Size: a a a

No Flame No Game

2019 March 06
No Flame No Game
Нет, я не считаю, что продактов заменит AI.

Почему-то в последнее время много разговоров про это: вот-вот, уже совсем скоро искусственный интеллект будет заниматься приоритезацией, а продакты – йогой на Бали. Простите, ребята, в ближайшее время это точно не случится.

Я работаю с machine learning последние несколько лет. Понятно, что внутри ML есть разные направления, но для всех них характерно следующее:

- Чтобы обучить хорошую модель, нужны данные: не один и даже не десять примеров, а тысячи. Предположим, мы хотим сделать модель для приоритизации фич: для этого нам нужны предыдущие фичи, которые мы брали/не брали в работу, некоторый набор характеристик, по которым принималось решение, и конечный результат (business impact). Предположим даже, что нам удалось собрать несколько тысяч таких примеров – что уже довольно нереалистично, так как нужно учитывать индустрию, бизнес-модель и масштаб продукта: решения в b2b vs b2c или entertainment vs education будут очень сильно различаться.

Окей, вот наша модель готова - что дальше?
Во-первых, она не будет брать во внимание новые тренды или события: к примеру, вышел новый закон или конкурент запустил новый продукт. Таким образом, наша приоритезация не будет полезной со стратегической или инновационной точки зрения.

Во-вторых, она by design будет оптимизировать для краткосрочной, нежели чем долгосрочной перспективы. Прямое влияние на метрики оценить легко, но что насчет пользовательской лояльности и эмоций? Что насчет улучшения качества? Что насчет цельности истории продукта?

В-третьих, почти наверняка нам не удастся избежать байасов, а просчитать все варианты не представляется возможным. Простой пример: маленьких компаний больше, чем гигантов, а процесс принятия решений в них очень разный.

Наконец, даже если мы разобрались со всеми проблемами, максимум, что мы получим из модели, - это предсказание успеха уже нагенеренных идей. То есть, как минимум, определение проблемы, постановка гипотез, scope все еще остаются на продакте 🙂

Что интересно, многие курсы для продактов пытаются использовать это как selling point: вот вам десяток кейсов, натренируйте свою нейроночку, и будет вам счастье.

Мой совет – будьте с этим очень аккуратны.

За исключением дисциплин, которые работают с known knowns и могут переиспользовать best practices (например, онбординг), большинство продактов работают с комплексными проблемами, в которых важно учитывать целый набор факторов. Если вам тупо дают кейс и результат, в ваш мозг просто добавляется еще один байас, устанавливается связка фича-импакт. В итоге это может привести к слепым инвестициям, основанным не на RAT, а на чужих кейсах (которые могут быть не применимы к вашей ситуации).  

Единственно правильная "упаковка" кейса – это погрузить вас в процесс мышления и принятия решений, показать, как реагировать на разные вызовы. У кейса не может быть единственно правильного ответа, потому что у любой проблемы миллион решений – и никогда неизвестно, какое в данной ситуации сработало бы лучше. Ваша задача – научиться навигировать между разными опциями и объяснять, почему та или иная лучше.

@proproduct
источник
No Flame No Game
Спонсор проекта

Маркетплейс онлайн-мастерских ИКРЫ — это программы, нужные для работы прямо сейчас. Обучение проходит в двух форматах: с преподавателем и без, в обоих случаях разбираются кейсы и дается много материалов и фреймворков.

В ИКРЕ есть 4 онлайн-курса:

🎓«Генерация идей» — как придумывать десятки идей за короткий срок
🎓«Изучаем потребности аудитории» — как говорить с покупателями на одном языке, какие есть виды инсайтов, как бизнес работает с инсайтами
🎓«Создаем Customer Journey Map» —  в каких сферах нужны CJM и как они помогают понимать потребности пользователя
🎓«Креативная концепция рекламной кампании» — как придумывать большие идеи и презентовать собственную концепцию

Программа и регистрация: https://yli.ink/zUFEJn
источник
2019 March 11
No Flame No Game
Когда я слушала интервью с одним из директоров в Pixar, мне особенно запомнилась такая мысль:

⭐️сцены в мультфильме разбиты по изменению эмоционального состояния героя. Сцена начинается с какими-то входными данными, потом что-то происходит, и наш герой меняется.

Ничего не напоминает? 😉

Продукт, который мы создаем, – вот эта серединная часть, где "что-то происходит" = взаимодействие пользователя с продуктом. По определению Ryan Singer, продукт/фича – это функция f(), которая применяется к входной ситуации x, и на выходе у нас получается y. Почему критично важно это понимать?

Во-первых, вам нужно знать, когда происходит x: то есть, в какой момент пользователь "нанимает" ваш продукт – контекст в терминологии JTBD.

Во-вторых, когда вы решаете, что разрабатывать следующим, приоритизировать нужно не по f(), а по y: по степени трансформации вашего героя, а не по форме и размеру волшебной палочки.

x: Брюс Уэйн должен сразиться с Джокером и победить его.
y: Брюс Уэйн --> сильный и быстрый Бэтмен

Каким должен быть f()?

В данном случае, это бэткостюм и бэтмобиль – и нам без разницы, что костюм Красной Шапочки сделать проще, потому что это не та трансформация, которой хочет наш пользователь.

Давайте теперь возьмем более приближенный к нашей работе пример 😎

x: Я продакт-менеджер, и мне нужно визуализировать customer journey map нашего продукта, чтобы команда могла иметь к ней постоянный доступ.

Сейчас
f(): Нарисовать cjm на вайтборде
y: Моя команда может сверяться с cjm, когда находится в офисе. Я волнуюсь, что кто-то может стереть/модифицировать cjm без моего ведома.

Потом
f(): Нарисовать cjm на виртуальном вайтборде
y: Моя команда может сверяться с cjm в любой момент времени – даже работая удаленно. У меня полный контроль над cjm, я выдаю права и вижу, кто вносил изменения.

- Насколько y[потом] лучше, чем y[сейчас]? Это ценность, которую вы принесете пользователю. Именно по ней нужно приоритизировать проблемы, над которыми вы собираетесь работать; и именно ее нужно продавать. Брюсу Уэйну не нужно продавать костюм, ему нужно продать его превращение в Бэтмена.

И только после этого стоит думать про f(), которое поможет достичь желаемого y.

@proproduct
источник
No Flame No Game
Спонсор проекта

Уже в четверг стартует ProductStar – очень прикладной и объемный курс по продакт-менеджменту.

Его особенность в том, что вашими спикерами будут люди, успешно запустившие уже не один продукт. Они поделятся с вами своим опытом и знаниями и научат тому, как эффективно решать задачи по:

✔️ требованиям и прототипированию новых фич;
✔️ аналитике и юнит-экономике;
✔️планированию и приоритизации;
✔️ исследованиям и касдеву.  

Для ребят из NFNG действует скидка по ссылке:

http://productstar.ru/speaker/buldakova
источник
No Flame No Game
К слову: в эту пятницу прилетаю в Сан-Франциско, дайте знать, если нам нужно встретиться/познакомиться!

(Ну и всегда рада гостям в Лондоне, если что 😉 )
источник
2019 March 13
No Flame No Game
Собрала в одну заметку отзывы на все книги, которые прочитала в 2018м (особенно рекомендую обратить внимание на 8, 9, 12 и 13), и список для 2019го. В предвкушении! ❤️

Делитесь там в комментариях своими списками, будем читать вместе! ;)


https://medium.com/@buldakova/the-product-managers-reading-list-2019-fbaa226cb0fe
источник
No Flame No Game
Спонсор проекта

Подборка курсов @binarydistrict_ru и скидка 10% по промокоду proproduct

Customer Development Weekend 16–17 марта
Вы пройдете все этапы CustDev на практике: от формирования гипотез до MVP и обработки обратной связи. https://bit.ly/2H6kHZk

Project management in IT 18 марта— 13 апреля
Все о технической стороне проектов. Спикеры и кейсы из ABBYY, Skyeng, Dodo Pizza и МТС. https://bit.ly/2TyUGY9

Аналитика приложений 6 и 13 апреля
Двухдневный интенсив по применению Retentioneering для анализа точек роста приложения, выявления багов и неочевидных элементов UI. https://bit.ly/2CbrsF4

Customer Development & MVP 20 апреля
Воркшоп по всем этапам продуктовой разработки: от идеи до формирования MVP. https://bit.ly/2TJNGb9
источник
2019 March 20
No Flame No Game
Работа в Facebook, помимо очевидных аспектов, интересна мне с точки зрения построения культуры и создания общих ценностей, которые при этом должны масштабироваться. Сегодня хочу рассказать вам про одну из наших культурных особенностей – постеры.

Постер – это предельно сжатая по формату, но глубокая по содержанию работа. Хочешь донести мысль – придумай, как ее выразить через постер! Это учит фокусироваться на главном, не растекаться мыслью по древу. Когда нет возможности разойтись на 20 страниц, начинаешь с самой сути.

С другой стороны, и получателю легче воспринять сообщение, когда оно короткое и визуально стимулирующее. Да, можно рассказывать про ценности на ориентации новых сотрудников, можно сделать вики с подробным описанием, но уже через полгода детали канут в Лету. Если же при этом ты перемещаешься по офису и постоянно видишь эти ценности, изложенные в формате постера, процесс интернализации происходит гораздо быстрее и легче.

Важно, что постер может сделать любой человек. Некоторые становятся настолько популярными, что распространяются по другим офисам, некоторые не находят отклика и исчезают.

Вот несколько моих любимых:

- What would you do if you weren't afraid?
- Done is Better than Perfect
- Don't Mistake Motion for Progress
- Feedback is a Gift

И особенно люблю:
Nothing at Facebook is Somebody Else's Problem
источник
No Flame No Game
источник
No Flame No Game
Спонсор проекта

Важный залог успеха продукта - удобный и ценный пользовательский опыт. Если вы хотите узнать про UX все,  8 апреля в Высшей школе экономики стартует самый полный и системный курс по созданию успешного UX, который включает 128 часов оффлайн занятий.
В нем примут участие лучшие эксперты: Ксения Стернина (руководитель UX-лаборатории в Mail.ru), Алексей Копылов (экс-глава UX цифрового маркетинга в Kaspersky Lab), Дмитрий Капаев (сооснователь агентства Useful) и многие другие.  

До 25 марта по промокоду no flame no game — скидка 25%. Подробности — http://product.hsbi.ru/ux-research
источник
No Flame No Game
Кстати, а кто-то собирается на Emerge? Буду там выступать (и, к слову, в очень хорошей компании ;))

https://emergeconf.io/news/new-speakers

P.S. Для всех подписчиков NFNG скидка 25% на все типы билетов – промокод emergeflame25
источник
2019 March 27
No Flame No Game
Вчера мне удалось пообщаться с крутейшим чуваком, продакт-директором с 15-летним опытом работы в стартапах и больших компаниях – расспрашивала его о точках роста для продакта. Хочу поделиться двумя моментами, которые показались довольно универсальными 🙂

1) Senior продакт должен уметь мыслить как предприниматель и создавать scope.

Я знаю много ребят, которые отлично справляются с execution, – они приходят на продукт/часть продукта, где понятна аудитория и ее проблемы и заданы границы ответственности команды. Вот в рамках этих границ они и фигачат – возможно, даже прекрасно фигачат, перевыполняя все поставленные цели, но это поведение джуна или миддла. Если хочется переходить на более высокие позиции, надо становиться более автономным и искать возможности роста для бизнеса, а не конкретной продуктовой фичи. Здесь уже начинается анализ рынка, конкурентный анализ, разработка стратегии: то есть, умение выстраивать процесс роста, а не просто везение или случайность.

Если попробовать это визуализировать, энергия джуна сконцентрирована внутри команды; он работает внутри одного замкнутого круга определенного размера.
Миддл примерно балансирует внутреннюю и внешнюю направленность. Сеньор преимущественно сфокусирован на внешнем: он развивает отношения с другими командами, следит за рынком и либо расширяет границы своего круга, либо создает новые.

Здесь важно отметить, что нельзя просто сменить свое направление и одномоментно вырасти в директора. Во-первых, к автономности надо быть готовым. Это очень сложный навык, и развивать его надо постепенно: придется потратить время на execution и работу со своим начальником, прежде чем появится грамотное понимание процесса. Во-вторых, к автономности должна быть готова ваша команда (и это пункт два).

2) Senior продакт умеет делегировать.

Кто формулирует гипотезу и определяет метрики успеха? Кто синхронизирует работу команды и минимизирует риски? Кто драйвит решения и коммуницирует их наружу?

Джун занимается всем этим сам. Миддл пытается к этому добавить еще и стратегию, поэтому работает по 14 часов в сутки. Сеньор понимает, что его основной фокус - стратегия, поэтому единственный выход - перекладывать execution на лидов.

Очень редко, когда команда сразу к такому готова, поэтому нужно вкладываться в людей, выстраивать доверие и хорошую динамику в группе (поэтому так важны все социальные активности!). Для продакта невозможно развитие скачками: потому что, прежде чем вырасти самому, нужно вырастить команду.

@proproduct
источник
No Flame No Game
Спонсор проекта

Ты дизайнер, продакт или просто любишь делать крутые продукты? Устал и хочешь на море? Мы - Катя и Света (дизайнер и продакт) - делаем для тебя ламповую и уютную регату с 24 по 31 августа в Черногории. Вместе с нами -  Артем Горбунов (Бюро Горбунова), Саша Ермоленко (Рамблер) и Иван Горшунов (Google). Мы будем учиться ходить под парусом, швартоваться у живописных черногорских берегов, говорить о дизайне, стартапах, IT и жизни, пить вино, неформально общаться и много отдыхать.  

Действуют early birds цены c возможностью оплаты по частям. Тут все подробности:  http://clc.to/design-regata
источник
2019 March 28
No Flame No Game
Друзья, два небольших анонса для вас:

1) Я начала учиться на программе Reforge (https://www.reforge.com/) - ее создатели Brian Balfour, Casey Winters и Andrew Chen, что уже говорит о многом 🙂 интересно ли вам, чтобы я делилась впечатлениями?
Напишите мне в личку, если участвуете сами ^_^

2) На дочернем канале с продакт-менеджерскими вакансиями @hireproproduct в последнее время просто бум на крутые позиции - присоединяйтесь!
источник
No Flame No Game
Ну и еще одна огненная новость: No Flame No Game запускает новый формат - Ask Me Anything!

Раз в месяц я буду приглашать в гости лучших продуктовых ребят, а вы будете задавать им вопросы в прямом эфире ^_^

Как это работает:
1) Если вы хотите задать вопрос, надо присоединиться к t.me/nfng_ama
2) Появиться там во время трансляции
3) Задать свой вопрос в течение 45 минут, пока гость находится в чате
4) Запись интервью потом будет опубликована на основном канале @proproduct

И нашим первым гостем будет Олег Якубенков 🔥🔥🔥 многие из вас знают Олега по его безмерно крутому курсу Симулятор https://simulator.gopractice.ru/ и блогу GoPractice (теперь и в Телеграмм! @gopractice). Сейчас Олег запускает новый продукт в Joom, а до этого работал в Facebook, MSQRD, API.AI, ZeptoLab и Яндекс. Это один из умнейших людей, кого я знаю, с глубоким взглядом на аналитику и данные – в общем, предчувствую очень интересную беседу :)

Трансляция состоится 3 апреля в 21:00 по Москве - присоединяйтесь к t.me/nfng_ama и готовьте хорошие вопросы!
источник
2019 April 01
No Flame No Game
Ребята, как вы знаете, уже через 15 дней состоится Product Sense – крупнейшая конференция по продакт-менеджменту в России и СНГ. Как и в прошлом году, ждите много интересных кейсов, дискуссий и крутейших спикеров – из Booking.com, Revolut, ManyChat, Skyeng, Яндекс и еще десятка уважаемых компаний.

А еще у вас будет редкая возможность услышать про касдев от одного из "отцов-основателей" - Роба Фитцпатрика, автора книги "Спроси маму", который расскажет про scalable customer learning.

Ну и, конечно, нетворкинг: организаторы серьезно инвестируют в ваше общение и знакомства, так что без инсайтов точно не останетесь ^_^

Пока мы все в ожидании, NFNG и ProductSense запускают флешмоб – участвуйте, готовьте почву для общения уже сейчас и получайте подарки 🔥🔥🔥

1. До 23:59 по Москве 9 апреля разместите заметку на Facebook про три вещи, которые вы хотели бы знать в начале своей продуктовой карьеры.
2. Добавьте хэштеги #noflamenogame #productsense #pmwisdom. Важно: ваш профиль должен быть открыт на время проведения флешмоба, чтобы мы могли найти ваш пост.
3. 10 апреля ВСЕ участники флэшмоба получат промокоды для покупки билетов конференции со скидкой – 2 тысячи рублей на Standard и Professional, 3500 на Level Up (с воркшопами).
4. Три лучших поста в дополнение к скидке получат фирменную футболку ProductSense и книгу Good Strategy/Bad Strategy: The difference and why it matters by Richard Rumelt прямиком из Лондона от No Flame No Game 🙂

Дерзайте!

Ссылка на программу конференции https://goo.gl/VBvNRo
источник
2019 April 03
No Flame No Game
proproduct
Ну и еще одна огненная новость: No Flame No Game запускает новый формат - Ask Me Anything!

Раз в месяц я буду приглашать в гости лучших продуктовых ребят, а вы будете задавать им вопросы в прямом эфире ^_^

Как это работает:
1) Если вы хотите задать вопрос, надо присоединиться к t.me/nfng_ama
2) Появиться там во время трансляции
3) Задать свой вопрос в течение 45 минут, пока гость находится в чате
4) Запись интервью потом будет опубликована на основном канале @proproduct

И нашим первым гостем будет Олег Якубенков 🔥🔥🔥 многие из вас знают Олега по его безмерно крутому курсу Симулятор https://simulator.gopractice.ru/ и блогу GoPractice (теперь и в Телеграмм! @gopractice). Сейчас Олег запускает новый продукт в Joom, а до этого работал в Facebook, MSQRD, API.AI, ZeptoLab и Яндекс. Это один из умнейших людей, кого я знаю, с глубоким взглядом на аналитику и данные – в общем, предчувствую очень интересную беседу :)

Трансляция состоится 3 апреля в 21:00 по Москве - присоединяйтесь к t.me/nfng_ama и готовьте хорошие вопросы!
Друзья, через полтора часа начинаем! Готовьте вопросы для Олега Якубенкова и присоединяйтесь к группе, чтобы следить за интервью в прямом эфире ^_^
источник
2019 April 08
No Flame No Game
До окончания флешмоба NFNGxProduct Sense осталось чуть больше суток 😱 кто ещё не успел поучаствовать и получить скидку на конференцию и книжку от меня (которая, кажется, ещё не продаётся в России, но должна быть у каждого продакта) - это ваш шанс!

https://t.me/proproduct/811
Telegram
No Flame No Game
Ребята, как вы знаете, уже через 15 дней состоится Product Sense – крупнейшая конференция по продакт-менеджменту в России и СНГ. Как и в прошлом году, ждите много интересных кейсов, дискуссий и крутейших спикеров – из Booking.com, Revolut, ManyChat, Skyeng, Яндекс и еще десятка уважаемых компаний.

А еще у вас будет редкая возможность услышать про касдев от одного из "отцов-основателей" - Роба Фитцпатрика, автора книги "Спроси маму", который расскажет про scalable customer learning.

Ну и, конечно, нетворкинг: организаторы серьезно инвестируют в ваше общение и знакомства, так что без инсайтов точно не останетесь ^_^

Пока мы все в ожидании, NFNG и ProductSense запускают флешмоб – участвуйте, готовьте почву для общения уже сейчас и получайте подарки 🔥🔥🔥

1. До 23:59 по Москве 9 апреля разместите заметку на Facebook про три вещи, которые вы хотели бы знать в начале своей продуктовой карьеры.
2. Добавьте хэштеги #noflamenogame #productsense #pmwisdom. Важно: ваш профиль должен быть открыт на время проведения…
источник
2019 April 10
No Flame No Game
По заявкам телезрителей: рассказываю про программу Reforge https://www.reforge.com/, в которой буду участвовать следующие 6 недель.
Про курс узнала от ребят-продактов в Facebook: одни организовывались, чтобы вместе проходить курс, другие делились отзывами (преимущественно, очень восторженными).

В чем фишка: собрались однажды Brian Balfour (ex VP Growth @ HubSpot), Casey Winters (ex Growth Lead at Pinterest, advisor @ Tinder, Eventbrite, Reddit, Canva, Pocket), Shaun Clowes (ex Head of Growth at Atlassian) и Andrew Chen (General Partner at Andreessen Horowitz) – все четверо легенды в мире маркетинга и growth. И решили придумать супер-прикладную программу для уже состоявшихся профессионалов, которые хотят глубже погрузиться в стратегии роста продукта. Точнее, программ целых три: моя называется Retention+Engagement Deep Dive, про остальные можно почитать вот тут https://www.reforge.com/all-programs.

Просто так записаться нельзя: нужно подать заявку, рассказать про свою мотивацию учиться и иметь не меньше 5 лет опыта работы в индустрии. По словам создателей, принимают меньше 15% заявившихся. Все потому, что большой акцент делается на нетворкинг и работу в группах: участники должны быть интересны и полезны друг другу.

Как проходят занятия:
- После оплаты вам дается доступ к личному кабинету, где раз в неделю открываются материалы недели (видео и статьи), с расчетом на 2-3 часа занятий.  
- Здесь же можно записаться на live events – интервью с приглашенными звездами из разных компаний и групповые встречи.  В Сан Франциско встречи проходят вживую; для всех остальных отдельно организуется видео-трансляция (приглашенные гости при этом разные).
- Здесь же есть доступ к форуму, где можно задать вопрос коллегам или присоединиться к дискуссии. Учитывая, что все студенты из крутых компаний, обсуждения проходят на очень высоком уровне.
- И еще дается доступ к Members Directory – списку всех текущих и бывших студентов программы. Можно искать по разным критериям, запросить интро и задать интересующий вопрос лично.

Моя программа начинается 10 апреля, и я в данный момент в Японии, так что подробно со всем ознакомиться еще не успела (но уже записалась на все предложенные встречи ^_^). В предвкушении :)

@proproduct
источник
No Flame No Game
Спонсор проекта

Привет, меня зовут Ваня Замесин, я экс–продакт (ex Yandex Images, ex Chatfuel). Веду канал про то, что ботаю, чтобы стать предпринимателем. Какие ошибки совершаю, какие принципы обнаруживаю. Пишу несколько постов в неделю, половина—краткие саммари англоязычных статей и видео про продукт/предпринимательство/психологию/устройство мира, вторая половина—моя рефлексия и мысли. Ещё делюсь успехами и фейлами моего стартапа Мета—Подбор психолога. Давайте ботать вместе 🤓

👉 @zamesin 👈

А да, ещё еду с курсом по проверке продуктовых гипотез и кастдеву в Минск (уже через неделю), Киев и Питер. Буду рад вас видеть http://custdev.me
источник