Алексей Соловьев из iTech Capital
написал о том, что нужно делать стартапу, чтобы превратиться в мечту инвестора. Основателям компаний нужно осознать, что не все проекты инвестиционно привлекательны. Это значит, что нужно не просто заявить о своей открытости и готовности впустить в бизнес внешних партнеров, а подвести компанию к состоянию инвестпригодности, сделать ее объектом для конкуренции со стороны инвесторов. Для этого необходимо довести как минимум один, а лучше несколько аспектов бизнеса до уровня, достаточного для привлечения внимания венчурных инвесторов. Таких аспектов четыре.
1. Рынок
Инвестиционно привлекательным для венчурного финансирования может быть нишевое решение на глобальном рынке. В этом случае предпринимателям нужно подтянуть владение английским языком, выстроить продвижение на внешних рынках, начать работать с иностранными партнерами, возможно, принять участие в иностранном акселераторе. Хорошие шансы есть и у локальных стартапов, но лишь в том случае, если предприниматели стремятся к лидерству, мнополизации одного из отраслевых сегментов. Это может быть рынок доставки еды, найма синих воротничков, дополнительного образования школьников и т.д. Примеры таких компаний сегодня у всех на слуху, но семь-десять лет назад о них знали единицы: Delivery Club, HeadHunter, Maximum Education.
2. Команда
Венчурные инвесторы предпочитают работать с опытными фаундерами, у которых уже есть за плечами предпринимательский опыт, пусть даже и неудачный. Если у основателя отсутствует опыт ведения бизнеса, то он может попробовать найти партнеров, лучше - с опытом успешного выхода из активов и продажи бизнеса стратегическому инвестору.
3. Процессы
С самого начала у предпринимателей должно войти в привычку пользоваться системами планирования, оцифровывать данные, проводить аналитику для оперативного управления и развития. Например, отечественная компания “Кнопка”, предлагающая бухгалтерские услуги, применяет agile-подход: даже ресепшен использует scrum-доски.
4. Финансы
Если говорить о финансовой стороне вопроса, первый показатель - момент, когда выручка должна появиться, второй - в каком темпе она должна расти. Каждая компания рассчитывает время до начала выручки (time-to-revenue) - период, нужный для разработки, тестирования продукта, выстраивание процессов. Если стартап получил первую выручку только через четыре года, то это плохо. Приемлемое время - не более одного-двух лет. Стартап считается инвестиционно привлекательным, если после получения первой выручки этот показатель три года растет не менее чем на 15% в месяц. Тогда за три года выручка стартапа должна пересечь отметку 100 млн рублей.
Рост выручки со значения 1 млн рублей в месяц с темпом 20% в месяц даст выручку 500 млн рублей на четвертый-пятый год после запуска стартапа. Если речь идет о нишевом и потенциально глобальном продукте, то к этому моменту нужно иметь минимум 20–30% “честной” международной выручки (без учета выручки в бывших союзных республиках).
Но существуют стартапы, которые могу оказаться инвестиционно привлекательным без продаж и выручки. Подобный проект должен соответствовать следующим критериям:
- в нем есть “команда мечты”;
- у него имеется международный рынок сбыта или большой локальный рынок;
- все процессы в нем с самого начала выстроены по высшим стандартам качества.
Основатели стартапов могут проработать эти сферы, чтобы они перекрывали отсутствие выручки. Это целевая идеальная картинка, к которой стартаперам нужно стремиться, если они хотят привлечь венчурные инвестиции от профессиональных игроков.