
В один день писал, что приходится бороться с собственным бессилием, в другой — крайне скептически оценивал художественную ценность произведения. В его словах столько откровенных сомнений, что можно и забыть, будто речь идет о романе «Гроздья гнева», который выиграл Пулитцеровскую премию и получил всемирное признание.
У Стейнбека был хронический синдром самозванца, несмотря на предшествующий успех и признание. Например, он пишет:
«Мои слабости начинают поднимать головы. Я просто должен сделать это. Я ведь не писатель. Я обманывал себя и других людей. Хотелось бы им быть. Этот успех разрушит меня, словно пекло. Я наверное не продержусь и это будет справедливо. Теперь постараюсь вернуться к работе...».
Дневник воздействовал на Стейнбека терапевтически. Благодаря нему, он дисциплинировал себя и приучил к ежедневной работе. Изливая свои страдания и неуверенность, писатель вышел на стабильный темп — около 2000 слов в день, вне зависимости от настроения или вдохновения. Он просто делал и даже обогнал собственный график — закончил за пять месяцев вместо семи.
Для меня одно из самых интересных наблюдений — то, почему раньше Стейнбеку не давались дневники. Уверен, и вы сталкивались с этой ситуацией, когда исписанная на пару страниц тетрадь навсегда забывается. Стейнбек решил просто — предыдущие записи были бессмысленными, а тут он фиксирует пройденное за день. Не нужно выдумывать темы, достаточно честно рассказать о проделанном. Хороший подход.
Полный текст про дневники Стейнбека можно почитать на английском: https://www.brainpickings.org/2015/03/02/john-steinbeck-working-days/
А если еще интересуетесь дневниковой темой, попробуйте книгу Джулии Кэмерон «Путь художника». Там она описывают другую практику — так называемые «утренние страницы». Это 750-1000 слов, написанные сразу после пробуждения. В них не нужно концентрироваться вокруг одной мысли, это своего рода медитация на бумаге. Писать можно о чем угодно, и это должно облегчить день.
Книга на «Букмейте»: https://bookmate.com/books/xEEJhjj1