Size: a a a

Тёмная сторона

2019 September 24
Тёмная сторона
Практическое определение лучшести

1. У нас всегда есть конкуренты. Наша задача всегда — победить конкурента. Для этого мы должны быть лучше его. Причем не за счет десятка галочек, похороненных в таблице сравнения с конкурентом, а за счет чего-то одного — главного и важного.

2. Лучшесть — существенная и отличительная особенность нашего продукта, которую мы умудрились запихнуть в размер рекламного объявления, увеличив за счет этого в несколько раз его кликабельность по сравнению с главным конкурентом.

3. Полезное следствие — на реализацию всех остальных галочек из таблицы сравнения особых ресурсов можно пока не тратить.

#перечитываяклассику из давно опубликованного на тёмной стороне
источник
Тёмная сторона
Салат-бар, FoodTech и United Investors

1. Прочитал новость о том, что претенциозный салат-бар Sweetgreen поднял $150m инвестиций у венчурных инвесторов и стал единорогом с оценкой $1.6B. Как оказалось, только с начала 2019 года foodtech-стартапы подняли уже $3.3B инвестиций. В общем, тема FoodTech разогревается на венчурном рынке — туда входит плеяда популярных замена мяса (типа Beyond Meat) и новые типы питания (типа Soylent), и агротехи (типа iFarm), и темные кухни (типа ClodudKitchens), и сетевые решения (типа Luckin Cofee) и многое другое.

2. Мы в United Investors не остаемся в стороне от венчурных трендов и 19–20 октября в Москве проводим очередную двухдневную школу, на этот раз посвященную FoodTech.

3. Приглашаем спикеров-экспертов по теме FoodTech с любыми интересными рассказами, кроме питчей собственных продуктов. Но говорить о стартапах без стартапов — скучно, так что теория будет разбавлена практикой. Поэтому приглашаем интересные стартапы из области FoodTech выступить с питчами своих проектов перед нашими участниками-инвесторами. Заявки от экспертов и стартапов с тезисами отправляйте Александру Горному по адресу ui@gornal.ru.

4. Пользуясь случаем, напоминаю о группе United Investors в Телеграме, где мы публикуем новости, анонсы и другую публичную информацию: @unitedinvestorsru.
источник
2019 September 25
Тёмная сторона
Строчно в номер
Интересные новости за минувшие 24 часа одной строкой

1. BlaBlaCar покупает платформу для продажи билетов на автобус Busfor
— И что? BlaBlaCar продолжает наращивать мускулы на фоне сращивания карпулинга и автобусных перевозок. Конкурирующий европейский FlixBus пошел от автобусов в карпулинг. И оба единороги.
https://techcrunch.com/2019/09/24/blablacar-to-acquire-online-bus-ticketing-platform-busfor/

2. Гендир WeWork Адам Ньюманн подал в отставку
— И что? SoftBank вынудил его это сделать в попытке спасти IPO одного из самых дорогих стартапов мира, в котором зарыто немало его денег
https://techcrunch.com/2019/09/24/report-weworks-adam-neumann-to-step-down-as-ceo/

3. Стартап Tipalti поднял $76m инвестиций на применение ИИ в бухгалтерии
— И что? Основатели нацелены на средний бизнес с 10 бухгалтерами в среднем и утверждают, что 8 из них платформа позволяет уволить. ИИ опять приносит пользу в рутинных и несексуальных сферах.
https://techcrunch.com/2019/09/24/tipalti-collects-76m-from-twitter-alums-01-advisors-and-more-for-its-ai-based-accounts-payable-solution/
источник
Тёмная сторона
Р — реалистичность

Цитата из письма одного из проектов, который летом проходил через нашу воронку в United Investors (разбивка на параграфы — моя, не могу без нее).

1. Пообщавшись с несколькими инвесторами, мы поняли, что можем привлечь сумму, которой нам точно не хватит,  и мы ее бездарно спалим.

2. Сложилось впечатление что в России инвесторы, как в США банки, а банки в России — как криминальные ростовщики на Западе. В общем, оценка без выручки ни нас, ни инвесторов не устраивает.

3. Вывод: надо продавать.

4. Сфокусировались на продажах большим клиентам. Идея сейчас продать якорному клиенту, и за его счет доработать продукт. Довели несколько переговоров до финальной стадии. В течение ближайшего месяца-двух выступаем перед руководством нескольких крупных компаний. Надеемся закрыть хотя бы одну из возможных сделок.

5. Пока маленькими шагами делаем за свои деньги, ожидая показать  до конца года выручку, и уже с ней и деньгами на разработку идти по инвесторам.

Ну что ж, вывод «надо продавать» лучше сделать немного позже, чем никогда.
источник
Тёмная сторона
Сколько в голове останется?

Сколько остается в голове после разных видов обучения в процентах от того, что было рассказано и показано:
— Лекция: 5%
— Чтение: 10%
— Аудио-визуальные материалы: 20%
— Демонстрация: 30%
— Групповое обсуждение: 50%
— Самостоятельная практическая работа: 75%
— Обучение других: 90%

Выводы:

1. Вместо видеозаписи говорящей головы — лучше написать текст.

2. Решили сделать видео — тогда давайте схемы, иллюстрации и демонстрации.

3. Хотите, чтобы люди научились — учите тех, кто это уже делает.

4. Учите других не тому, что вы знаете — а тому, в чем еще сами не разобрались до конца.
источник
2019 September 26
Тёмная сторона
Строчно в номер
Интересные новости за минувшие 24 часа одной строкой

1. Непрофессиональные российские инвесторы смогут вкладывать в иностранные акции и другие рискованные активы не более 50 тыс. руб. в год
— И что? Не вижу ничего плохого в том, что люди, у которых на счетах меньше 1.4 млн руб., не смогут играть в инвестиционные игры. Целее деньги будут.
https://www.rbc.ru/finances/23/09/2019/5d8749599a7947f406e73df0

2. Amazon показал беспроводной протокол передачи данных, работающий на дальности до одной мили
— И что? Amazon не только хочет наполнить дома гаджетами, но и опутать его сетью для связи их друг с другом и с нами
https://techcrunch.com/2019/09/25/amazon-sidewalk-is-a-new-long-range-wireless-network-for-your-stuff/

3. Индонезийский такси-сервис Gojek запустил стриминговый видеосервис
— И что? Если мы охватываем толпу пассажиров, то почему бы не заработать на них с помощью чего-то еще?
https://techcrunch.com/2019/09/25/indonesias-ride-hailing-giant-gojek-launches-video-streaming-service-goplay/
источник
Тёмная сторона
За-дол-ба-ли

Задолбали уже стартаперы риторическим вопросом «зачем стартапу с выручкой и ростом нужен инвестор?». Типа «ха-ха-ха, такая корова нужна самому, а инвесторы — неизвестно на что рассчитывающие дебилы».

Давайте я вам на пальцах объясню, зачем.

1. На любом рынке основные деньги забирают один-два-три лидера.

2. Инвесторы зарабатывают деньги, только если они инвестируют в будущего лидера. Дойные коровы инвесторов не интересуют, на них они не заработают кучу денег. Владельцы коров — тоже кучу денег не заработают. Кучу денег зарабатывают лидеры. Зачем делать то же самое, что и другие, довольствуясь меньшим — вообще непонятно.

3. Теперь представим ситуацию. Есть растущий рынок. Он пока небольшой. Если рынок перспективный, то туда быстро набивается много игроков. Если вы там одни — это маленький рынок, больших денег на нем нет. Все эти игроки — мелкие. Кто станет лидером?

4. Те, кто не дебилы, делают правильные вещи и получают выручку. Рынок растет — выручка растет. Рынок тот же самый, маржинальность у всех плюс-минус одинаковая — значит, прибыль у всех похожая. Все не-дебилы эту прибыль вкладывают в рост. Вкладывают одинаковые деньги в рост, растут все одинаково — с темпом роста рынка. Кто станет лидером?

5. Тот не-дебил, кто первым возьмет заемные деньги (кредиты или инвестиции) и начнет эффективно вкладывать в своей рост, чтобы расти быстрее рынка. Тем самым, обгоняя всех остальных, кто живет «на свои».

6. Вывод. Инвестиции нужны тем стартапам с растущей выручкой, которые хотят не корову доить, а кучу денег заработать. А мы всегда придем на выручку. Особенно, если она есть, рынок растущий и основатели умнее других.

Кстати, если есть такие проекты, которые а) имеют растущую выручку, б) понятную юнит-экономику, в) понятные драйверы роста, г) работают на растущих перспективных рынках или успешно отбирают рынок у других конкурентов на большом рынке, д) хотят стать на этом рынке лидерами — отправьте заявку в United Investors с пометкой #растущаявыручка, а мы подумаем, чем мы можем вам помочь. Заявку отправлять здесь: https://unitedinvestors.ru
источник
Тёмная сторона
Мало ли, кто чего хочет

1. Многие стартаперы начинают рассказ о своем стартапе с фразы «люди хотят того-то». Практически всегда за таким вступлением идет откровенная телега, основанная на личных мнениях автора и щедро приправленная когнитивными искажениями, позволяющими трактовать любые факты как подтверждение собственных ощущений.

2. Давайте начинать свой стартап с фразы «люди делают вот это». Но это у них не получается или это слишком дорого, или слишком медленно, или слишком долго или возникают какие-то другие проблемы.

3. Люди хотят только то, что для них, на самом деле, неважно. То, что действительно важно, они начинают делать. Без вариантов и исключений.

4. Стартапы, основанные на «люди делают», имеют гораздо больше шансов не подохнуть от отсутствия потребности, чем те, которые основаны на «люди хотят». Отсутствие реальной потребности — самая распространенная причина смерти стартапа. А вовсе не отсутствие денег на его разработку и продвижение.
источник
2019 September 27
Тёмная сторона
Строчно в номер
Интересные новости за минувшие 24 часа одной строкой

1. Убыточные единороги в 2019 году подняли рекордные по сравнению со всеми предыдущими годами деньги при выходе на IPO
— И что? Хрен бы с ними, но, глядя на эту вакханалию, многие стартапы начинают думать, что главный критерий для поднятия инвестиций — быть убыточным
https://news.crunchbase.com/news/as-unprofitable-unicorns-raise-record-sums-wework-turns-to-private-investors/

2. Стартап Beyond Price поднял $42m инвестиций на сервис, позволяющий хостам AirBnB поддерживать оптимальный уровень цен на аренду своих квартир
— И что? Вот еще хорошее применение ИИ. То, что хосты и так делали сами, но это стало происходить быстрее и приносить им больше денег
https://techcrunch.com/2019/09/26/how-to-price-airbnbs/

3. Uber открыл инкубатор для создания новых продуктов
— И что? Вижу эту проблему в крупных компаниях — структура начинает эффективно обеспечивать взаимодействие руководителей и исполнителей по планам и бюджетам, а новые продукты теперь брать неоткуда.
https://techcrunch.com/2019/09/26/uber-incubator-launches-to-develop-new-products-and-services/
источник
Тёмная сторона
И мясорубка посередине

1. Часто в ответ на вопрос «чем ваш продукт лучше?» отвечают — «по соотношению цена/качество». Я не очень понимаю, что это значит.

2. Я понимаю, что такое «качество». Это значит, что у нас есть возможность ставить на наш продукт премиальную цену. Вот Эппл хорошо устроился — у него 10% рынка сотовых телефонов в штуках, 50% по выручке и 70% по прибыли. Если за качество не платят премию — значит, это не качество с точки зрения потребителя, а просто наши иллюзии.

3. Я понимаю, что такое «цена». Продаем говно, но по низкой цене. Или намеренно демпингуем, чтобы выжить с рынка конкурентов — если только у нас в запасе есть о-о-очень глубокий карман с деньгами.

4. А что такое «соотношение цена/качество»? Среднего качества товар по средней цене? Чем тогда мы собираемся отличиться от конкурентов? Ничем? Тогда добро пожаловать в сегмент средних товаров для среднего класса от средних производителей, где столпились все, у кого не хватает фантазии на большее. Там как раз и спрятана самая большая конкурентная мясорубка, выжимающая последние копейки из маржинальности.

5. Могу только повторить канонический пример виски Джонни Уокер, производители которого когда-то давным-давно вышли на рынок виски с двумя продуктами. Красная этикетка была дешевле среднего, черная — дороже. А среднего как раз и не было.

6. Хотите отличаться от конкурентов? Берите либо ценой, либо качеством. Третьего не дано.
источник
Тёмная сторона
Как понять, что ты работаешь над трудной и важной задачей?

1. Наткнулся на цитату: «Теперь, когда на работе я встречаюсь с ситуацией, в которой я не могу сделать всех довольными или довести то, что я делаю, до совершенства — я воспринимаю это как знак того, что я работаю над трудной и важной задачей».

2. Только не надо доводить до абсурда. Когда такое говорит умный человек — так оно обычно и есть. А дурак в любой ситуации не может сделать никого довольным или что-то совершенным.
источник
2019 September 28
Тёмная сторона
Строчно в номер
Интересные новости за минувшие 24 часа одной строкой

1. Как минимум 12 человек умерло в США из-за проблем с легкими после вейпинга
— И что? «Большинство пациентов получало картриджи из неформальных источников — от дилеров на улицах или в онлайне». Система сбыта вейпинга начинает быть похожей на наркотрафик.
https://techcrunch.com/2019/09/27/as-vape-lung-death-toll-mounts-cdc-investigators-warn-against-informal-thc-sources/

2. В США обсуждают возможность делистинга китайских компаний с американских бирж
— И что? А Пекин объявил о снятии ограничений на иностранные инвестиции на своих финансовых рынках
https://www.rbc.ru/economics/27/09/2019/5d8e329a9a7947910ab15b76

3. Стартап по аренде одежды Rent the Runway, поднявший $541m инвестиций, приостановил обслуживание новых клиентов из-за задержек с доставкой одежды
— И что? Представители компании объясняют проблемы «цифровой трансформацией». Лишнее напоминание о том, что логистика — это критичная часть любого бизнеса.
https://news.crunchbase.com/news/rent-the-runway-temporarily-stops-accepting-new-customers-after-distribution-issues/
источник
Тёмная сторона
Заголовки недели
1. Латентные стартаперы https://t.me/temno/2017
2. Бритва Парето https://t.me/temno/2018
3. Практическое определение лучшести https://t.me/temno/2020
4. Салат-бар, FoodTech и United Investors https://t.me/temno/2021
5. Р — реалистичность https://t.me/temno/2023
6. Сколько в голове останется? https://t.me/temno/2024
7. За-дол-ба-ли https://t.me/temno/2026
8. Мало ли, кто чего хочет https://t.me/temno/2027
9. И мясорубка посередине https://t.me/temno/2029
10. Как понять, что ты работаешь над трудной и важной задачей? https://t.me/temno/2030

Temnografika
Самая популярная картинка недели: https://www.instagram.com/p/B202uwpFyUZ/

Скоро
19–20 октября Школа инвестиций в FoodTech от United Investors, оффлайн и онлайн: https://school.unitedinvestors.ru
источник
2019 September 30
Тёмная сторона
Завтра во вторник я, как обычно, встречаюсь с новыми проектами

Встреча проходит в Москве в антикафе Checkpoint на Мясницкой с 14 часов. Живая очередь, разговор один на один, ухожу, как очередь заканчивается.

Нет вопросов, есть стартап для инвестиций? Отправляйте презентацию сюда: https://unitedinvestors.ru
источник
Тёмная сторона
Жизнь это покер, а не шахматы

1. Спросите себя: «Какое лучшее решение я принимал за этот год?», «А какое худшее?». Можно побиться об заклад, что у вашего «лучшего» решения был хороший результат, а у «плохого» — плохой. Люди часто путают качество принимаемого решения и полученный результат. Однако результат определяется двумя вещами: качеством принимаемого решения и удачей.

2. Жизнь похожа на покер, а не на шахматы. В шахматах все фигуры на доске. Они не могут магическим образом исчезать и появляться. Если вы проиграли – значит, вы не нашли вариант лучшего хода. Покер — это игра с неполной информацией. Вы можете принять хорошее просчитанное решение — но проиграть, потому что вы не знаете, какие карты появятся на столе и какие карты на руках у других игроков. Хороший игрок в покер, умеющий считать и наблюдать, все равно проиграет в 40% сдач за 8 часов игры.

3. Каждое наше решение — это ставка в покере, а не ход в шахматах. Мы можем быть уверены в качестве нашего решения, но не в том, какой результат мы получим. Ставки мы делаем не против других, а против других вариантов себя, которые мы не выбрали.

4. Считается, что чем человек умнее, тем меньше он поддается заблуждениям. Чужим — возможно. Но своим — легче. Чем мы умнее — тем легче нам найти логичное объяснение, подтверждающее правильность любого нашего решения, принятого из любых соображений.

5. Самый лучший метод выработки решений — это раскручивать ситуацию «от будущего». Представьте себе будущую статью в газете с заголовком «У них все получилось!». Что там будет написано? Какой результат получен? Что к этом привело? Что из этого я могу сделать прямо сейчас? А теперь представьте себе статью «Они провалились?». Что там будет написано? Чего не стоит сегодня делать?

По книге «Thinking in Bets: Making Smarter Decisions When You Don't Have All the Facts» by Duke, Annie

#перечитываяклассику из давно опубликованного на тёмной стороне
источник
Тёмная сторона
Вам нужна обратная связь или совет?

1. Был проведен опыт. 200 человек попросили отрецензировать письмо от кандидата на заполнение вакансии. Те, у кого просили рецензию в виде обратной связи — предпочитали давать расплывчатые комментарии в позитивном ключе. Те, у кого просили совет — чаще указывали на то, что было упущено, и давали более конкретные советы по улучшению. В другом опыте 194 человек попросили дать отзыв о работе их коллеги. И опять — те, у кого просили обратную связь, давали менее критичный и менее конкретный отзыв.  Еще в одном опыте 70 студентов попросили дать отзывы о работе их преподавателей. И результат опять оказался тот же самый.

2. В целом, те, у кого просили совета, указывали на 34% больше областей для улучшения и на 56% больше конкретных вариантов улучшения, чем те, у которых просили обратную связь.

3. Как правило, запрос на обратную связь сильно связан в головах у людей с процессом оценки. В результате, мы получаем две вещи: а) отзывы концентрируются на прошлой деятельности и сводятся к простой оценке результата и б) люди склонны делать такую оценку более мягкой, особенно для знакомых людей.

4. Запросы же на советы подразумевают меньшую концентрацию на прошлом, но больше на будущем. Прошлое изменить нельзя — а будущее можно. Поэтому люди стараются помочь в том, что можно изменить, а не оценивать то, что уже изменить нельзя.

5. Но есть нюанс. Начинающим лучше просить обратную связь, а не совет. Советы обычно более критичны и могут демотивировать. Обратная связь, как мы видели, больше тяготеет к мягким оценкам. Однако, если вы хоть и новичок, но крепки духом — просите совета, а не обратной связи.

Источник: https://hbr.org/2019/09/why-asking-for-advice-is-more-effective-than-asking-for-feedback
источник
2019 October 01
Тёмная сторона
Строчно в номер
Интересные новости за минувшие 24 часа одной строкой

1. Илон Маск заявил, что новое поколение его ракеты выйдет на орбиту в течение полугода и, возможно, сделает своей первый полет с экипажем в будущем году
— И что? Да офигеть просто.
https://techcrunch.com/2019/09/28/elon-musk-says-starship-should-reach-orbit-within-six-months-and-it-could-even-fly-with-a-crew-next-year/
https://techcrunch.com/2019/09/30/spacex-details-starship-and-super-heavy-in-new-website/

2. WeWork все-таки отложил свое IPO
— И что? Как они теперь выживут? Мало того, что они не поднимут денег на IPO, но к этому было привязано еще и открытие кредитной линии. А денег они жгут нещадно.
https://techcrunch.com/2019/09/30/wework-delays-ipo/

3. Hyundai организовал новое подразделение, которое будет заниматься коммерциализацией летающих машин
— И что? Когда ждать следующего такси-хайпа? На этот раз небесного.
https://techcrunch.com/2019/09/30/hyundai-is-getting-into-the-flying-car-business/
источник
Тёмная сторона
Избранное за сентябрь

1. Выложена сентябрьская подборка постов Тёмной стороны в виде электрокнижки: https://moreynis.ru/download/

2. Картинки можно смотреть только в Инстаграме: https://www.instagram.com/temnografika/
источник
Тёмная сторона
«С деньгами любой дурак сможет»

1. Нет, не любой.

2. Любой дурак выберет дурацкий рынок —  слишком маленький, а не слишком большой. Дурак сделает дурацкий продукт — нужный ему, а не другим. Дурак будет расти по-дурацки — растя призрачный рынок, а не отжирая жирный мясной пирог у главного конкурента.

3. На рынке капитала денег — даже в России — до хрена. Неужели вы думаете, что люди с деньгами радуются, глядя на постоянное понижение банковских ставок? Вот только кому бы умному их доверить?
источник
2019 October 02
Тёмная сторона
Строчно в номер
Интересные новости за минувшие 24 часа одной строкой

1. Платить налоги в России обяжут граждан, которые провели в стране 90 дней в году и имеют здесь дом, бизнес и личные контакты
— И что? Взамен предлагается установить ставку НДФЛ для нерезидентов на уровне 13%. Сейчас она составляет 30%.
https://www.rbc.ru/economics/01/10/2019/5d92269e9a79473b460293c4

2. Стартап Relativity Space поднял $140m инвестиций, чтобы печатать ракеты на 3D-принтере
— И что? Они утверждают, что это сократит путь от дизайна ракеты до ее запуска до двух лет.
https://techcrunch.com/2019/10/01/relativity-a-new-star-in-the-space-race-raises-160-million-for-its-3-d-printed-rockets/

3. Акции Uber и Lyft упали на 39% и 56% по сравнению с пиковой стоимостью, недавно вышедший на биржу Peloton упал пока только на 10%
— И что? Год давно ожидаемых больших IPO приносит пока только разочарования. Но вера в чудеса неистребима.
https://news.crunchbase.com/news/uber-and-lyft-stocks-hit-record-low/
источник