Отложенные административки. Арест Алексея Навального за акцию восьмимесячной давности не является новым изобретением полиции.
После изменений в законодательстве, увеличивающих срок давности привлечения по 20.2 КоАП РФ с трех месяцев до одного года в 2012 году, практика применения отложенных административок потихонечку распространялась по стране.
В мае
2015 года в
Томске на активистов составили протоколы за пикеты в июле и августе 2014 года
30 апреля
2018 года в Тамбове Диану Рудакову отправили на 10 суток ареста за организацию встречи с Навальным в октябре 2017 года.
Примеров преследований через несколько месяцев после акции достаточно.
То, что после мирной акции никого не задержали и не предъявили претензий, это еще не значит, что организатор или участник находится в безопасности. Сотрудники полиции фиксируют практически каждую акцию, собирают документы и готовы их реализовать в любой момент, в том числе для превентивного ареста.
Практика применения отложенных административок несомненно имеет лишь одну цель — общий охлаждающий (сдерживающий) эффект — а как следствие не может применяться в демократическом обществе.
Почему так происходит.
В статье 28.5 КоАП РФ указано, что Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Этого было бы достаточно для прекращения любой отложенной административки. Но полиция и суды ссылаются на постановление Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 года, в котором нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, отнесено к несущественным нарушениям, поскольку эти сроки не являются пресекательными.
Фактически
председатель Верховного суда России открыл для полиции широкое поле для применения отложенных административок за митинги.
Есть еще одна цель таких дел - это воспрепятствование участию в запланированных акциях или их организации. По сути наказание на будущее.
Что с этой ситуацией можно сделать.
В случае если вы идете с таким делом в ЕСПЧ, об этом должно быть отдельное описание нарушения статьи 10-11 Конвенции.
Также мы готовы оценить перспективу «похода» в Конституционный суд России по этому вопросу, если появится активный доверитель, готовый вместе с нами попробовать прокачать эту тему.