Size: a a a

Высокая Порта

2020 October 30
Высокая Порта
К вопросу о свободе слова. Помню, в годы туманной юности, мы с тогдашним другом развлекались, составляя список запретных тем для исторических исследований. Сколько нам удастся поставить интересных и корректно сформулированных академических вопросов, которые, если мы зададим их публично, раз и навсегда похоронят наши карьеры? Помню штук 15 тогда сходу сформулировали. За некоторые их них нас могли бы закэнселить только в России, за другие - только на Западе, а за некоторые - и там и там.

Я это вот к чему, если взглянуть правде в глаза, то каждое реально существующее человеческое общество - теократия. Материалом, скрепляющим общество, обеспечивающим возможность коллективного действия и вообще его бесперебойного функционирования, является религия. Религии эти могут быть разными, некоторые из них основаны на вере в Бога, другие - на отрицании существования Бога, для третьих этот вопрос не имеет значения. Так или иначе каждое функциональное общество - это теократия, и за задевание священных коров господствующей религии тебя сотрут в порошок.

Из этого следует вот что: абсолютная свобода слова невозможна, а относительная возможна только в том случае, когда господствующая религия относительно стабильна. Относительная свобода - это когда все примерно понимают какие темы являются запретными, а потому без особого труда обходят их. Но это возможно только в том случае, когда изменения происходят медленно и люди успевают либо привыкнуть к ним, либо умереть своей смертью, так и не привыкнув. А вот если религия меняется быстро, лет за 10-15, тогда наступает полный трэш: в условиях когда правила игры не устаканились и ты доподлинно не знаешь, за что тебя размажут по асфальту, любая публичная дискуссия превращается в забег по минному полю.
источник
2020 October 31
Высокая Порта
Османская миниатюра XVI в. Смахивает на карикатуру на нынешнюю политическую ситуацию в США.

PS Как отметили в чате, даже партийные цвета правильно обозначены.
источник
2020 November 01
Высокая Порта
Классическая проблема большинства экономических рывков - это то, что все сливки от быстрого экономического роста снимает элита, а народу достается шиш с маслом.

Пожалуй самый яркий пример противоположной экономической модели - это Польша. На графике изображено изменение доходов польских граждан по децилям за 2007-2016 годы.

Как мы видим, Польша представляет собой пример pro-poor growth: чем ты беднее, тем больше ты выиграл за это десятилетие. В частности, доходы самых бедных выросли на 50-60%, а самых богатых - всего лишь на +-30%.

Одно слово - ляхи. Никакой духовности.
источник
2020 November 02
Высокая Порта
Турки и французы.

Есть такое распространенное представление, что культурные связи каким-то образом предотвращают политические конфликты. Дескать, чем ближе вы друг к другу в культурном плане, чем теплее будут ваши взаимоотношения и тем легче вам будет достичь компромисса.
Наверное, самый яркий пример обратного - это Турция и Франция. В XIX-XX вв. ни одна западная страна не оказала на Турцию такого влияния как Франция. Можно даже сказать, что западное культурное влияние в Турции - это на 90% влияние французское. Скажем, турецкие националисты рубежа веков, кого ни возьми - все франкофилы, а часто и франкофоны.

Юсуф Акчура, человек впервые в истории сформулировавший, что Османская империя должна стать турецким национальным государством - выпускник Сорбонны. Между собой турецкие националисты, что младотурецкой, что ататюрковской эпох общались на смеси турецкого и французского, воображая себя при этом кем-то вроде якобинцев. Скажем, когда Ататюрк приказал разрушить город, где толпа растерзала армейского лейтенанта, он объявил его 'ville maudite', по-фрацузски - "проклятым городом". Понятно на какие образцы он при этом ориентировался - на практики Великой Французской революции: "Лион восстал против свободы, Лиона больше нет".

Думаю, не согрешу против истины, если скажу, что отношение турецкой националистической верхушки к Франции выражается цитатой Садри Максуди, выпускника Парижского университета: "У каждого образованного человека два Отечества: сначала его собственное, а затем - Франция".

Встает вопрос, помогла ли такая сплошная франкофилия турецких националистических элит франко-турецкому сближению? Да ни хрена не помогла. Из всех западных держав Франция была единственной, которая во время Турецкой войны за независимость принялась всерьез воевать с движением Мустафы Кемаля. Англия и Америка, как только убедились, что Кемаль не коммунист, а только изображает из себя коммуниста ради выбивания ништяков от большевиков, а также в целях шантажа западных держав своим потенциальным сближением с Лениным, официально заняли нейтральную позицию, а неофициально и вовсе включили Кемалю зеленый свет.

Английские крейсера в Черном море спокойно смотрели как советские корабли везут туркам оружие и боеприпасы через порт Инеболу. Между тем, американский верховный комиссар в Турции контр-адмирал Бристоль арестовывал грузы с боеприпасами для греческих войск в Анатолии. То есть и Англия, и Америка в определенный момент неофициально заняли линию максимального благоприятствования турецким националистам. Французы же в это самое время вели тяжелые бои с войсками Кемаля на юго-востоке Анатолии. Из всех западных держав они и только они всерьез считали своим приоритетом подавление турецкого национального движения, в то время как англосаксы рассматривали дежурные фразы про турецких варваров, которых неплохо бы изгнать в Азию, как ничего не значащий треп. Французы же думали так всерьез.
источник
Высокая Порта
Сплошь и рядом приходится читать: “При X государство такое-то достигло пика своего величия” причем в таком тоне, как будто в этом есть что-то хорошее.

В то время как в реальности это означает: “По итогам правления X оно покатилось к х**м собачьим”
источник
2020 November 04
Высокая Порта
Можно выделить три уровня ораторского мастерства. Базовый уровень - умение различать рефлексию и речь. К себе ты обращаешься с рефлексией, к окружающим - с речью и вываливать на них всю свою рефлексию вовсе ни к чему. Короче, до базового уровня поднялся тот, кто научился фильтровать базар. Продвинутый уровень - понимание того, на какую целевую аудиторию ты работаешь и таргетирование на свою аудиторию, а не на левых людей. Ну типа как плохие уголовные адвокаты часто работают на зал, а хорошие - четко на присяжных. Ну и наконец, мастерский уровень - это умение формировать дискурс, способность спровоцировать окружающих на то, чтобы они говорили то, что играет тебе на руку.

Дональд Трамп, при всех своих многочисленных мерзостях и недостатках, относится к третьей категории ораторов. Это оратор мастерского уровня, способный не только работать на заданную аудиторию, но и формировать дискурс в целом. Возьмем, например, решение Трампа сфокусировать предвыборную кампанию 2016 г. вокруг метафоры Строительства Стены - We will build a Wall. Он повторил это 100500 раз - и в одних и тех же выражениях.

Чего он этим добился? Двух вещей. Во-первых, избиратель стал четко ассоциировать Трампа с охраной границ и антииммиграционной повесткой. Трамп - это Стена, Стена - это Трамп, если ты хочешь укрепить границу страны, голосуй за Трампа. Это скилл оратора продвинутого уровня.

Во-вторых, на третьем, мастерском уровне, эффект оказался еще интереснее. Стена стала мемом. Трампа высмеивали и поносили за ложь, за безумства и за неточности. Ты говоришь, построить стену, а ты вообще понимаешь сколько это будет стоить? Насколько увеличит дефицит бюджета? Ты говоришь, что Мексика заплатит за строительство? Да ни хрена она не заплатит. Утверждаешь, что строительство Стены укрепит границы и ограничит нелегальную иммиграцию, в то время как две трети нелегалов прибывают легально через аэропорты, а затем overstay свои визы?

Короче говоря, за идею построить Стену Трампа критиковали много и жестко. Критика идеи Стены неслась с телеэкранов, с радио, наконец просто с экранов. И Трамп добился этим главного - сформировал информационную повестку. Сознание обывателя формируется медиа, но формируется хитрым образом. С точки зрения обывателя, если о чем-то говорят по новостям, то это важно - и чем чаще говорят, тем важнее. В момент, когда обсуждение Стены, неважно в позитивном или в негативном ключе занимает львиную долю информационного потока, тема иммиграции и охраны границ превращается в главный, ключевой вопрос избирательной кампании. Каждый подкаст на тему того, какой Трамп дурак и какая идиотская затея эта Стена, работал на то, чтобы тема охраны границ стала главной в глазах избирателя.

И вот что получилось. С одной стороны Трамп выстроил ассоциацию, Стена = Трамп. С другой стороны, спровоцировал своих противников на то, чтобы они с утра до вечера обсуждали Стену, повышая тем самым важность этой темы и делая ее ключевым вопросом кампании. И мало помалу, у глубинного народа сформировались два убеждения. Первое: самая главная задача, которая сейчас стоит перед страной - это защита границ. Избирателю говорили об этом с утра до вечера, он и стал думать об этом с утра до вечера. Второе: Трамп единственный, кто намерен заниматься этой темой всерьез, в то время как его соперники заняты мелочными придирками. Т.е. Трамп единственный, кто готов взяться за самую важную задачу для страны. А кто убедил его в том, что эта задача самая важная? Да противники Трампа, которых он на это спровоцировал.

Из этого кстати вовсе не следует, что Трамп человек умный. То, о чем я говорю, вовсе не требует высокого интеллекта в общепринятом понимании. Это требует скорее социального интеллекта, рептильных таких, дочеловеческих еще качеств. Проблема в том, что в реальном, а не выдуманном человеческом обществе, большая часть выгодных социальных ниш требует в первую очередь рептильных качеств и рептильных достоинств. А значение интеллекта в классическом понимании - т.е. способности к логическому анализу и синтезу - для карьеры и социального продвижения сильно переоценено.
источник
2020 November 06
Высокая Порта
Кто будет преемником Путина

Уже и невооруженным глазом можно увидеть как правящий класс РФ стремительно готовится к трансферу власти. Для экс-президента вводится специальная должность пожизненного cенатора, иммунитет от уголовного преследования. Короче говоря, Путину сооружают отходные пути и готовят ему удобную нишу, в которую можно было бы соскочить с пьедестала власти.

Как бы то ни было, состоится трансфер власти сейчас или через годы, Путин человек, а человек смертен. Так что сейчас или позже, но трансфер неизбежен и окружение Путина  рано или поздно столкнется с необходимостью назначить преемника. Мы еще не можем сказать, кто им станет, но, исходя из природы российского режима, некоторые примерные критерии выбора наследника накидать можно.

(продолжение за пейволлом)
источник
2020 November 07
Высокая Порта
В шотландском городе Данди в октябре ежегодно проводились процессии в честь “Короля Криспина”. Члены купеческой гильдии и ремесленных цехов проходили по городу в присутствии “короля”, а unfree, т.е. вахлаки, не принадлежащие ни к одной из составляющих город корпораций, могли участвовать только в качестве зрителей. Участвуя в процессии, ты подтверждал и демонстрировал свой статус полноправного гражданина города.

Теперь вопрос, а что это вообще за персонаж такой - “король Криспин”, откуда он взялся? А тут вообще цирк. В эпоху католицизма в городе проходили шествия в честь Святого Криспина, но после Реформации, отвергнувшей культ святых, проводить их было уже невозможно. Поэтому “святого” оперативно заменили на “короля” и продолжали проводить их как и раньше.

Этот кейс на мой взгляд чрезвычайно важен для понимания того, что такое культура. Культура - это не чистый лист, а палимпсест такой. Палимпсест - это рукопись на пергаменте, с которой соскоблили старый текст и написали новый, но при желании следы старого можно увидеть и расшифровать. Так же и с культурой. Даже если страна прошла через самую радикальную Реформацию в Европе, это не значит, что она отказалась от всех элементов старого католического культа - его остатки видны невооруженным глазом. Просто теперь они были переосмыслены, чтобы не входить в конфликт с новой религией.

PS Самые ранние упоминания о подобных цеховых и общегородских религиозных процессиях в Шотландии относятся к 1440-м годам. Так что в чистом виде подобные формы католической обрядности просуществовали здесь не так уж и долго - и тем не менее пустили достаточно глубокие корни.
источник
2020 November 08
Высокая Порта
Одна из главных тем шмиттовского “Номоса земли в праве народов” - это тема разделов земли на зоны влияния, сектора и т.д. разными европейскими державами. Испания и Португалия делили земной шар на два полушария - восточное - португальцам, западное - испанцам. Испанцы и французы, своими “линиями дружбы” - на зоны мира и вечной войны: к востоку от условной линии в Атлантическом океане боевые действия между испанцами и французами ведутся только во время официально объявленной войны, а к западу - не прекращаются никогда.

У Шмитта масса интересных материалов на эту тему. Но есть в его работе и некоторое упущение: он рассматривает подобные проекты раздела планеты как исключительную черту европейского политического порядка. Мир является совокупной собственностью европейцев, вот они и делят его между собой, а неевропейцев к пирогу не допускают. Между тем, в реале все было чуток сложнее.

В 1540 г. османы предложили португальцам проект мирного договора. В соответствии с этим договором, Индийский океан планировалось разделить на две сферы влияния: восточную - португальскую и западную - османскую. Боевые корабли обеих держав не должны были заплывать в чужую зону. Торговые же суда должны были пользоваться свободой коммерции по всему океану, независимо от национальной принадлежности. Португальцы этот проект отвергли, не согласившись с пунктом про свободу торговли. Португальское Estado da Índia, система господства в Индийском океане, было основано на монополии на торговлю пряностями, а потому португальцы восприняли идею свободной торговли как покушение на основы своего доминирования.
источник
2020 November 09
Высокая Порта
Загадка про сатурналии

Недавно я писал о том какую роль цеховые процессии играли в утверждении и демонстрации социального порядка в шотландских городах. Тут надо сделать важное добавление. Помимо шествий и праздников, которые социальный порядок утверждали, существовало и противоположное явление - процессии, репрезентирующие misrule, своего рода сатурналии, которые давали выход энергии хаоса и беспорядка. Во время этих процессий над социальным порядком следовало всячески издеваться - высмеивать городских магистратов, правящую купеческую гильдию, цеховую верхушку и вообще. Короче на этих праздниках неграждане, составлявшие 60-70% населения крупных городов могли оторваться на всю катушку.

Теперь вопрос. Если процессии порядка возглавляли обычно святые или короли, то процессии беспорядка - совсем другие персонажи. Назовите самого распространенного из подобных персонажей, репрезентировавшего хаос в Шотландии позднего средневековья и раннего нового времени.

Отвечать можно в чате https://t.me/joinchat/Gsns0Fbho4IIBwDVVBW4cQ
источник
Высокая Порта
Итак, во время праздников хаоса и беспорядка в шотландских городах праздничные процессии возглавлял Робин Гуд. Одетый в зелёное, в сопровождении Маленького Джона он символизировал протест против городской верхушки и социального порядка в целом. Это были единственные такие шествия в которых неграждане (которых было большинство) могли участвовать непосредственно, а не в качестве наблюдателей.
источник
2020 November 12
Высокая Порта
Пожалуй, самый идиотский из аргументов касательно карабахского конфликта, что я слышал - это то, что азербайджанцы представляют собой "выдуманный народ". Этот аргумент будет полезно разобрать и вне связи с конфликтом, т.к. он представляет собой одну из самых распространенных логических ошибок. Речь вот о чем.

Большинство людей мыслят словами. Это значит, что они верят в магическую связь между словом и явлением: есть слово, значит есть и феномен, который оно обозначает, ну и наоборот. Из этого кстати следует, что лучший способ сфокусировать общественное внимание на феномене - это дать ему хлесткое название, без этого о нем никто думать не будет.

В особенности это касается и наций. Аргумент про "выдуманную нацию" основывается на такой парадигме, что есть как бы естественные нации, имманентные такие сущности, а есть искусственные. Первые были вроде как всегда, а вторые возникли позавчера, а потому прав ни на что не имеют и являются фейком.

Между тем, минимального знакомства с историей наций и национализма достаточно, чтобы знать, что естественных наций не бывает. Все без исключения современные нации - вполне себе искусственные и были сформированы в современном виде совсем недавно.

Вплоть до самого последнего времени подавляющее большинство жителей планеты было по сути безнационально. Люди определяли себя по религии, по региональной принадлежности, по племенам, по сословному статусу и т.д. Идея, что вот есть такая штука как нация к которой мы все принадлежим и которая нас в некотором плане уравнивает - это в чистом виде продукт Модерна.

Если азербайджанцы - искусственная нация, потому что представление о том, что есть такая азербайджанская нация распространилась среди азербайджанской интеллигенции только в 1890-е годы, то по этой логике искусственной нацией являются и китайцы. Сам термин han minzu - китайская этническая нация был придуман в 1890-е одним националистом по имени Лян Цихао. Китайскую гражданскую нацию zhongguo minzu ("нация срединного государства") придумали чуть раньше, в 1860-е - и что характерно придумали японцы. Уже из японских газет этот термин перекочевал в китайские. Исходя из этого, можно было бы заявить, что и китайцев нет, а есть одна только выдумка токийского генштаба.

Дальше больше. Про европейские нации обыватель думает, что они уж точно дофига древние и естественные. А вот хер. Знаете, какой процент итальянских призывников призыва 1860 г. умел говорить по-итальянски? 3%. Хуже того, по-итальянски не говорили ни король Италии, ни его первый министр. Т.е. объединение Италии - это не итальянская нация обретает государственность, а одно полуфранцузское государство географической Италии мечом и огнем подчиняет остальные после чего принимается приводить их всех в культурном плане к единому знаменателю. Что вызывало у приводимых некоторое недоумение: когда на Сицилию приехали первые учителя итальянского, их приняли за англичан.

Ну окей, Италия объединилась недавно, а как насчет древней Франции - образцового национального государства Европы? И там не сильно лучше. Проблема призывников, не понимающих французский, сохранялась до самого XX в. Еще в 1870-е французский в быту использовало лишь около трети населения. Большинство же говорило на "диалектах", часто куда более близких к итальянскому или испанскому, чем к официальному парижскому диалекту. Можете посмотреть на карту распространения французского языка во Франции в 1835, позаимствованную из Peasants to Frenchmen, чтобы в этом убедиться.

Короче говоря, характеризация азербайджанцев как искусственной нации подразумевает существование естественных наций. А таковых в природе не бывает. Везде есть первичный бульон языков, диалектов, религий, сословий, племен и т.д., который лишь централизованное государство начинает трамбовать в единый гомогенный монолит. Вот из этой утрамбовки и гомогенизации и получается нация.
источник
Высокая Порта
Тут интереснее на самом деле. Дело в том, что в эпоху Гоминьдана официальная китайская пропаганда представляла Китай как общий дом Пяти Рас - Ханьцев, Маньчжуров, Монголов, Мусульман и Тибетцев. Как видите, японцы тупо позаимствовали у Чан Кайши общую схему, просто поменяв мусульман и тибетцев на японцев и корейцев. Что в общем то и понятно, до районов мусульманского и тибетского заселения японцы так и не добрались. Так что это не столько проявление мультикультурализма, скоько экономия пропагандистских усилий: зачем придумывать новую схему, когда можно взять уже имеющуюся и чуток модифицировать.

https://t.me/RottenKepkenChannel/8936
источник
2020 November 13
Высокая Порта
Как известно тюркские языки Западной Евразии делятся на четыре основных группы. Огузские (турецкий, азербайджанский, туркменский), кыпчакские (татарский, башкирский, казахский, кыргызский, кумыкский, ногайский, балкарский и т.д.), карлукские (узбекский, уйгурский) и огурские (чувашский).  

Теперь вопрос. На каком из этих языков напечатана самая старая из сохранившихся книг на тюркском? Будете смеяться, на армяно-кыпчакском. Речь идет вот о чем.

С допотопных времен в Крыму жило 100500 разных этносов, включая греков, готов, евреев и армян. В эпоху Золотой орды большинство из них сохранило свою религию, но постепенно потеряло язык. Потеряли его и местные армяне. К XVI в. армянский в Крыму сохранился только в качестве богослужебного, а в быту на нем уже никто не разговаривал. Язык, на котором говорили крымские армяне, сейчас принято называть армяно-кыпчакским. Грубо говоря, это татарский язык, но записаный армянскими буквами.

В позднее средневековье крымские армяне основывали свои коммерческие колонии на территории нынешней Украины, главным центром этой колонизации был Львов. В XVI-XVII вв. армянская община Львова произвела массу литературы и документации на армяно-кыпчакском. К ней относится и молитвенник 1618 г. - единственная известная печатная книга на армяно-кыпчакском и, кстати говоря, самая старая из сохранившихся печатных книг на тюркском.

О чем нам говорит этот кейс? На мой взгляд о том, что картина человеческой истории рисуемая романтической историографией - бред собачий. Никакого единства крови, языка, религии и территории в далеком прошлом не существовало. Не было никакого моноэтничного и монокультурного потерянного рая, который предстоит возродить. В реальности культуры прошлого были куда более fluid, diverse и multicultural, чем общества современности, прошедшие - в большинстве своем - через каток насильственной гомогенизации в XIX-XX в. До этого жизнь была куда разнообразнее и пожалуй что интереснее.
источник
2020 November 14
Высокая Порта
Сапер инженерного корпуса наполеоновской армии, 1812 год.
источник
2020 November 15
Высокая Порта
Диктатура и экономика: почему местные царьки лучше для экономического развития, чем один сильный лидер.

Я глубоко убеждён, что гуманитарию, занимающемуся социальной теорией, ни в коем случае нельзя проводить всю свою жизнь в академии. Будем честны перед собой, проработав всю жизнь в университетах или исследовательских институтах, вы будете по настоящему хорошо знать только очень узкую сферу общественной жизни. По большому счету, вы будете понимать только жизнь академического прекариата, а другие области останутся для вас недоступны. Чтобы по настоящему понимать, что и почему делает Икс, вам надо прошагать хотя бы несколько миль в его мокасинах.

Вот почему человеку, занимающемуся общественными элитами, следует по хорошему не только тусоваться с элитами культурными и научными, но и поработать в других сферах - госуправлении, частном бизнесе, стартап там свой запустить. Это все крайне полезно, потому что поработав в одной из этих сфер ты начинаешь лучше понимать, как она функционирует и по каким законам работает. А значит, ты постепенно врубаешься в то, какими мотивами руководствуются те, кто в этой сфере работает - что они делают и почему.

(продолжение за пейволлом)
источник
2020 November 16
Высокая Порта
В старотатарской педагогической литературе нередко использовали вот какой прием. Вместо того, чтобы писать ребенку прямо - то делай, се не делай, там использовали риторическое противопоставление двух образов - позитивного и негативного. Сначала дается позитивный образ "tertiple bala" (orderly child) - и долгое перечисление того, что он делает: слушается родителей, чтит старших, богобоязнен. Потом ему противопоставляется "tertipsez bala" (unorderly child) - и перечисляется много разного нехорошего, что этот самый tertipsez bala делает. Ну и за ребенком, читающим книгу (или, что вероятнее, которому читали книгу вслух) оставался выбор - какой из двух путей выбрать. Which side are you on...

У меня такое ощущение, что современные западные медиа, когда речь заходит о Турции, применяют ровно тот же самый прием. Просто заклеймить злодея-бармалея Эрдогана, сказать, что он фанатик, националист и вообще сущий Гитлер - недостаточно. Фигуре Эрдогана, представляющего в своем лице все пороки, необходимо противопоставить какой-нибудь позитивный образ, которой наоборот - воплощал бы все добродетели.

Как то так я и объясняю популяризацию в последние годы одного мифологического образа. Я бы назвал его "Ататюрк Толерантный". Образ этот, понятное дело, совершенно оторван от реальности и представляет собой инверсию медийного образа Эрдогана. Раз уж Эрдоган у нас Гитлер, то Ататюрк должен быть его полной противоположностью.  Эрдоган, как нам сообщают СМИ, уже отгеноцидил курдов, а скоро повторит и геноцид армян. Ататюрк Толератный со своей стороны никогда бы такого не сделал - и уж он не дал бы их в обиду.

Понятно, что все это хрень собачья. В последние десятилетия в Турции четко видно как по мере снижения уровня секуляризации падает так же и градус этнонационализма. В эпоху Ататюрка соблюдающий мусульманин терял шансы на вхождение в элиту - известна история, как он уволил мэра города, отказавшегося выпить рюмку ракии. Точно так же любые шансы на социальный подъем терял и тот, кто открыто заявил бы о своем нетюркском происхождении. В 1930-е единственно допустимой парадигмой для элитария было - я турок, тюркской крови, в идеале потомок юруков. Поэтому балканский по преимуществу правящий класс дружно уверял народ в своем чисто тюркском происхождении - иначе нельзя было.

При Эрдогане же все изменилось. Политический ислам вернулся на сцену, а вместе с этим резко снизился градус этнонационализма. Скажем, во время визита в Грузию Эрдоган заявил публике "Я тоже грузин" - совершенно немыслимое еще за тридцать лет до этого событие. Потом, уже по возвращении в Турцию, его попросили пояснить, ты вообще кто. Ответ был таким:

"Когда то я задавал этот вопрос своему отцу. Отец - мы ведь из города Ризе, так мы турки или лазы? И отец ответил - сын, когда ты умрешь и предстанешь перед своим Создателем, он не спросит, турок ты или лаз. Он спросит - кто твой Бог, кто твой Пророк, какая твоя религия"

В общем, подводя итоги, политический ислам в Турции довольно жестко противопоставлен этнонационализму. Тут уж либо одно, либо другое. Поэтому по мере исламизации накал национализма падает. Замечать этого международные СМИ не будут, оно и понятно - поскольку Эрдоган - Гитлер, то он должен совмещать в себе сразу все с их точки зрения пороки: и национализм, и клерикализм. Короче, и жнец, и чтец, и на дуде игрец. Реальности же это не соответствует ни в коей мере.
источник
Высокая Порта
Я Нуреддин и я бородат

Думаю, лучшим турецким генералом начала XX в. был Бородатый Нуреддин-паша. При этом из всех генералов он испытывал наибольшие карьерные трудности.

После младотурецкой революции 1908 г. он попал под чистку и был уволен из армии. Только после поражения в балканской войне его вернули в строй.

В Первую мировую он разбил британскую армию в битве при Ктесифоне и блокировал ее в Эль-Куте. Казалось бы триумф? Ан нет. В последний момент перед капитуляцией британцев  приехал один из лидеров младотурок Халиль и отобрал у Нуреддина и армию, и победу.

Ну и финал соответствующий. Сыграв важную роль в победе турецких националистов, Нуреддин был отставлен со всех постов и умер в безвестности.

В чем причина злоключений Нуреддина?  Я так думаю, в бороде. Его же неспроста бородатым прозвали - он единственный из турецкой военной элиты того времени носил бороду. Бородач не мог вписаться в прогрессивно-секулярную элитную тусовку - борода воспринималась как наглый вызов и времени, и политическому строю
источник
2020 November 17
Высокая Порта
Час филолога

На мой взгляд, самый интересный из гуманитариев, пишущих сегодня на русском - это Георгий Дерлугьян. Он ученик Валлерстайна, но основной предмет его изучения несколько отличается от предмета изучения его учителя. Дерлугьян изучает не столько взаимодействие между центром и периферией, сколько феномен элит и контрэлит. Откуда элиты берутся? Чем они занимаются до того как становятся элитами? Как предыдущий бэкграунд влияет на их поведение, когда они уже стоят у руля?

В связи с текущим конфликтом мне вспомнилось его давнее наблюдение о том, что во всех трех закавказских государствах на волне Перестройки в власти пришла национально-ориентированная гуманитарная интеллигенция. Национально ориентированная значит - гуманитарии, занимающиеся своей родной культурой, а не безродные космополиты. Действительно, что объединяет Эльчибея, Тер-Петросяна и Гамсахурдия? Они все филологи, занимающиеся азербайджанской, армянской и грузинской традицией соответственно.

Выходит, что в момент дезориентации старых элит и массового националистического подъема именно национально ориентированная интеллигенция сумела перехватить власть. Во главе всех трех стран встали филологи. И вот что любопытно - ни в одной из них они во власти не удержались, причем независимо от успеха националистических движений, которые возглавляли. И если падение Эльчибея и Гамсахурдия можно объяснить поражением, которое они потерпели, то Тер-Петросян лишился власти несмотря на то, что сумел одержать победу в Карабахской войне.

Дальше траектории этих стран расходятся. В Азербайджане и Грузии происходит реставрация старой еще коммунистической номенклатуры. В Армении же к власти приходит карабахский клан. Но ни в одной из этих трех стран прежнее господство гуманитарной элиты не было восстановлено. Исходя из этого можно предположить, что в случае новых резких потрясений на постсоветском пространстве, теоретически можно представить себе ситуацию, чтобы у руля на какое то время оказалась национальная гуманитарная интеллигенция. Но вот чтобы она сумела эту власть удержать - в это что-то не особо верится. Как показывает практика, ее смещают как в случае поражения, так и в случае победы.
источник
2020 November 18
Высокая Порта
Сейчас об этом уже мало кто помнит, но когда-то Китай имел все шансы повторить судьбу Германии и Кореи, разделенных на коммунистическую и капиталистическую зоны влияния. По крайней мере именно такой вариант Мао Цзэдун предлагал Чан Кайши в 1945 г. Давайте договоримся по хорошему, говорил Мао, и поделим страну на две части: север коммунистам, юг - Гоминьдану. Коммунистам согласно этому плану должны были достаться провинции Хэбей (грубо говоря, Пекин с округой), Шаньдун, Шаньси и Чахар. Иными словами, Мао Цзэдун был готов удовлетвориться сравнительно небольшими территориями в нижнем течении реки Хуанхэ - все остальное должно было остаться за Гоминьданом.

Переговоры тогда ни к чему не привели. Да и с чего было Чан Кайши соглашаться? Большая часть территорий, которые согласно этому плану, должны были достаться коммунистам, тогда еще принадлежали Гоминьдану. Армия у Гоминьдана была больше, вооружена она была лучше, так что конфликт, как представлялось, логичнее было решать силовыми методами.

Но уже к 1949 г. ситуация изменилась кардинально. Коммунисты одержали в гражданской войне полную победу и теперь уже Чан Кайши пришлось эвакуироваться с остатками своей разбитой армии на Тайвань, чтобы сохранить в независимости от коммунистов хоть что-то.

(Diana Lary. China’s Civil War: A Social History, 1939-1945. P. 55)
источник