Представитель Ватфора прокомментировал динамику взаимоотношений в треугольнике "Россия – Индия – Китай" для
статьи в SCMP.
Традиционно, публикуем авторскую версию комментария, т.к. в газетную заметку попала лишь малая часть.
Официальная позиция России, и ее в целом разделяет академическое и экспертное сообщество, заключается в том, что нам нужны хорошие отношения с обеими странами. Индия — давний партнер, и российская оборонная промышленность, очевидно, хотела бы остаться на индийском рынке, который становится все более и более конкурентным (Франция и США являются наиболее очевидными соперниками).
В то же время любые поставки оружия Индии будут рассматриваться с учетом сохранения регионального стратегического баланса. К слову, Россия также участвует в военно-техническом сотрудничестве с Пакистаном, что, в свою очередь, некоторыми в Индии рассматривается как нечто «неправильное». Но Россия является поборником многополярности и многовекторных отношений, так что это часть широкого и глубоко укоренившегося подхода: мы готовы к сотрудничеству, в том числе в военной сфере, с любым партнером, если это служит интересам национальной и глобальной безопасности.
Россия вряд ли поддержит Индо-Тихоокеанский "подход", поскольку он рассматривается как инструмент с единственной задачей — противодействовать Китаю. Россия верит в инклюзивные региональные организации и режимы сотрудничества, и в этом случае Азиатско-Тихоокеанский регион является более подходящим форматом.
Любой президент США будет следовать общему нарративу (и фактическим стратегическим документам) о том, что Китай и Россию следует "сдерживать", а обе державы являются "ревизионистскими" и "конкурентами". Таким образом, естественно, США подталкивают Москву и Пекин к более тесному сотрудничеству, в том числе в военной сфере и в сфере безопасности.
Полномасштабный альянс между Москвой и Пекином вряд ли возможен из-за очень разных вызовов, стоящих перед обеими странами в Европе и Азии. Но мы, вероятно, увидим все большую координацию на международной арене, и, что наиболее важно, обе страны будут воздерживаться от действий, которые могут привести к новым проблемам для любой из них.
"Россия – Индия – Китай" — это давний и рабочий формат. Главная цель встреч в таком формате — способствовать прямому общению и открытому обсуждению всех актуальных глобальных вопросов, в том числе некоторых вопросов двусторонних отношений. Однако, с учетом обстоятельств, восстановление экономики после COVID19 может стать главной темой следующей встречи (возможно, на полях G20). Кроме того, на осень также запланирован саммит постоянных членов Совета Безопасности ООН. В этом случае возможно, формат РИК будет использован в качестве возможности привлечения Индии к участию, если «пятерка» выступит с какими-то общими инициативами в области экономики, безопасности, а то и в сфере ядерного оружия.
Отношения в треугольнике Россия – Индия – Китай непростые, но в наши дни любой «треугольник» в мире — сложный случай. Эти страны являются крупными евразийскими державами с непревзойденным потенциалом в военной и гражданской областях, и все три страны обладают ядерным оружием. Важно поддерживать постоянную связь между Москвой, Дели и Пекином. Конечно, учитывая ряд разногласий между Китаем и Индией во многих областях, трудно ожидать каких-то прорывов или крупных совместных инициатив. Однако все три страны осознают ответственность за глобальное развитие и, вероятно, продолжат поиск согласованных решений для глобальных проблем.
#публикации
#стратдела