостью 2,7 км.

После того, как восточное крыло Сырецко-Печерской линии обрело запланированные очертания и дошло до "Харьковской", а стремительно растущие жилмассивы левобережья получили надёжную связь с центром города, метрострой вновь активно взялся за правый берег. Развитие метро в этот период происходило на фоне еще неокрепшей экономики, работы проводились в сложных инженерно-геологических условиях на большой глубине и требовали солидных финансовых вливаний.

Само собой разумеется, что в таких условиях строительство даже одной станции глубокого заложения для города было крайне затратным делом и необходимо было искать компромис между потребностями и реальными возможностями. Чтобы не растягивать новые пуски на долгие годы городские власти нашли "альтернативное" решение для этой проблемы: вместо 4-х станций, запланированных на отрезке от "Золотых ворот" до "Дорогожичей", было построено лишь 3, а открыто и вовсе 2. Таким образом, на двух пусковых участках были "пропущены" обе промежуточные станции, а протяженность введенных в строй отрезков получилась нетипично большой: "Золотые ворота" - "Лукьяновская" - 3,1 км; "Лукьяновская" - "Дорогожичи" - 2,7 км.

Интересно, что средний и левый станционный зал на "Дорогожичах", а также ряд служебных помещений с выработками большого диаметра впервые в Киеве были пройдены сплошным забоем. Ранее сначала проходили пилот-тоннель диаметром порядка 5 м, а затем перебирали обделку на большой диаметр (8,5-9,5 м). Одна из причин, почему на "Дорогожичах" поступили иначе - механизированный щит, который шел от "Лукьяновской", находился от "Дорогожичей" на расстоянии 1,2 км в тот момент, когда для проходки левого станционного зала уже все было готово.

Традиционно пилот-тоннель строится тем же щитом, что и перегонные тоннели, но ждать, пока щит преодолеет 1,2 км было нерационально по времени. В результате проходку станционного зала выполнили не дожидаясь прихода щита, а щит потом транзитом прогнали по готовому тоннелю, после чего он пошел дальше в сторону "Сырца". Нечто подобное повторилось в 2011 г. на "Выставочном центре".

Полное описание станции:
http://www.mirmetro.net/kyiv/cruise/03/13_dorogozhychi
источник