В регионах, особенно в национальных, с поверженными аппаратными противниками редко церемонятся. Вылетают они из своих кабинетов со свистом. Москва в этом смысле уже много лет отличалась в лучшую сторону. Так было, по крайней мере, до последнего времени.
Рассказы о происходившем в аппарате правительства после замены Медведева на Мишустина живо напомнили суровые кавказские нравы. У низвергнутого вице-премьера Чуйченко, приехавшего попрощаться со своими бывшими сотрудниками, например, без предупреждения отобрали машину. Выходит он из Белого дома, а там один водитель. «Подошли, - говорит, - начальники из гаража, из машины высадили, ключи забрали и уехали». Зам премьера Гордеев, с которым поступили примерно так же, потом несколько дней не мог найти лежавшие в машине вещи, которые в спешке разгрузили где-то в гаражах.
Заместителям руководителя аппарата, особенно тем, у кого кабинеты получше, велели освободить их в течение трёх часов. Пожилые уважаемые люди, долгие годы просидевшие в своих кабинетах и естественно обросшие имуществом, вынуждены были носиться по белодомовским коридорам словно мальчишки.
Некоторым разрешили досиживать положенные по закону сроки в собственных приемных. Других - чьи вакансии были срочно нужны - выгоняли прямо на улицу. Никаких положенных по закону сроков в их случае никто не соблюдал. Интересно, что выкидывали даже тех, кто проходит обучение в рамках президентской кадровой программы. То есть, получалось, что одной рукой государство тратит деньги, считая какого-то человека перспективным госслужащим, а другой рукой этого же человека с госслужбы увольняет.
Говорят, что главным мотором зачистки стал бывший главный кадровик ФНС, получивший должность заместителя руководителя белдомовского аппарата, Игорь Шевченко. Конечно, здесь есть соблазн списать все на комплексы последнего. Когда-то он сам по команде начальства был выброшен с должности военного прокурора Чечни и, похоже, затаила обиду на систему. Тем не менее, никаких оснований предполагать, что Шевченко - окончательный отморозок, у нас нет. Нет, он тёртый аппаратчик и мстить будет только тем, в отношении кого у него есть санкция. И это самое интересное. Выкидывать из машин столь близких к Медведеву людей, как Чуйченко, могут только люди, которые точно знают, что бывший премьер больше не поднимется. Получить такую информацию, конечно, можно только от президента.
Рассуждать об этичности происходящего бессмысленно - российский истеблишмент воспринимает понятия «этики» и «морали» как шутку. Но действовать так как действуют мишустинцы - это ведь и им самим невыгодно. Ведь и они когда-нибудь тоже будут уходить из своих кабинетов. Так зачем создавать прецедент? Зачем делать ненормальное нормой?
Вся беда в том, что эти люди слишком плохо знают собственную историю. Они забыли о том, как люди Ягоды спиливали подследственным в камерах зубы напильниками только для того, чтобы потом занять их место - когда на смену Ягоде пришёл Ежов. А те, в свою очередь, потом оказались клиентами людей Берии.
Посеявший ветер, пожнёт бурю, это ж давно известно.