На улицах России давно идёт война — в день гибнет по 20-50 человек. Вчера вот, например,
было убито 42 человека. В год получается больше жертв, чем за всю советскую Афганскую войну. Да, я вновь про аварийность от автомобилей, но в этот раз не про дизайн, а данные и процесс принятия решений.
Сегодня решения в области безопасности движения чиновники, гаишники, проектировщики и политики чаще всего принимают на основе интуиции и бытового опыта. Ещё иногда помнят про отдельные пункты ГОСТов, но тут индивидуально — запомнить всю нормативку, помнить про противоречия и отслеживать постоянные изменения просто нереально.
Результат такой работы — заборчики, яркие знаки и прочие перлы последних лет, а вот снижение смертности незначительные и это скорее заслуга производителей машин.
Работа с данными могла бы помочь уйти от субъективных решений к объективным и системным. Та же
карта ДТП помогает определять проблемные места, видеть закономерности и требовать от города нормальных улиц. Например, любой житель может посмотреть аварийность на улице у дома до и после реконструкции (как правило,
после жертв больше). Хотя ей также активно пользуются проектировщики и активисты.
Вот только у данных есть одно слабое звено — это ГИБДД. Они должны публиковать данные, которые потом подсасывают разные сервисы и используют аналитики. Помимо
кривых координат и малого числа параметров, появилась и другая проблема:
МВД тупо не выкладывает данные по аварийности с июня.
По одной версии, у ведомства проблемы с серверами. Но есть и другая версия: нет статистики — нет головной боли у начальства. МВД уже
провалило заложенные в национальные цели показатели, в итоге программу пришлось подгонять под полицейских и даже
менять методологию подсчёта аварий.
С учётом полного отсутствия сроков восстановления сервиса и «работы» с независимыми СМИ, мне вторая версия кажется вполне правдивой.