
Ложь 6. Люди могут объективно оценивать других
Данные, полученные в результате годовой оценки персонала, когда 3-4 человека сидят и пытаются по пятибальной шкале оценить эфемерные навыки и потенциал сотрудников, необъективны и говорят больше об оценщике, чем об оцениваемом. У каждого есть предрасположенность завышать или занижать оценки из личных предубеждений, настроения и подковерных игр.
Однако, эта предвзятая информация влияет на уровень зарплаты, шансы повышения и карьерные возможности. И нам, как сотрудникам, хотелось бы максимальной правдивости оценки.
Проблем в том, что почти все данные о людях ненадежны. Ни одна компания в мире не знает толком, что именно повышает продуктивность сотрудников интеллектуального труда. Ни у кого нет способов точно это измерить. И любой, кто утверждает обратное, не понимает разницу между хорошей информацией и плохой.
1. Хорошие данные надежны (результаты измерений не меняются, если не меняется сам объект измерений). Примеры: рост, количество денег на счету, дни отпуска, температура за окном. Ненадёжные данные движутся и меняются без видимых на то причин, как и результаты оценки сотрудников.
2. Хорошие данные разнообразны
Они отражают естественный диапазон и изменчивость реального мира. Однако, если инструмент не создан для измерения диапазона, он выдаст неверные данные. Для этого нужны экстремальные отметки. Например, для словесных формулировок в шкале оценки персонала — сильно окрашенные эмоциональные фразы.
3. Хорошие данные действительны и подлежат проверке иным способом
Не существует единого определения "деловой хватки", и два руководителя поймут и оценят одного работника по-разному и оба могут оказаться правы.
Люди могут надёжно оценивать только собственный опыт и планируемые действия.
Единственные достоверные данные, которые имеют значение в момент оценки сотрудников и принятия решения об их дальнейшем пути, это впечатления тимлида. И чтобы их раскрыть, нужно задавать верные, экстремально сформулированные вопросы.
Например, вместо шкалы по оценке производительности, нужно спросить руководителя : "Ты всегда обращаешься к этому сотруднику, когда тебе нужен лучший результат?". А чтобы оценить командный дух – "Ты работаешь вместе с этим человеком максимально возможно?"
Правда в том, что люди могут надёжно оценить только собственный опыт. Других данных у нас просто нет. Для оценки производительности впечатления должно быть достаточно. Но не стоит притворяться, будто оно отражает некую непреложную истину о человеке и его будущем.