Сегодня хочу расссказать вам про книгу, которая в какой-то момент перевернула все мои представления и безопасности на дороге и проектировании улиц. Резензия от Алексея Антипова:
Тон Вандербальт решил собрать опыт и исследования разных городов, чтобы описать психологию поведения автомобилистов.
Книга выступает как набор научно популярных статей, перемешанных с историями из жизни, и отвечает на вопросы возникающие у каждого водителя, а заодно и пешехода. Почему соседняя полоса движется быстрее? Так ли полезна интеллектуальная система управления трафиком в городе? Почему мы так долго паркуемся? Снижает ли внимание избыток дорожных знаков? - это те немногие вопросы на которые Тим дает ответы ссылаясь на научные исследования и опыт разных городов, от Лос Анджелеса до деревушки в Голландии.
Пешеходам будет просто интересно понять что поведению водителей действительно есть объяснение. Активным гражданам будет интересно узнать практические аспекты поведения водителей, чтобы более осознано улучшать городскую среду и не жертвовать безопасностью.
Например возле школы или пешеходного перехода положили лежачего полицейского, чтобы машины снижали скорость. Кажется, что это самое простое, очевидное и работающее решение. Но проблема в том, что после проезда препятствия водитель захочет нагнать потерянное время и начнет резко ускоряться. То есть снижая скорость возле школы, мы тут же увеличиваем её после. Опытным путем исследователи выяснили, что расстояние между двумя лежачими полицейскими должно быть 90 метров. А в идеале сам профиль дороги должен застявлять водителя снижать скорость и повышать внимание.
Всего одна глава из книги уже способна привнести много нового в проектирование проездов в наших районах.
Переместимся в машину и посмотрим, что происходит с водителем. Он большую часть времени двигается на высоких скоростях, при которых сложно поддерживать визуальный контакт с людьми, да и сама машина превращается в личное пространство, которое защищает от посторонних. Такое ограничения рождают целый клубок взаимодействий с другими водителями, пешеходами и велосипедистами. Почему водители дорогих машин склонны чаще сигналить водителям более дешевых авто? Как водитель определяет в какую сторону поедет велосипедист на перекрестке?
На заданные вопросы накладываются культурные особенности, инженерные решения при проектировании дорог и желание водителя поскорее добраться поскорее домой.
Прочитав даже одну главу уже не так просто смотреть на дорожное движение прежними глазами. Так и хочется найти ключик во взаимодействии людей и машин на пешеходном переходе, или попытаться объяснить почему водитель решил ускориться, а потом резко притормозить.
Большинство экспериметов и историй показаны на примере США и стран Западной Европы, но автор по возможности и наличию исследований сравнивает опыт разных стран и старается прийти к среднему показателю.
Книга будет интересна всем участникам движения в городе, потому что все мы так или иначе пользуемся разными видами транспорта и взаимодействуем с пешеходами, водителями и велосипедистами.
Для урбанистов и транспортных специалистов отдельным бонусом выступают ссылки на различные исследования и эксперименты, в которых можно закопаться не на одну ночь.
------
Ссылка на книгу
https://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/paperbook/traffic/