Экзистенциальная психотерапия в цифровую эпоху?
Перевела эссе Кирка Шнайдера из Aeon «
Трепет бытия и мучения трансформации: почему цифровой эпохе как никогда нужна экзистенциальная психотерапия».
Супер краткое содержание:
Он сомневается в современном подходе к человеку как к расстроенной механической кукле, тело которой нужно нормализовать медикаментами, мысли — когнитивной терапией, а поведение — тренировкой. И предполагает, что такой подход уплощает понимание человеческой личности и отрицает какую-либо ценность субъективного переживания эмоций.Р
ассказывает, как гибель его брата сломала его психику в детстве и как работа с психотерапевтом над травмой помогла ему пережить трансформацию через мучения паники и истерик — к любопытству, творчеству и открытости миру. Он считает, что каждый из эмоциональных кошмаров обогатил его: например, ужас смерти научил его сопереживать чужому горю. И описывает основные задачи экзистенциальной психотерапии: научиться принимать и проживать весь спектр ощущений жизни от мучений и боли до радости и счастья, найти свой смысл и реализовать свой полный противоречий потенциал.
Меня вштырило, тк такими же словами я разговариваю сейчас сама с собой.
Я долгое время занималась нормализацией и регуляцией себя: быть как можно более спокойной, здоровой, рациональной и эффективной — вот были мои главные цели. И я добилась успеха и последние года три прожила сдержанно, спокойно и эффективно, вложив свои силы в ответственные и серьёзные вещи. Карьеру, заработок, помощь близким, налаживание здоровых отношений, ведение быт.
Я даже придумала себе альтернативную историю, в которой в моей жизни не было никаких потрясений,
крахов,
насилия,
нездоровых отношений,
депрессии,
смертей,
расстройств пищевого поведения,
панических состояний, желания
умереть, религиозных
экстазов, ощущения
потери контроля над своей психикой и невероятного
одиночества.
Я
абсолютно
нормальна.
В последние пару недель я понимаю, что для меня создание такой «альтернативной реальности», где я — очень скучный нормальный разумный человек, была необходимостью. Я защищала трещавшую по швам крышу, как могла. Чтобы моя кукуха никуда не улетела, я построила ей уютный дом и в тишине и безопасности годами каждый день разговаривала с ней, чтобы она выговорила все свои страдания. Кукуха окрепла и стала выглядывать на улицу.
Я набралась достаточно сил, чтобы снова сталкиваться с теми душевными муками, о которых пишет в своем эссе Шнайдер. Я могу смотреть на свое прошлое и выдерживать то, что я там вижу. Могу заглядывать внутрь себя и проживать все свои противоречия. Могу смотреть в будущее, видеть там неопределённость и смерть — и быть такое же радостной, как если смотрю на земляничную поляну.
Теперь мне под силу вынести любые свои переживания: я знаю, что не буду прятаться от них в апатию, суицидальность или сумасшествие. Всё равно там не спрячешься (хаха).
Думала, как же это всё описать и наткнулась на эссе про экзистенциальную психотерапию. Переводила как бужто не с английского на русский, а с языка моего внутреннего мира на язык внешнего. После окончания, правда, всё это не выглядит так уж захватывающе, как казалось.
Но вдруг вы тоже словите экзистенциальную волну?Хм. Кстати. Только что осознала, что до сего момента не понимала,
что имел ввиду Фридрих Ницше, говоря «всё, что нас не убивает, делает нас сильнее». Это вполне тянет на формулу всеобъемлющей трансформации экзистенциальной терапии, если правильно понимать слово «убивает» и уметь отличать в себе мёртвое от живого.
Если вы читаете на английском, не тратье время на это безобразие и читайте
оригинал.
#травкина_статьи #осознанность #травкина_осознанность