«Здравствуйте, Татьяна!) Видела вопрос как вести себя при публичной дисскусии и спасибо вам за полезный и подробный ответ на него! А что нужно делать, чтобы оказаться в публичных местах, типа того же „Говорит Москва“, чтобы тебя туда пригласили? Было бы интересно послушать про ваш опыт с эфирами, вы ли первая куда-то звонили или уговаривали вас?.. Обязательно ли нужно вести свой канал или иметь сайт, чтобы поучаствовать в подобной публичной дискуссии? (юрист в „говорит москва“, напр.,обычный чел)»
Привет! Достаточно быть более или менее медийной персоной, тот же адвокат регулярно дает комментарии по каким-то делам. Незасвеченных экспертов на эфиры, может, и рады бы пригласить, но их поиск занимает много времени, поэтому проще вести базы контактов и обзванивать всех, кто подходит под запрос. Из тех до эфира доходят те, кому тема интересна, и у них есть возможность в этом время оказаться в студии. Если речь о радио, обычно звонят в тот же день, так что имеющие другие планы просто не доедут.
Примерно то же происходит, когда корреспонденту надо срочно сдавать материал, а то тема протухнет. Работает с теми, кто в доступе, а не с теми, о ком мечтал, потому что у тех телефон выключен, а комментарий нужен через час.
Редакции, ищущие экспертов для крупных материалов, круглых столов и прочего, с организацией за недели, более свободны в выборе, но у них и запросы жестче. Ищут известных персонажей, либо кого-то с очень особенной точкой зрений, а еще их часто интересуют немедийные лица с глубокими знаниями по какой-то теме, потому что у медийных есть склонность везде говорить одно и то же. Хотя пару раз немедийный человек где-то появится, и привет, сам стал медийным.
Во всех случаях необходимо поддерживать хорошие отношения с журналистами и администраторами. Лебезить не рекомендую, но стоит общаться по-человечески, не скандалить без повода, приезжать на эфиры вовремя, заранее узнавать, что планируется, здороваться, прощаться и т.п. — звучит так, будто рассказываешь о правилах этикета детсадовцам, но на самом деле я видела кучу народу, которые считают, что сделали огромное одолжение своим участием. В чем-то они правы — действительно одолжение, ведь за это не платят, — но у редакции таких десятки каждую неделю, и большинство экспертов так или иначе заменяемы.
Однако, если вести себя пристойно, а эфир, интервью или комментарий получаются отличными, звонить и звать начинают чаще, потому что результат участия предсказуемый. Мне регулярно что-то предлагают, но я для себя установила периодичность не больше пары эфиров в месяц, потому что на это уходит много душевных сил. Если стоит задача раскручиваться как эксперт, можно и три раза в неделю где-то появляться: ресурсы, перерабатывающие ежедневную повестку (радио, телевидение, новостные сайты), постоянно нуждаются в новом материале.