“Я часто думаю о том, что произошло бы, если бы арабы победили при Пуатье и продолжили завоевание и исламизацию Европы. Вне всякого сомнения, мы бы сейчас восхищались “Хариджитской этикой и духом капитализма” Ибн Вебера, которая ясно продемонстрировала бы, что современный дух рационализма, а также его выражения в бизнесе и бюрократической организации могли возникнуть только как результат подъема нео-Хариджитского пуританизма XVI в. в Северной Европе.
В частности, работа продемонстрировала бы, как современная экономическая и организационная рациональность никогда бы не возникла, останься Европа христианской, в силе неисправимой склонности этой религии к барочному, манипулятивному, пронизанному патронажем, квази-анимистскому и беспорядочному видению мира. Вера столь склонная считать, что космический порядок можно подкупить богобоязненными делами и пожертвованиями, никогда не смогла бы научить своих последователей опираться только на веру и заниматься производством и накоплением в систематической и упорядоченной манере. Разве не очевидно, что они бы всегда тратили свои прибыли на покупку билетов в рай, а не копили бы их?
… С точки зрения элегантной философии истории, которая рассматривает путь человечества, как целенаправленное продвижение к нынешнему состоянию дел, было бы куда лучше, если бы арабы победили. По множеству объективных критериев - универсализм, приверженность к букве текста, духовный эгалитаризм, участие в духовной жизни не одного или некоторых, но всех, рациональная систематизация общественной жизни - Ислам, из всех трех великих западных монотеизмов, представляется наиболее близким к современности”
(Эрнест Геллнер. Мусульманское общество)