А сейчас — грустный флешбек. Юра Поворозник с канала
@pop_culture написал про сэра Терри Пратчетта. Гениальный англичанин умер 12 марта 2015 года, но оставил после себя громадное творческое наследие. Хорошо бы знать — или хотя бы присмотреться и ознакомиться. Ну а я ухожу за кулисы и оставляю вас один на один с текстом. И не забудьте подписаться на
@pop_culture — там про сериалы, литературу, спорт и крутоту.
***
Иногда кажется, что все дело в обложках. Именно они создают первое впечатление о книгах, ведь так? У романов Терри Пратчетта всегда было классическое для фэнтези оформление. Я думаю, вы его знаете. У многих оно создает впечатление, что только ярый фанат «Подземелий и драконов» способен купить подобную книгу. Но длительное время они работали. Терри Пратчетт был самым продаваемым британским писателем 90-х. Потом это звание забрала Джоан Роулинг. Но если разговоры о Гарри Поттере часто заканчиваются монографиями и научными работами на тему «Как поттериана повлияла на мир?», то Плоский мир Пратчетта такого почему-то не заслужил. А зря.
Плоский мир — серия из 41 романа, 5 рассказов, 4 атласов, 4 научных книг, повареной книги и еще 8 книг, не поддающихся однозначному описанию. Пратчетт начал писать еще в 1983 году, решив немного посметься над жанром фэнтези, который тогда переживал период «плодовитого застоя идей». Но идеи быстро сложились в отдельный мир, а сам Терри решил руководиться единственным правилом: «Пусть действуют люди». Это и стало главным отличием Плоского мира от конкурентов.
У жанра высокого фэнтези (когда события происходят в вымышленном мире) всегда были определенные правила. Стилизированное средневековье, магия, разнообразные вымышленные расы — классический набор, без которого не обошлись «Властелин колец», «Ведьмак» и «Песнь Льда и Пламени». Описанный мир словно затягивал читателя в совершенно другую вселенную, со своими проблемами и решениями. И что главное — единственным масштабным событием, которые могли себе позволить герои, была война.
Пратчетт пошел другим путем. Его Плоский мир постоянно сотрясается от всевозможных технологических революций и эволюций, а герои, несмотря на средневековье, озабочены вполне современными проблемами. Впрочем, Терри и не скрывал такого подхода:
«Я делаю заметки всё время. Писать романы о Плоском мире — это сродни журналистике. Быть может, это журналистика, описывающая факты двух- или трёхлетней давности, но последние книг десять были в некоторой степени навеяны относительно современными событиями».
Благодаря фирменному юмору и пониманию человеческой психологии, Пратчетт в очень точной ироничной форме подшучивает над современным миром. Это показатель — книги, написаные 30 лет назад, до сих пор остаются актуальными. Герои Терри иногда помогают взглянуть на себя стороны, так как проблемы анк-морпорцев (вымышленый город Плоского мира) очень похожи на те, с которыми многие сталкиваются каждый день.
Благодаря разнообразию созданного мира, писатель мог не ограничиваться одним жанром. Среди романов можно найти классическое приключение, вестерн, политическую драму, нуарные детективы и еще много чего, что подпадает под обозначение «это Пратчетт, читай быстро». Особо стоит выделить романы об Анк-Морпорке — фэнтези редко концентрируется на городах, а тут полноценная урбанистическая проза (ее иногда можно использовать как бизнес-тренера).
Поэтому если вы теплым или холодным вечером решите почитать что-то интересное и веселое, то вам прямая дорога в Плоский мир. Только он вызывает стойкое привыкание. Я предупредил.