🏆
Кривая не вывезетЗаканчивается третий квартал, менеджеры точат карандаши — готовятся оценить успехи своих команд за три месяца. Главное тут — не увлекаться и не жестить.
Никогда не понимал методики оценки работы сотрудников, основанной на нормальном распределении. Точнее, не понимал тех фантастически странных метаморфоз, которые эта методика претерпевала при использовании в компаниях. Математически-то все хорошо. Но мы-то не про математику, а про людей.
Для тех, кто вдруг не в курсе, поясню без всякой математики. Предположим, у нас есть отдел, в нем работает десять человек. Менеджеру дается задача: разделить их на три группы по результатам работы. В первую группу попадут самые лучшие сотрудники — они регулярно перевыполняют план. Во вторую — "середнячки". Они просто выполняют план. В третью — отстающие. Они, время от времени, план не выполняют. Соотношение людей в этих группах должно быть примерно таким: 10% — 80% — 10%, т.е. в нашем отделе 2 суперсотрудника, 8 — нормальные, а еще 2 — так себе. По результатам оценивания могут быть приняты меры, например, отстающих могут лишить премии или уволить.
Это, конечно, очень упрощенная модель. Серьезные компании подходят к делу более основательно: 80% делят на несколько групп, чтобы отличать тех, кто "чуть-чуть лучше/хуже среднего" от "просто средних".
Модель работает не очень плохо ровно до тех пор, пока рабочих сравнивают с рабочими, бухгалтеров с бухгалтерами, консультантов с консультантами и т.д. Но так получается не у всех и не всегда.
На практике оценщики почему-то смотрят на всю компанию вообще, и в группы для сравнения попадают все специальности. И тут начинается театр абсурда: результаты бухгалтера стараются сопоставить с достижениями рабочего и с успехами консультанта. А у них природа работы, очевидно, разная. Как выходят менеджеры из этого положения? Приготовьтесь — трам-та-та-там! — они оценивают людей "на глазок". )
— Ты в этом году не доработал.
— Да? А как ты узнал?
— Видно же. Да и кривую не забывай — не может у нас быть больше 10% отличников.
— Но я выполнил все поставленные в начале года цели!
— Ну и что? А в сравнении с другими — не доработал.
Менеджеры обязаны распределить людей по группам, ничего не поделаешь.
Какой еще недостаток у этого метода оценки? Он не ориентирован на сотрудничество, зато поощряет жесткую конкуренцию. Вот представьте: вы школьник, пишете экзамен по математике. Всего у вас десять задач. Вы не Колмогоров и не Ландау, вы обычный средний ученик, поэтому решили вы только семь задач. Вопрос: какую оценку вы получите? Правильный ответ: это зависит от того, сколько задач решат ваши одноклассники. Поэтому вам выгодно, чтобы они решили меньше вас. Если вы не можете на это повлиять, то и хорошо (им хорошо, не вам). А вот если можете...
Я лично за анализ работы каждого сотрудника и оценивание только его вклада в общее дело. И пусть в команде все будут отличниками. Ну, или двоечниками. )