Вскоре Азеф познакомился на одном из слетов в Берне с Хаимом Житловским, также известным под псевдонимом Григорович. Житловский был создателем Заграничного союза социалистов-революционеров — одной из организаций, ставшей предтечей партии эсеров. Житловский издавал в Лондоне левую газету «Русский рабочий». Однако его постоянно тянуло в раскол по еврейской линии, что привело к созданию отдельной организации — Социалистической еврейской рабочей партии, которая, правда, поддерживала эсеров.
Но это было существенно позже. А пока знакомство с Житловским значительно повысило статус Азефа. Потому что Заграничный союз через некоторое время влился в партию социалистов-революционеров.
Азеф после учебы вернулся в Москву, где получил место инженера в московской электрической компании. Но еще более важным было то, что ему удалось установить контакт с Аргуновым. Этот человек создал в Саратове революционную ячейку под названием Союз социалистов-революционеров. Она тоже стала предтечей партии эсеров и де-факто Аргунов на рубеже веков был одним из самых влиятельных деятелей будущей партии. Аргунов сразу же вышел на контакт с Азефом, поскольку знал, что тот благословлен самим Житловским.
Азеф исправно докладывал полиции о деятельности новой организации и параллельно рос внутри неё. Хотя его вообще не интересовали теоретические вопросы и он никогда не выступал с речами и не писал статей, он быстро вошел в роль незаменимого человека для Союза. Надо достать оборудование для типографии? Азеф подключает связи и достает словно из-под земли. И все в лучшем виде. Естественно, юные любители революции, да и зрелые тоже, находились под обаянием этого проныры, который может решить любой вопрос.
Революционеры обустроили типографию в Томске. И вскоре, несмотря на строжайшие меры конспирации и предосторожности, она была раскрыта, а организация получила сокрушительный удар (при непосредственном участии самого Азефа). Аргунов, ожидавший ареста со дня на день, не нашел ничего лучше, чем назначить своим преемником деловитого Азефа, который давал понять, что у него широчайшие связи как в России, так и за границей, и никого лучше на роль преемника не найти. Аргунов передал ему все явки и пароли, написал списки всех членов организации и сочувствующих в масштабах всей страны. После чего Азеф уехал за границу, а Аргунова через некоторое время арестовали, немного выждав, чтобы не ставить под подозрение агента.
За границей было окончательно оформлено слияние нескольких похожих друг на друга групп в единое целое, которое позднее стало известно под именем эсеров. Роли в новой организации сразу же четко распределились. Главным теоретиком и идеологом стал журналист Чернов. Практиком-организатором стал пламенный азиат Гершуни. В роли патриарха и главного морального авторитета выступал сын миллионера Михаил Гоц, успевший побывать на каторге за народовольческую деятельность еще во времена Александра III. К слову, сестра Гоца была замужем за влиятельным адвокатом и бизнесменом Познером, внучатым племянником которому приходится известный журналист Владимир Познер.
Азеф, будучи преемником Аргунова, в число непосредственных руководителей не вошел, но сблизился с пламенным Гершуни, со временем став его правой рукой. Из всех лидеров эсеров Гершуни слыл самым яростным и радикальным, он был главным апологетом террора. Во многом это было следствием его личных переживаний. В свое время Гершуни угодил в руки полиции, но на допросе смалодушничал и повел себя не совсем так, как положено было настоящему революционеру. И теперь он стремился реабилитироваться и перед собой, и перед другими.
Азеф посвящал Департамент во все дела в подпольной организации и даже похвастался, что проник в самую верхушку партии.
Тараканище: история агента и провокатора Евно Азефа, рассказанная Евгением Политдругом
https://sputnikipogrom.com/people/85017/evno-azef/#.WwW9IVOFNZ0Не открывается «Спутник»?
https://sputnikipogrom.omnidesk.ru/knowledge_base/item/96384Включенный прокси = всегда доступный Телеграм, несмотря на блокировки.
@proxysexybot → Старт → Применить настройки → Включить. Всё!