Size: a a a

No Flame No Game

2018 October 15
No Flame No Game
Ребята, а у меня к вам вопрос 🙂 я тут в очередной раз думаю над форматом канала и хочу услышать ваше мнение:

- про что вам хотелось бы почитать - о продакт-менеджменте, machine learning, продакт-менеджменте для ML-продуктов, о чем-то совсем другом – жизни за границей, например
- в каком формате? Нравятся ли вам короткие/длинные заметки, интервью с продактами, видео интервью и видео Q&A (было и такое)?

Поделитесь своими мыслями, пожалуйста!
В качестве благодарности авторам 3-х лучших ответов подарю книжку "Дилемма инноватора. Как из-за новых технологий погибают сильные компании" https://www.ozon.ru/context/detail/id/1936823/ (если она уже у вас есть, договоримся 😉 ). Жду ответы до 21 октября включительно!

https://goo.gl/forms/IGYVoKWujzapVUaL2
источник
2018 October 16
No Flame No Game
Вчера познакомилась с Jake Knapp - это автор одной из моих любимых книжек "Sprint: How to Solve Big Problems and Test New Ideas in Just Five Days". К слову, если кто не знал: Джейк 10 лет проработал в Google, придумал Inbox, затем присоединился к Google Ventures и там вместе с John Zeratsky создал дизайн-спринт: фреймворк для быстрой проверки гипотез, который сейчас используется в Slack, Airbnb, Facebook, IDEO и многих других компаниях.

Недавно Джейк выпустил новую книгу, но с технологиями она связана лишь косвенно. Название говорит само за себя – Make Time: How to Focus on What Matters Every Day. Я уже, конечно, добавила ее себе в список для чтения и собираюсь скоро поделиться основными тезисами (хотя, судя по предыдущей книге, там будет миллион практических советов), а пока что пара мыслей от самого Джейка:

- Слово productive – наследие индустриальной революции, а сейчас просто базз-ворд. Не стремитесь к продуктивности; замените productive на purposeful – старайтесь, чтобы каждый день был прожит с целью.

- Сейчас очень модно быть "занятым" (в англоговорящей культуре это вообще стандартный small talk: How are you? - Great, busy): это такой синоним, что дела идут хорошо. На самом деле, легко можно быть занятым, но не делать ничего значимого. Многочисленные приложения (даже крутейший Inbox, придуманный Джейком) создают обманчивое ощущение "занятости", полезного действия. В большинстве случаев, это всего лишь шум, отвлекающий фактор.

- Чтобы быть purposeful, нужно сделать 3 вещи:
1) в начале дня ответить на вопрос: "Если бы день закончился через минуту, что было бы моим самым желанным достижением? Завершение/работа над каким делом принесла бы мне наибольшую радость?". Под это дело надо выделить 60-90 минут и забронировать этот слот в календаре.
2) чтобы это время принесло максимальную пользу, нужен фокус – соответственно, нужно избавиться от всех отвлекающих факторов: телефона, нотификаций на ноутбуке, интернета, встреч и людей.
3) и еще нужно, чтобы у вас был достаточный уровень энергии: иначе сфокусироваться будет сложно, даже несмотря на отсутствие Инстаграма под рукой.
Про все эти три части Джейк подробно пишет в книге и дает кучу упражнений для их прокачки.

Пока книга не доехала до России, можно подписаться на рассылку Джейка и его друга по Google Ventures Джона, где они ставили на себе эксперименты по улучшению продуктивности:
http://www.timedorks.com/
источник
No Flame No Game
Я начала читать ваши ответы в опросе https://t.me/proproduct/732 – ❤️❤️❤️ какие же вы классные! Спасибо и за крутые предложения, и за такие добрые слова: сразу прилив мотивации и куча идей, как сделать лучше!

И сразу по мотивам ваших ответов: многие просят рассказать про переезд и работу за границей, поэтому я решила доработать и повторить интенсив с прошлого года.

Что будет: онлайн-вебинар на 1,5 часа

Про что:
- Где и как искать работу
- Процесс собеседования
- Как готовиться
- Ваши вопросы про Германию, Ирландию, Великобританию

Когда: 30 октября в 21-00 по Москве. Участникам вебинара будет доступна запись.

Записаться можно тут https://telegra.ph/Intensiv-Rabota-za-rubezhom-10-16
источник
2018 October 17
No Flame No Game
Как определить стратегию продукта?

Один из самых полезных фреймворков в этой области – анализ 5 сил Портера. По сути, он позволяет по полочкам разложить конкуренцию и оценить "привлекательность" отрасли/рынка для ведения бизнеса.

Портер разработал эту систему в противовес довольно устаревшему уже SWOT-анализу, но, на самом деле, и его изначальную концепцию успели доработать и добавить еще одну "силу" (так что итого их уже шесть 😁):

1) Угроза появления новых игроков
2) Угроза появления продуктов-заменителей
3) Рыночная власть потребителей
4) Рыночная власть поставщиков
5) Уровень конкурентной борьбы в индустрии (среди существующих игроков)
6*) Власть дополняющих продуктов/сервисов.

Подробнее про каждый пункт почитать можно в той же википедии, но, по сути, о чем каждый из этих пунктов:

1) Какой барьер входа в эту индустрию? Какова вероятность, что появятся новые, более сильные игроки?
2) Какие сейчас существуют альтернативы тому, что мы хотим предложить?
3) Сколько у нас может быть клиентов на этом рынке? В каком объеме/с какой частотой они будут покупать продукт? Какая у них покупательная способность и не упадет ли она в ближайшее время? Насколько дорого им обойдется переключение между продуктами?
4) Насколько мы зависим от цен и условий поставщиков? Какие отношения между поставщиками и тем рынком, куда мы собираемся зайти?
5) На чем основывается стратегия конкурентов, в чем их конкурентное преимущество? Анализ с точки зрения ценообразования/инноваций/качества предоставления услуг и тд
6) Есть ли продукт/услуга, которые дополняют другой продукт/услугу, существующие на рынке? Пример: Intel и Microsoft (процессоры Pentium и Windows).

У фреймворка есть некоторые недостатки (тоже можно поискать в интернете), но мне лично очень нравится, что он помогает высокоуровнево охватить полную картину и обнаружить пробелы и возможности. Работает как при запуске нового продукта, так и при запуске новой (крупной) фичи ^_^

@proproduct
источник
No Flame No Game
источник
No Flame No Game
Спонсор проекта

Похоже, наметился новый технологический тренд – @philtechnews. Ученые, инженеры, предприниматели во всем мире с помощью современных технологий ищут ответы на глобальные вызовы: неравенство, изменение климата, старение населения, миграция, нерациональное потребление...

О самом интересном из мира филантропии и технологий пишет канал @philtechnews. Читайте, чтобы быть в курсе, как блокчейн, VR, дроны, 3D-печать, AI и другие хайповые технологии уже сейчас используют в социальных проектах. Go philtech!
источник
2018 October 18
No Flame No Game
🔥 Ух какое интервью у нас получилось с Аней!

Поговорили о том, как продакту развивать чутье, самых частых ошибках и где лучше работать — в стартапе или большой компании. Затронули тему важности выбора сооснователей стартапа ("это как создать семью", только без секса, поэтому сложнее) и, конечно, устроили холивар на тему "должен ли продакт отвечать за деньги".

Бонус: затронули острую тему гендерного неравенства в IT, а также узнали у Ани о ее секретном проекте 🙈

https://www.youtube.com/watch?v=_LlqGPywix4

P.S.  Конкурс продлен до 21 октября и еще есть четыре дня, чтобы отправить заявку! Глеб Кудрявцев отлично написал, как подойти к этой задаче и почему обязательно надо участвовать☝️ Вопросы/обсуждения в чате.
источник
No Flame No Game
Неожиданно оказалась по другую сторону баррикад: в рамках конкурса Антихайп поговорили с Димой о чутье, деньгах, мотивации и дискриминации 🙂 сразу извиняюсь за косноязычие – после 10 часов интенсивной работы на английском мозг отказывается соображать на русском 🙈

Поделитесь, как вам? Особенно интересно услышать мнение о новой инициативе – если хотите поучаствовать, пишите в личку! @Anna_Boo
источник
2018 October 22
No Flame No Game
Большое спасибо всем, кто принял участие в опросе! https://t.me/proproduct/732 ❤️ Миллион полезных идей, и я с трудом выбрала три – и все же:

1. nevidimov
2. rizenkampf
3. geshes

- книжка отправляется к вам, проверяйте почту 😉
источник
2018 October 24
No Flame No Game
Друзья, сегодня у нас не тема, а огонь: крутейшие продакты рассказывают, по какому принципу у них организованы команды.

На английском языке есть две прекрасные заметки на эту тему – от Buffer и Spotify:

https://open.buffer.com/product-team-evolution/
https://labs.spotify.com/2014/03/27/spotify-engineering-culture-part-1/

– и я давно уже хотела сделать нечто подобное для NFNG. И вот, случилось! Спасибо всем спикерам, кто смог поучаствовать!

----------

Анна Бояркина, Head of Product в RealtimeBoard

В RealtimeBoard есть две группы продуктовых команд — Core Product и Product Growth.

В Core-продукте разделение по опыту пользователя/компонентам — Core features, Integrations, Platform, Mobile, Enterprise. В Product Growth — по Customer journey: Activation, Engagement&Retention, Monetization. Разделение на две части связано с тем, что разная скорость разработки ключевого продукта и экспериментов, для этого нужен разный скиллсет людей. Мы для себя понимаем, что задача ключевого продукта — проверять гипотезу ценности и эту ценность доставлять до пользователя, а задача команды роста — масштабировать это.

Cхема работы между командами такая: Core product исследует потребности и воркфлоу пользователей и занимается глубокой проработкой ценности и UX-фичей, а Product growth уже встраивает их в "каналы доставки" (онбординг, нотификации и тд) и монетизацию.

Для того, чтобы все это не тащилось в разные стороны, есть три важные вещи:
1) OKRs, которые декомпозированы на инициативы, и каждая команда понимает, на что влияет
2) Общая для всех встреча по продуктовым инсайтам, где мы делимся результатами исследований
3) Встреча по продуктовому фидбэку, где мы обсуждаем решения.

----------

Евгений Емельянов, директор по продукту в Авито

Основной продукт Авито разделен на два ключевых сегмента — частники и бизнес. Далее продуктовые команды делятся по направлениям, которые приносят пользователям конкретную ценность. Например, для частников это: опыт покупателя, опыт продавца, взаимодействие между покупателем и продавцом, безопасность и доверие. И так далее по похожей логике. В каждом направлении одна или несколько продуктовых команд, у каждого направления свои цели и метрики.

Мы не страдаем догматизмом и стараемся адаптировать структуру под действительность, а не наоборот. Нам важно поддерживать стратегию компании соответствующими ударными силами, давать командам достаточно автономии и свободы, минимизировать толкание локтями между командами и всегда быть готовыми к изменениям.

----------

Валерия Коваленко, Head of Product в Qlean

Мы в Qlean организуем продуктовые команды по принципу “Цепочки ценностей” Майкла Портера. Инструмент цепочки ценностей в классическом варианте используется для стратегического анализа компании. Этот подход применяют, когда нужно декомпозировать очень сложный процесс и определить, где “узкое место”. Мы подумали, что это можно адаптировать под нужды нашего бизнеса и продуктовой команды.

Почему мы выбрали такой подход?
1. Все бизнес-процессы укреплены продуктовой экспертизой. Мы видим всю цепочку и на каждое звено ставим часть продукта. Продукт "обволакивает" каждую функцию и думает вместе с ней об эффективности и автоматизации. Это сокращает затраты на коммуникацию, позволяет продакту больше погружаться в проблемы конкретного бизнес-процесса, а бизнес-заказчикам иметь прямой доступ к разработке.
2. Продукт развивается равномерно, нет "перекосов" - в мобильном приложении один функционал, на сайте другой, и все это не синхронизировано. Конечно, если мы не разделяем функционал специально, чтобы вырастить какую-то из метрик.
3. У каждой продуктовой команды есть понятные бизнес-заказчики. Там, где их нет, процесс максимально автоматизирован. Не возникает путаницы и беспощадных гуглдоков, куда тысяча бизнес-заказчиков ставят кучу своих "требований" к продукту.
4. Очень легко считать, за какую часть P&L отвечает команда: каждое звено цепочки ценности представлено в отдельной строке/блоке строк в отчетности. Это помогает лучше ставить цели, планировать эффект работы продукта на бизнес.
источник
No Flame No Game
5. У продакт-менеджеров развивается бОльшая экспертиза и глубокое понимание бизнеса. Им нужно мыслить в рамках отдельного звена бизнеса и контролировать коммуникации с соседними звеньями - они чувствуют себя полноценными "СЕО" небольшой части компании.

Названия команд для примера - Customers Acquisition, Customers Retention, Cleaners Acqusition, Cleaners Retention, Customer Service.

@proproduct
источник
No Flame No Game
Павел Педенко, продакт-менеджер в Setapp (продукт компании MacPaw)

Как мы работали раньше?
Над продуктом работали команды, которые поделены по типу создаваемой
ценности. В старой структуре у нас было 5 команд - веб-разработка, десктоп-
разработка, маркетинг, развитие бизнеса и product ownership команда (по
сути - PM, PO, PMM и стейкхолдеры). Все жили в квартальном цикле планирования с одной метрикой. И с этим были проблемы:
1. Долгий цикл планирования.
2. Огромное количество зависимостей между командами.
3. Сложные коммуникации между командами.
4. Принятие даже самых мелких решений превращается в боль.
5. Декомпозиция метрик.

Основа бизнеса Setapp – customer acquisition funnel. Также у нас есть несколько стратегических feature-направлений, в которые мы верим. Поэтому мы решили выстроить новую структуру вокруг того, что считаем важным. Так появился драфт нашей организационной структуры 2.0.

Funnel:
1. Growth team (закупка трафика, оптимацизация воронки, все, что
происходит с юзером до начала триального периода)
2. Membership team (фокус на retention)
3. Revenue team (продажа базового плана, апселы, прайсинг)
4. Recovery (работа с churn’ом, у нас он 2.5%, поэтому пока даже не
начали ее формировать)

Features:
1. Setapp for Teams (задача – валидировать и запустить спин-офф
потребительского продукта на b2b рынке)
2. SEO and Editorial (нам дешевле и выгоднее содержать свое медиа,
чем платить за трафик из Google или FB, поэтому мы выделяем
отдельную команду, которая заточена на создание контента вокруг
проекта).

Core:
1. Core dev team (фокус на фичах, которые пока что не имеют
отдельного PM’a)
2. Core marketing (общая координация всего брендинга и закупки).

Что мы выучили, пока пытались придумать идеальную структуру:
1. Идеальной структуры не будет; нужно итерировать. Мы потратили
кучу времени, чтобы все продумать, но все равно в реальности в
процессе реализации меняется все.
2. У команд должны быть PM’ы. Мы попробовали запустить
эксперимент с Growth командой без PM’a - затея, мягко говоря, не
удалась.
3. При планировании новой структуры - фокусируйтесь на минимизации зависимостей между центрами создания ценности.

----------

Екатерина Текунова, директор по продуктам Rambler&Co

У нас нет сильного дробления и мы работаем продуктовыми командами, в которых продукт = отдельный сервис. У нас есть команда Ленты, команда Чемпионата и так далее. Единственный бренд, в котором у нас есть дробление, — портал Рамблер. Он большой, поэтому там существуют продуктовые команды отдельных его частей: Новости, Погода, Топ-100 и т.п. Такое разделение связано с тем, что у каждого проекта своя специфика, разная бизнес-логика и решаются разные задачи. При этом в наших медийных продуктах мы не видим смысла более узкого дробления, так как ряд ролей закрывают редакция и маркетинг.

----------

Михаил Трутнев, COO Ultimate Guitar

Наша структура представляет собой несколько компаний (вертикалей). Каждая компания сфокусирована на определенном рынке и пользователе. Одна компания работает с гитаристами (самые массовые музыканты), другая c "классическими" музыкантами, играющими по нотам и тд.

Внутри компаний команды сформированы вокруг важных для нас метрик на пути пользователя. Каждая команда самоорганизующаяся и автономная: в ней есть все ресурсы для выдвижения идей по достижению метрики, преобразованию идей в гипотезы, запуску экспериментов, анализу экспериментов и формированию новых идей.
Важно, что все наши сервисы подписные. Существует большой объем бесплатного контента и ограниченный объем выверенного профессионалами платного контента.

Стандартный набор команд:
1. Команда DAU/MAU: привлечение и удержание пользователей бесплатной части сервиса
2. Команда Активации: привлечение неплатящих пользователей в платную версию и оформления триального периода на Pro
3. Команда подписок: конверсия пользователей из триального периода в подписку и снижение оттока из подписки.
источник
No Flame No Game
На сегодня такое разделение представляется нам наиболее эффективным, поскольку каждая из трех команд имеет свою специфику, свои компетенции и свои приемы. Например, команда Активации проводит минимум продуктовых изменений, но сильна в продвижении триала и мотивации пользователей опробовать платную версию. Команда DAU/MAU сильна в изменениях свойств самого продукта. Команда подписок должна обладать обеими компетенциями, вносить ценные изменения в продукт и продвигать Pro-подписку.

@proproduct
источник
No Flame No Game
Кира Матвеева, директор по продукту в Lamoda

Несколько лет назад команды Lamoda были сфокусированы на создании отдельных систем, например, системы процессинга заказов или управлением доставкой. Минусы такого подхода заключались в том, что для запуска проектов надо было синхронизировать планы всех команд, которые участвовали в создании продукта. В результате проходило много времени от начала разработки до запуска, и не было фокуса на финальном продукте.

Когда мы формировали продуктовые команды, выбрали деление по платформам, и в итоге одни занимались приложениями, другие – десктопным и мобильным сайтом. У такой организации несколько плюсов:
1. Сокращается время до запуска продуктов.
2. Если одна команда сделала сервис, то другой остается лишь поддержать клиентскую часть.
3. При таком подходе получается хорошо фокусироваться на платформенных фичах (таких, как поиск по фото в приложениях) и развивать продукт на отдельной платформе в целом (например, мы серьезно изменили мобильный сайт).

Но есть и минусы, которые мы видели с самого начала. Например, надо внимательно следить за тем, чтобы кросс-платформенные фичи запускались с одним и тем же скоупом, а иногда и в одно и то же время. Все это влечет за собой необходимость частой синхронизации между менеджерами. Этот подход также плохо масштабируем, при росте команды надо либо создавать несколько команд одной платформы, либо команды будут очень большие.

В итоге мы пришли к тому, что поочередно запускаем команды, которые отвечают за решение конкретной задачи пользователя. У каждой из команд есть заранее определенная бизнес-метрика, на которую должна повлиять их работа. Например, у нас есть команда Sizes, которая решает одну из важных задач для онлайн fashion-ecommerce: делает так, чтобы люди не ошибались в выборе размера одежды и обуви. Особенность Lamoda в том, что онлайн и оффлайн у нас тесно пересекаются. Если в одном случае это означает автоматизацию и роботизацию склада, то в подборе размера – учет особенностей размерных сеток разных производителей и их соотношение с привычными для человека обозначениями. Поэтому в Sizes участвуют не только менеджер продукта и разработчики, но и директор по планированию ассортимента. И в этом случае бизнес-метрикой улучшения будет сокращение возвратов из-за неподошедшего размера.

----------

Елизавета Гончарова, руководитель продукта в Joom

Сейчас в компании очень интересный переходный период: мы нанимаем новых продактов, и как раз нужно принимать решения о разделении зон ответственности. Мы экспериментируем и изучаем опыт других компаний, но на текущем этапе склоняемся к разделению мобильного продукта по фичам + отдельный человек на веб, потому что там много web-specific моментов.

От разделения по платформам (iOS/Android) мы отказались, так как нам важно сохранить консистентность между приложениями — и кажется логичным, что одну и ту же фичу под Андроид и под iOS будет продумывать и контролировать один и тот же человек. Делить продукт по экранам тоже не хочется, так как существенную долю фичей нужно протаскивать через все приложение.

В таких вопросах очень важна специфика компании, команды, конкретных менеджеров, разработчиков — нельзя просто посмотреть, как круто все устроено в компании N, повторить один в один и жить счастливо. Поэтому будем экспериментировать и обсуждать с командой.

----------

Михаил Карпов, директор по продукту в SkyEng

У нас есть и горизонтальное (по платформам) и вертикальное (по частям customer journey) разделение. В целом, даже 3D-кубик получается 🙂

Есть команда Product Core:
- Web
- Mobile
- CRM
- Billing&Auth
Это платформы, к ним приходят остальные заказчики - своеобразный baseline продукта.

Отдельно есть команды на разных этапах customer journey - своеобразный усиливающий спецназ:
- команда C1 (первой оплаты)
- команда C2 (второй оплаты)
- команда Teachers (у нас двусторонний рынок)
У них максимальный фокус на конкретные жизненно важные метрики.

И еще есть команды на новые направления:
- B2B
- Kids
- International
- экспериментальные продукты.
источник
No Flame No Game
Они выступают заказчиками к платформам или пилят какие-то вещи сами, если это нужно только им.

Для синхронизации команд – есть квартальные OKR, сквозные проекты и правила, чтобы они не буксовали, и есть еженедельные встречи продактов (для обучения и иногда синхронизации).

@proproduct
источник
No Flame No Game
Тем временем, напомню про воркшоп про работу за границей https://t.me/proproduct/734, на который еще можно записаться ;)

Обсудим:
- на что обратить внимание при составлении резюме
- как готовиться к собеседованиям в зарубежные компании
- сколько денег нужно, чтобы переехать в новую страну
- и, конечно, максимум ваших вопросов про все те страны, где я жила, – а это Германия, Ирландия и Великобритания :) В описании канала – больше про мою биографию.

Если планируете переезжать или просто интересуетесь процессами, присоединяйтесь! Вас ждут полтора часа интенсива, много личного опыта, ссылки на полезные ресурсы.

Запись тут https://telegra.ph/Intensiv-Rabota-za-rubezhom-10-16
источник
No Flame No Game
Ребята написали, что ссылка на запись не работает, – перенесла на Medium! Присоединяйтесь 🙂

https://medium.com/@mlle.vagabonde/%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%B8%D0%B2-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%B7%D0%B0-%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%B5%D0%B6%D0%BE%D0%BC-2da2f99fffe3
источник
2018 October 29
No Flame No Game
Я не считаю, что продакт-менеджер должен отвечать за деньги.

Недавно я это сказала в интервью с Димой Думиком https://www.youtube.com/watch?v=_LlqGPywix4 (получился неплохой такой холивар) и хочу сейчас немного раскрыть свою мысль.

Почему-то считается, что пользователь платит деньги исключительно за те фичи, которые получает в продукте; функциональность приравнивается к выражению ценности. Это совершенно не так – вот вам парочка примеров:

1. Дистрибуция. Каким образом, к примеру, Microsoft Office захватил рынок? Совсем не через прямые продажи конечным пользователям, которые осознали ценность продукта. Если посмотреть на их ежегодный отчет https://www.microsoft.com/en-us/annualreports/ar2018/annualreport, можно четко увидеть три основных канала дистрибуции:

   1) OEM (производители девайсов) – у Acer, ASUS, Dell, Fujitsu, Hewlett-Packard, Lenovo, Samsung, Toshiba и многих других hardware-компаний заключен контракт с Microsoft на пред-установку продуктов Office. Та же история, что и с продуктами Google на Android: большинство пользователей будет искать альтернативу, только если совсем уж припрет.
   2) Перепродажи (resellers) – многие компании не покупают софт напрямую, а приходят к дистрибьюторам, которые собирают им все необходимое в один пакет. Microsoft в свое время неплохо инвестировал в этот канал.
   3) Enterprise продажи – продажи через Sales для малого/среднего бизнеса и корпораций. Это значит, что решение о покупке принимает не конечный пользователь, а некоторый decision maker (который часто сам не пользуется продуктом и у которого совершенно другой набор критериев, нежели чем у конечного пользователя).

Интересно, что большинство пользователей https://www.techrepublic.com/article/83-of-enterprises-use-microsoft-office-but-there-is-danger-lurking-in-that-huge-number/ до сих пор пользуются старыми версиями программы (2010 или 2007 года), только ~10% (120 миллионов из 1.2 миллиардов) переехали на Office 365 (новая версия по подписной бизнес-модели), а доход все равно растет (судя по тому же отчету, за 2018 год +11%). Выражают ли в данном случае деньги ценность для конечных пользователей? Кажется, что нет. Выражает ли увеличение дохода улучшение качества продукта? Тоже нет: это, скорее, заслуга Sales и Marketing-отделов, чем продуктовой команды.

2. Социальное давление/статус. Ben Thompson в заметке про новый iPhone https://stratechery.com/2018/the-iphone-franchise/ упомянул iPhone 5C: более доступную по цене модель, которая была создана в ответ на растущую долю Android-телефонов и обернулась громким провалом. Пользователи готовы платить больше и больше, но не за набор фич, а за чувство, что они обладают флагманским, самым инновационным смартфоном на рынке. Можно, конечно, поспорить, что "инновационность" как раз выражается в новом дизайне и новой функциональности, но давайте уж начистоту: если бы это был не Apple, а, например, Samsung, заплатили бы вы на 17 тысяч рублей больше за чуть более хорошую камеру, Face ID и исчезновение home button? https://www.cnet.com/news/iphone-x-vs-iphone-8-plus-best-iphone/

3. Добавим еще лояльность к бренду, репутацию компании, популярность и известность внутри целевого сегмента аудитории и еще пару сотен других факторов. Если продакт отвечает за деньги – за что тогда отвечают сейлзы, маркетинг, customer support и все другие отделы?

Окей, вы можете мне сказать, что имеется в виду не то, что продакт единолично отвечает за доходность компании, а то, что это его основной KPI. И я опять поспорю 🙂

@proproduct
источник
No Flame No Game
Если очень грубо, то продукт может влиять на деньги тремя способами:

- увеличивать growth - сколько новых пользователей мы привлекаем; есть ли у нас какая-то ценность, которая превысит стоимость переключения с продукта-конкурента (activation рассматриваю как часть growth).
- растить engagement - насколько активно пользователи пользуются нашим продуктом; насколько они вовлечены (в том числе, эмоционально) в пользование продуктом.
- снижать churn - сколько текущих пользователей уходит к конкурентам. Сильно пересекается с первыми двумя.

Проблема в том, что связать это непосредственно с доходом довольно сложно.

- Новые пользователи (особенно в b2b) редко могут сказать: "Окей, сделайте нам фичу N (решите нам проблему Y), и мы ваши". Instagram Stories – редкое исключение, когда одна фича радикально изменила ход событий.
- Для существующих пользователей часто существует большой разрыв между моментом релиза фичи и моментом оплаты. В b2b это могут быть недели или месяцы (в случае годовой подписки, например), в b2c получше, но часто требуется время на привыкание и адаптацию.
- В b2b часто просто не хватает объемов, чтобы статистически значимо замерить результат в изменении цены.
- Ну и мы уже обсудили, что на решение о покупке/регулярном использовании влияет очень много разных факторов, помимо самой функциональности продукта. Несколько лет назад (не знаю, как сейчас) качество поиска на мобильных и удовлетворенность продуктом у Яндекса была гораздо выше, чем у Google, при этом доля (и, соответственно, доход) у него (Яндекса) падала. Догадаетесь, почему? (выше эта причина уже упоминалась)

За что же тогда отвечает продакт-менеджер?
За увеличение ценности продукта для целевого пользователя с максимальным ROI для компании.

Что для компании значит "увеличение ценности" и кто наш "целевой пользователь", должен определять продакт совместно с топами, с учетом общей стратегии компании и долгосрочного видения.

Чем это отличается от фокуса на деньгах?
- Sales, Marketing, Support не увеличивают ценность, а помогают пользователям осознать ценность того, что есть; то есть, мы можем оценить эффект непосредственно от разработки.
- С проблем бизнеса ("заработать больше денег") мы переключаемся на проблемы пользователя – в моей практике это изменение позволяло команде сфокусироваться на долгосрочной перспективе и делать более sustainable решения.
- У команды есть более чувствительная метрика, которая позволяет быстрее принимать решения по экспериментам/бетам.

Возьмем для примера Uber или Яндекс Такси; команду, которая работает над опытом пассажира. Что может быть увеличением ценности? Например:
- качество поездки (чистота, вежливость водителя, адекватность цены) - смотреть можем на среднее количество поездок на пассажира
- охват города (количество машин, насколько плотно они покрывают район, соотношение заказов/машин в районе) - тут можно взять среднее время от вызова машины до подачи
- премиальность поездки (количество машин премиум-класса, разнице в сервисе между экономом и премиумом) - можно взять средний счет на пассажира.

Приоритеты опять же должен расставлять продакт, на основе того, что он знает о существующих/потенциальных пользователях, трендах рынка, стратегии компании + продуктового чутья.

@proproduct
источник
No Flame No Game
Спонсор проекта

Привет, я Никита Рвачев, занимаюсь 10 лет рекламой, 5 из них строю продукт в партнерстве с Facebook.

Я быстро понял, что для саморазвития и роста читать книжки и статьи недостаточно, нужно посещать конференции и митапы. Но есть проблема - мероприятий по нашей тематике проходит больше 1000 каждый год, а время очень ограниченный ресурс. Именно поэтому для себя и своей команды я начал делать подборки ключевых мероприятий на неделе. По тому, как быстро информация распространялась среди индустрии и друзей, стало понятно, что подборку нужно делать публичной.

Каждый понедельник выходит подборка ключевых мероприятий Москвы в виде поста в телеграме. Подписывайтесь, и увидимся на одном из ивентов.

👉👉 @mos_events
источник