Size: a a a

2020 December 08
Politeconomics
Арест профессора Соловья в Петербурге многие сочли абсурдным и даже жалким поступком, мелкой местью кремлевских чиновников за слив информации, которая и так вытекает по множеству каналов. Однако в контексте предстоящей 17 декабря пресс-конференции Владимира Путина эта история выглядит по-другому.

Сразу оговорюсь, все мы питаемся слухами. Но кто в этом виноват? Сама же власть своей полной закрытостью, своими методами подготовки и принятия решений, которые никто заранее не знает и публично не обсуждает, своей постоянной ложью по любым, даже самым мелким, необязательным поводам создала ситуацию, когда информация доходит до общества именно в форме слухов, которые затем либо подтверждаются, либо нет.

Так или иначе, но странная пресс-конференция, назначенная уже после того, как было отменено традиционное послание президента к Федеральному собранию, вызывает массу вопросов. Оправдаются ли ожидания тех, кто предсказывает, что в этот день Путин объявит о своем предстоящем уходе в 2021 году и назовет преемника? Скорее всего на данный момент этого не знает никто, включая самого Путина. В Кремле идет борьба, а президент по обыкновению до последнего момента откладывает принятие решений, надеясь, что можно будет и вовсе уклониться.

Не удивительно, что на таком фоне утечки могут стать сами по себе фактором политической интриги. И желание перекрыть один из каналов, по которым происходил слив информации, более чем логично. Соловей будет сидеть под замком аккурат до пресс-конференции Путина. А после того, как президент выступит, профессора отпустят. Новости, если они вообще будут, мы, наконец, узнаем от самого президента, а не в пересказе столичного профессора.
источник
Politeconomics
Глубоко ошибается тот макроэкономист, который заявляет, что установление общего равновесия — это реальность, что у реальных людей имеются рациональные ожидания и что вынужденной безработицы в действительности не бывает.

Мишель Де Фрей
источник
Politeconomics
Все мы независимо от того, являемся мы экономистами или нет, так или иначе ведем разговоры на макроэкономические темы на кухне. В этом случае, люди, как правило, даже не осознают, что они просто повторяют мысли, сформулированные великими экономистами прошлых лет, такими как Адам Смит, Карл Маркс и Джон Мейнард Кейнс.

Мишель Де Фрей, История макроэкономики
источник
2020 December 09
Politeconomics
​​Президент Путин утвердил федеральный бюджет до 2023 года. Расходы бюджета в 2021 году сокращены на 9% по сравнению с расходами 2020 года, или на 2,2 трлн руб., что составляет около 2,1% от ожидаемого ВВП 2020 года. То есть сокращение расходов может привести к снижению ВВП до 2%.
источник
Politeconomics
В Минфине продолжают  идти против ветра. На фоне оценок МВФ, что в G20 Россия занимает третье место с конца по объёму антикризисного пакета — ниже только Индонезия и Мексика, — сами чиновники в российских СМИ неизменно рассуждают в русле «социального оптимизма».  

Вот, например, указывают, что в следующем году «предусмотрена постепенная нормализация бюджетной политики, синхронизированная с восстановлением деловой активности в ненефтегазовой экономике», и сохраняется «значительный антикризисный стимул» в размере 1% ВВП.

При этом, по их мнению, антикризисный пакет Россия занимает «одно из первых мест в части эффективности» с точки зрения реакции экономики на него.

Остаётся только гадать, куда все эти стимулы нас приведут. Замминистра финансов Владимир Колычев на днях в интервью Bloomberg признал, что доходы от энергоресурсов, видимо, в дальнейшем будут только сокращаться, и пик потребления нефти в мире «может быть уже пройден».

Компания BP с аналогичным прогнозом развития энергетики выступала  ещё в сентябре.

Так и напрашивается вывод, что провал в достижении целей по ускорению экономики спишут на ковид-эпидемию и попросят отнестись к этому с пониманием. Вот только сейчас на широкую публику говорить о нерадужных перспективах места России в мировом разделении труда не спешат.

Ну и помогать «восстанавливаться» даже вот до такой новой нормальности тоже никто не собирается. Как отметил тот же Колычев, запускать новый цикл поддержки не планируется, поскольку отрасли, пострадавшие от ограничительных мер, восстанавливаются «лучше, чем заложено в бюджете».

#комментарий #НовыйКурс
источник
Politeconomics
Банк России проводит онлайн-зачет по финансовой грамотности

Оценить уровень своих знаний можно с 7 по 16 декабря 2020 года. Зачет состоит из двух частей: вопросы для граждан о вкладах, кредитах, страховании и отдельные задания для предпринимателей. При этом можно выбрать уровень сложности: базовый или продвинутый. 

Всего в опросе 30 вопросов. Если участник правильно ответит на 20 и более вопросов, он станет обладателем именного сертификата. Кроме того, на основе полученных результатов каждый получит индивидуальные рекомендации, которые позволят восполнить пробелы в знаниях и повысить уровень финансовой грамотности. 

В 2018 и 2019 годах в онлайн-зачете приняли участие более полумиллиона человек, в том числе из-за рубежа.

Пройти онлайн-зачет
источник
Politeconomics
​​Почему промышленные предприятия не инвестируют

Результаты опроса показывают, что недостаток собственных средств представляет собой главное ограничение для инвестиций. На это указали 81% предприятий с недостаточным уровнем инвестирования.

Среди прочих барьеров с большим отрывом следуют высокая стоимость заемного финансирования (отметили 47% компаний), высокая неопределенность экономической ситуации (45%) и длительный срок окупаемости инвестиционных вложений (38%). Остальные препятствия для роста инвестиций выбрали не более 20% респондентов.
источник
Politeconomics
​​Динамика доли доходов бюджета от экспорта нефти и газа. Несмотря на заметное снижение доли последние 10 лет, аналитики Блумберг ожидают что доля доходов бюджета за счёт экспорта нефти и газа сохранится на уровне 30-35%. #ru #oil
Источник: #bloomberg

@fineconomics
источник
2020 December 10
Politeconomics
​​Российская экономика падала в III квартале медленнее, чем экономики ряда крупных стран, несмотря на скудный объем поддержки – менее 1/10 части поддержки Германии, Италии или США. Как так получилось? Этим вопросом задаются сейчас многие. В том числе и за рубежом – примером тому недавняя статья в Financial Times.

В чем же дело, действительно? С одной стороны, понятно, что ограничения у нас сейчас мягче, чем, например, в Европе, отчасти именно поэтому и падаем не так быстро. В США, например, ограничений еще меньше, и мы видим, что американская экономика и упала еще менее значительно, чем наша, – на 2,9% в III квартале этого года в годовом выражении по сравнению с падением на 3,8% у нас.

Но важнее другое. Для нас как граждан часто не так важно, с какой скоростью мы падаем на каком-то непродолжительном отрезке времени – нас куда больше интересует тот уровень, на котором мы были до падения и окажемся после него. И вот тут нам гордиться в общем-то нечем: нам просто падать неоткуда особо. Залезли-то мы совсем невысоко.

После кризиса 2008-2009 годов российская экономика не растет, а просто топчется на месте. Кто-то называет это устойчивостью, но по сути это стагнация. Ведь нам надо расти темпами развивающихся стран, а мы уступаем по темпам роста даже развитым странам, и наш разрыв с ними только увеличивается.

В III квартале этого года наш ВВП лишь на 7,4% превышал уровень III квартала 2008 года... То есть прошло 12 лет, а экономика практически не выросла. А китайская за то же время выросла в 2,4 раза!.. Но ладно китайская – даже американская выросла на 19,5%, то есть гораздо сильнее, чем наша и с более высокого уровня!

Вот и получается, что где-то экономика упала сильнее, но за счет роста в предыдущие годы сейчас уровень жизни в ней в целом значительно выше, чем был несколько лет назад.

В общем, можно, конечно, прыгать у подножия горы и радоваться, что несильно упали. Не то что другие! А можно лезть на вершину. И если оттуда не упадем – вот тогда и будем гордиться своими успехами перед другими странами.
источник
Politeconomics
​​Как я давал комментарий России-24

История настолько же нелепая, насколько и предсказуемая. Вчера вечером мне позвонили из редакции телеканала Россия 24 и спросили, могу ли я дать комментарий касательно текущего мирового кризиса, вакцин, пандемии и всё такое.

Я слегка удивился, ведь где нонейм-ютуберы, а где федеральные каналы? Ответил, что я не вирусолог, чтобы говорить о вакцинах, но про экономическую динамику рассказать могу. После целых 20 выделенных минут на подготовку мне позвонили по скайпу и состоялся диалог уже на целых 10 минут.

Спрашивали об экономической ситуации в мире, принимаемых решениях и всё такое. Я честно ответил, что пока получается так, что многие развитые страны помогают своей экономике намного масштабнее, чем страны развивающиеся.
Немного упомянул про макроэкономический консенсус, новые приоритеты ФРС и так далее. В общем, стандартный пакет.

Напоследок собеседник спросил, а можно ли нынешнюю ситуацию с распределением вакцин по мировым государствам считать геноцидом со стороны богатых стран.

Я ответил в духе того, что конспирологические объяснения это плохо и неправильно.
Но если учесть, что от проводимой последние 3-4 десятка лет политики не то чтобы сильно выиграли основные массы даже в богатых странах, нам нужно было бы предположить, что и внутри них есть какие-то обособленные группы и классы, которые "геноцидят" и своих, и чужих без разбора.

К моему удивлению, после окончания официальной части собеседник поинтересовался почему в России сейчас так плохо и как сделать хорошо — на что я также ответил на тему основных приоритетов правительства в недавно принятом бюджете.

Я удостоился быть упомянутым в очередном вечернем выпуске в 23.00. Прослушав обязательную часть, где рассказывали про хохлов, майдан, НАТО, западных кукловодов белорусских протестов, перешли к теме пандемии. Один эксперт за другим сильно ругали западные страны, а некоторые обрушивались и на капитализм в целом!

Из моей реплики вырезали фрагмент меньше 10 секунд (к тому же оборвав на полуслове), где я как раз рассуждаю о зловредных политических силах внутри богатых стран, которым нет дела ни до кого ещё.

Вместо заключения — как мы бы ни любили иронизировать над низким качеством контента на современном ютубе, телеграм-каналах и прочих "модных медиа", надо признать, что по сравнению с федеральным ТВ они ушли на какой-то невероятный, недосягаемый космический уровень.

Даниил Григорьев
источник
Politeconomics
Цена нефти Brent превысила $50 впервые с марта
источник
2020 December 11
Politeconomics
​​Смартфоны уничтожают 40-летний рост индустрии камер
источник
Politeconomics
Чего бы стоили все туманные рассуждения о спросе и ставках процента, если бы в итоге мы ничего не могли сказать о причинах общего экономического роста? А ничего бы и не стоили, поэтому наконец-то переходим к рассмотрению главных моделей роста из 20-го века.

#лекции #макроэкономика

https://youtu.be/B9-wGMibY2s
источник
2020 December 12
Politeconomics
Президент Путин в очередной раз устроил разнос чиновникам из-за роста цен на продукты питания, но без бросания ручки, надо отметить. Зато провел аналогию с Советским Союзом, хотя странно, что не обвинил Ленина в нынешней инфляции. После этого в СМИ появились заголовки об установлении правительством предельных цен на сахар и подсолнечное масло – 45 руб. за кг сахара и 110 руб. за л масла. Но нельзя забывать, что правительство не может устанавливать цены на свободном рынке, а рынок у нас свободный. Поэтому вся эта история об «установлении» (на самом деле предложении бизнесу) предельных цен ради народа – обыкновенная комедия.

Говоря о причинах роста цен, Путин исключил влияние пандемического фактора, вызвавшего ослабление рубля. Но Банк России явно не согласен с президентом, хотя и признает, что влияние пандемии было умеренным: «В ноябре 2020 г. месячный прирост потребительских цен существенно увеличился, главным образом под влиянием разовых проинфляционных факторов на отдельных продовольственных рынках, а также вследствие произошедшего в предыдущие месяцы ослабления рубля». Таким образом, годовая инфляция поднялась выше таргета ЦБ до 4,4%. Очевидно, что на фоне продолжающейся рецессии предприятия несут убытки и перекладывают издержки на потребителей, но Банк России считает, что в следующем году «дезинфляционное влияние спроса» начнет превалировать над инфляционными факторами со стороны предложения. Невольно напрашивается вопрос: ЦБ ожидает падения спроса?

#комментарий #НовыйКурс
источник
2020 December 13
Politeconomics
​​В Германии провели исследование на тему эффективности масочного режима во время эпидемии. Сразу после введения режима ношения масок заболеваемость снижается.
источник
Politeconomics
Политика накопления резервов — традиционный триггер для российских дискуссий. Одни говорят, что мудрое правительство так заботится о будущем и страхуется на случай кризисов. Другие утверждают, что все эти ваши доллары в заначках лишь работают на вражеские экономики, а не народное хозяйство. Интересно, а для чего вообще в нынешних условиях государству могут быть нужны эти самые резервы?

https://youtu.be/rZaYUNn-vKk
источник
2020 December 14
Politeconomics
Куба объявила дату отмены «инвалютного» песо. С 1 января 2021 года правительство проведет фактически девальвацию национальной валюты. Однако это не плавающий курс, официально курс будет установлен на уровне 24 песо за 1 американский доллар. Таким образом, подходит к концу эпоха существования двух курсов валют — один для внешнеторговых операций и туристов и второй для граждан.

Известно, что в пять раз будет повышена минимальная оплата труда (с 400 до 2100 песо), максимальная же зарплата составит 9510 песо (сейчас, по данным госстатистики, средняя оплата составляет 879 песо).

Куба на всех парах мчится к капитализму.
источник
Politeconomics
Вернется ли инфляция?

Перевод редакционной статьи The Economist от 12.12.2020

Низкая инфляция лежит в основе сегодняшней экономической политики. The Economist рассуждает о том, чего ожидать.

https://www.patreon.com/posts/vernetsia-li-45000960
источник
Politeconomics
​​Рейтинг инвестиционной эффективности российских компаний

Кредитно-рейтинговое агентство НКР присвоило каждой компании итоговый балл, рассчитанный исходя из пяти параметров: совокупные инвестиционные расходы за год (абсолютный размер, включая чистую покупку новых бизнесов), соотношение совокупных инвестиционных расходов и денежного потока от финансовой и операционной деятельности, отношение инвестиций в основные средства и нематериальные активы к величине внеоборотных активов, отношение инвестиций в основные средства и нематериальные активы к начисленной за год амортизации, рентабельность активов по операционной прибыли. Оценки каждого из этих факторов принимают непрерывные значения от 0 до 100 и рассчитываются по определенному алгоритму перевода фактических показателей в баллы.
источник
Politeconomics
Перевод первых шести глав книги Macroeconomics теперь в открытом доступе.

Но вы можете поддержать проект:

Сбербанк 4274320042395379

Скоро будут и другие главы, а также перевод книги Стефани Келтон The Deficit Myth

https://www.patreon.com/posts/43176612
источник