Size: a a a

2020 December 20
Politeconomics
Напоминаем, что завтра 20.12, Алексей Сафронов проведет стрим с Сергеем Лебедевым - кандидатом политических наук, политологом и специалистом по поведенческой экономике и международным отношениям в рамках своей передачи «Доходчиво (ex-ясно-понятно) с Алексеем Сафроновым». Начало в 17:00(!). Всех ждем!

https://www.youtube.com/watch?v=wSK7d-PYKfc&ab_channel=%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%BA%D0%BE%D1%80
источник
Politeconomics
Государственный долг обусловлен желанием номинальных сбережений. Это история о неизрасходованных доходах.

Американский инвестор Уоррен Мослер
источник
Politeconomics
Тем временем сокращение численности населения России бьет новые рекорды – за первые 10 месяцев население сократилось на 382 тыс. чел. Основными факторами стали снижение миграционного потока и повышение смертности. Примечательно, что прогнозы правительства по убыли населения менялись дважды за последние месяцы.
Согласно последнему октябрьскому прогнозу правительства, население России в 2020 году сократится на 350 тыс. чел. и будет сокращаться в ближайшие четыре года, а положительная динамика начнется только в 2030 году. Таким образом, текущий прогноз надо пересматривать. Снова реальность мешает правительству правильно прогнозировать и работать. Еще в августе прогнозировалось сокращение численности в этом году на 158 тыс. чел., а выход на положительные темпы роста – в 2022 году.

Смертность в этом году стала рекордной за последние 10 лет – 113,2 человека на 10 тыс. населения (+10% к 2019 году). При этом значение смертности от коронавируса ниже роста общей смертности. По официальным данным, всего от коронавируса умерли 51 тыс. чел. Однако дополнительная смертность за апрель-октябрь составила 140 тыс. чел. То есть 89 тыс. смертей не объясняются официальной смертностью от коронавируса.

Дополнительная смертность может быть связана как с неучтенными смертями от короновируса, так и с косвенными эффектами – например, с недоступностью медицинской помощи для людей с другими заболеваниями из-за переброски ресурсов на борьбу с эпидемией. Это как-то не очень согласуется с последним заявлением президента об эффективности российской системы здравоохранения.

#комментарий #НовыйКурс
источник
Politeconomics
В последнее время мы достаточно слышали про детали политической системы в ещё недавно братской республики. А вот на какие экономические принципы там опираются? Впрочем, ответ вы знаете и сами...

https://youtu.be/IgvM4rVgxJ0
источник
2020 December 21
Politeconomics
​​Иллюстрация растущего доминирования Китая в мировой торговле

The Daily Shot
источник
Politeconomics
Победа Джо Байдена не должна успокаивать природоохранные движения, считают ведущие американские социологи Ричард Лахманн, Майкл Шварц и Кевин Янг. В статье на портале TomDispatch.com они описывают методы экологического активизма, которые уже принесли серьезные проблемы американскому нефтегазу (в том числе подорвали доверие инвесторов), и утверждают, что продолжение этих действий может в итоге привести к достижению одной из главных целей «Зеленого нового курса» — полной декарбонизации экономики США. И переломный момент в этой борьбе уже близок!

Обратить внимание на материал стоит хотя бы потому, что Ричард Лахманн в свое время был одним из тех ученых, кто предсказывал подъем движений по борьбе с изменениями климата задолго до того, как это стало глобальным трендом.
источник
Politeconomics
Европейский и российский фондовые рынки падают на фоне локдауна в Великобритании из-за нового штамма коронавируса.

Нефть марки Brent упала на 5,5% до $49,4. И, конечно же, падает наш рубль.

Если новый штамм окажется невосприимчивым к разработанным вакцинам, нельзя исключать вероятность повторения весенних событий.
источник
Politeconomics
Российский Центробанк – «женское царство», почти 2/3 сотрудников – женщины.
Но больше поражает количество сотрудников ЦБ РФ – 54 тыс. человек. В три раза там больше работает, чем в ФРС США и в 12 раз больше, чем в ЦБ Японии (по населению Япония не сильно меньше России). Ну а об эффективности работы ЦБ РФ каждый сам может судить. Чем они там все занимаются?
(данные - советник первого заместителя председателя Банка России С.Моисеев, «Вопросы экономики», №5, 2018)
источник
2020 December 22
Politeconomics
​​В ходе исполнения майских указов президента численность младшего медицинского персонала сократилась в 2013–2019 годах на 61,3 %. Численность врачей — на 2,3 %, среднего медицинского персонала — на 8,9 %.

Эффективное путинское здравоохранение.

Источник: Счетная палата РФ
источник
Politeconomics
В Конгрессе США состоялось голосование по законопроекту о пакете экономической помощи в объеме $892 млрд в связи с пандемией COVID-19. Министр финансов США Стивен Мнучин заявил, что американцы могут получить деньги на свои счета уже на следующей неделе.

Пакет помощи включает прямые единовременные выплаты гражданам в размере $600 и дополнительные пособия по безработице в размере $300 в неделю.

Также предусмотрена единовременная выплата в $600 на ребенка. Так, семья из 4 человек, двое из которых - дети, может получить $2400.

Размер выплаты для заработавших более $75 000 за 2019 год будет меньше. Заработавшим более $99 000 такие выплаты не полагаются.

Пакет включает в себя $25 млрд субсидий на аренду жилья, $13 млрд на пособия в рамках программы помощи в области питания, $30 млрд на закупки и распределение вакцин, $82 млрд на помощь школам и университетам.

Также $45 млрд будут выделены на поддержку транспортного сектора, $15 млрд из которых будут направлены на помощь в выплате заработной платы сотрудникам авиаиндустрии.

Всего $284 млрд будут выделены на программу, призванную помочь предприятиям сохранить рабочие места.

В пакет также входит $4 млрд помощи другим странам в вакцинации от коронавируса.
источник
Politeconomics
источник
Politeconomics
Когда любой водитель и кухарка знают, как управлять государством, трудно найти взвешенные мнения о том, что творится в мире. Радио Sputnik находит. Новости в цитатах признанных экспертов: понятно, что происходит и почему.
источник
Politeconomics
​​Доля рабочих мест в различных странах, которые потенциально могут быть переведены на дистанционный режим
источник
Politeconomics
​​Биткоин в баррелях нефти (Brent)

В начале года за один биткоин можно было купить 100 баррелей, сейчас — 451 баррель
источник
Politeconomics
Сходил на интервью к инвестору Андрею Ванину. То есть, идти никуда не пришлось, но разговор получился (как мне кажется) довольно интересный.

https://youtu.be/bpVEEWNQ_ds
источник
2020 December 23
Politeconomics
​​Российский авторынок в 2020 году

В январе – ноябре нынешнего года в нашей стране было реализовано более 1,4 млн новых легковых автомобилей и LCV. Это на 9,9% меньше, чем за тот же период 2019 года.

Лидерство на российском рынке традиционно удерживает отечественная марка LADA – за 11 месяцев ее продажи составили 302,7 тыс. единиц, снизившись на 7,3%. Таким образом, ее доля оказалась равной 21,3%.

Далее в рейтинге следуют корейские бренды KIA (191,7 тыс. шт.) и Hyundai (145,9 тыс. шт.), которе также демонстрируют падение (на 12,6% и 10,1% соответственно).

В ТОП-10 марок большинство показывают рыночное падение, исключение составили только Skoda (+6,9%) и BMW (+1,5%). Наибольшее падение – у отечественного GAZ (-23,4%).
источник
Politeconomics
Считается, что политика России зависит от цен на нефть. Но всё гораздо сложнее: и российская политика и нефтяные цены находятся под влиянием общемировой экономической и социальной динамики.
источник
Politeconomics
Мечта о новом застое — вот максимум, на что нас настраивают прокремлевские аналитики и даже некоторые критически мыслящие авторы (такие, например, как Павел Пряников). Все проекты развития, значимые для страны в целом, объявленные в начале или в конце 2000-х годов на фоне высоких цен на нефть, провалены, пресловутая «Стратегия 2020» не выполнена ни по одному пункту, а главное — изначально не могла быть выполнена (о чем автор этих строк предупреждал ещё тогда, когда официальный оптимизм был на высшей точке). Теперешнее ожидание нового «застоя-стабильности» и надежды (да, надежды!) на стагнацию основаны на тех же логических просчетах, на основании которых ранее выстраивались оптимистические прогнозы.

Хотя часто пытаются увязывать динамику российской политики с ценами на нефть (что, кстати, тоже не усиливает оптимизма), авторы подобных сопоставлений не осознают, что и цены на нефть, и политика России и многое другое в свою очередь определяются куда более масштабными глобальными тенденциями. Причем экономическое и политическое значение динамики мировых цен на сырье — разное в различных историко-экономических условиях. Например, в периоды активной индустриализации низкие цены на сырье могут быть выгодны даже и самим поставщикам этих товаров, ибо стимулируют глобальный спрос на товары, экспорт и инвестиции, тогда как высокие цены могут обернуться проблемами для экспортеров, особенно в период, когда бурного роста нет.

Однако речь сейчас не о нефти, сырье и рынках. Речь о том, что российские элиты очень успешно вписали экономику страны в глобальную модель неолиберальных рынков. А эта модель себя объективно исчерпала и по факту разрушается. Отсюда нестабильность, охватившая изрядную часть мира. И ясно, что попытки российского режима устоять в одиночку, к тому же ничего в своем поведении не меняя, обречены.

Надежды на медленный рост и стабильность в условиях смены модели глобального развития принципиально нереализуемы. Выбор очень прост: или формировать новую модель развития и на её основе выйти на новый тип роста, или валиться всё дальше вниз. Причем даже вожделенная экономическая стагнация в такой ситуации оборачивается социальным коллапсом.

Это плохая новость для власти. Но есть и очень плохая новость для оппозиции. Ни рецепты команды Навального, призывающего решать проблемы с помощью борьбы против коррупции (а дальше всё само наладится), ни утопические мечтания сторонников Зюганова о том, чтобы вернуться в воображаемое светлое советское прошлое, никак не помогут. И образ будущего придумывать нет никакого смысла, особенно если этими упражнениями занимаются люди прошлого. Выход может быть только практическим — через применение новых инструментов планирования, социализацию крупнейших кампаний, через демократическое перераспределение власти и социальных приоритетов. Но это невозможно сделать без смены власти. В России и других странах.
источник
Politeconomics
Конец текущего года оказался удивительно богат на громкие медийные события. К тому же повестка стремительно уходит от подорожавших макарошек в сторону настоящей геополитики.

Ритуальное возмущение ростом продовольственных цен в риторике правителей соседствует с почти полным игнорированием куда более существенного роста цен, но уже на недвижимость.

Глядя на взрывную летнюю динамику, некоторые эксперты и правда считали, что льготная ипотека на ближайшие 2-3 года сможет стать локомотивом российской экономики. С текущими ценами такого недоразумения уже не произойдёт.

Однако тут никакие соглашения с производителями и выволочки министрам не работают — стройкомплекс является одной из немногих "зелёных", относительно стабильных зон, к тому же тесно пересекающейся с "профильными интересами".

Также не слышно предупреждений об инфляционных рисках, вызванных созданием триллионнов ипотечных рублей. Видимо, роль возмутителя спокойствия было официально решено закрепить за макарошками.

https://t.me/banksta/12747

#комментарий #НовыйКурс
источник
Politeconomics
​​Как работает экономика (простой пример)

Одним из популярных экономических мифов является миф о вытеснении государственным долгом частных инвестиций: «Государственное заимствование для финансирования бюджетного дефицита приведет к сокращению производства в долгосрочной перспективе. Когда правительство берет взаймы, оно берет взаймы у людей и фирм, чьи сбережения в противном случае пошли бы на частное инвестирование в производительный капитал (заводы, фабрики и т.д.)»

Практически все мейнстримные экономисты слепо верят в это.

Из этого следует, что государство должно занимать как можно меньше; крайне желательно, чтобы расходы государства не превышали доходы.

Но так ли это? Как проверить этот постулат?

Любая денежная экономика (а мы с вами живем именно в такой экономике) представляет собой бесконечно повторяющиеся платежи между тремя секторами – государственным, частным и внешним. Для простоты мы абстрагируемся от внешнего сектора и рассмотрим закрытую экономику, в которой существуют два сектора – государственный и частный. Государство обладает монополией на выпуск валюты. Частный сектор пользуется этой валютой и производит товары и услуги.

Любой платеж (расход) является чьим-то приходом (доходом). Это бухгалтерское тождество неопровержимо, оно верно при любых условиях. Сумма всех доходов и расходов в экономике равна нулю.

Рассмотрим пример:

Допустим, государство потратило 1000 руб. на покупку канцтоваров. Частный сектор произвел эти канцтовары и отгрузил государству. Сумма налогового платежа составила 900 руб. То есть государство потратило на 100 руб. больше, чем поступило налогов. Ситуацию, когда расходы превышают доходы, называют бюджетным дефицитом.
Как вы уже поняли, 100 руб. остались у частного сектора, образовав профицит, то есть доходы превысили расходы.

Таким образом, бюджетные дефициты не съедают наши сбережения, не вытесняют частные инвестиции, они их увеличивают.

Если бы государство поддерживало свой баланс в профиците, то у частного сектора неизбежно образовался бы дефицит и производство сократилось бы на сумму дефицита или больше.
источник