Вот тут опять всякие люди используют телеграмм не для того, чтобы постить картинки с котиками, а для того, чтобы писать простыни о судьбах русской нации. И я вот чего в связи с этим подумал: у нас априори предполагается, что формирование национального самосознания есть задача некой прослойки интеллектуалов или как у нас говорят "интеллигенции", которая занимается чем-то таким в порыве обострившегося романтизма. И это норма. Если вспомнить Гроха, то для Восточной Европы такая ситуация как бы стандартна (ну в Чехии так было и т.д.). Но вот у Андерсона есть занятная мысль о том, что, мол, когда лямку нациестроительства тянет интеллигенция - это ситуация специфическая, характерная для эээ стран-колоний.
В странах нормальных, вроде США и Британии, у истоков нации стояли крупные землевладельцы, буржуазия и т.д. Они же - публичные интеллектуалы своего времени. А что такое интеллигент? Это образованный обслуживающий персонал, у которого нет ничего за душой. Таких метрополии выращивали в колониях для нужд местной бюрократии. Для туземцев такой интеллигент есть предатель родных тамтамов и духовных традиций (читать умеет, руки моет), а для метрополии - все равно нигер (с соответствующим карьерным потолком). Куда ж ему в итоге податься? Только в романтическое нациестроительство (вычитанное в книжках на языке метрополии).
В нынешней России, как видим, нет никаких независимых групп экономических интересов, которые были бы заинтересованы в нациестроительстве, создании публичных политических институтов. А разглагольствует про национальное все та же интеллигенция. Наемные работники, безработные и, как говорит Пряников, прекариат. В худшем случае городские сумасшедшие (Галковский), в лучшем - живущие на деньги мутных спонсоров журналисты и академические хуеплеты, ждущие 13-ую зарплату в государственной бухгалтерии. Даже не говоря о том, что добрая половина этой публики по щелчку пальцев примется обслуживать "нового Уварова" за мелкий прайс, оставшиеся ведь тоже не могут предложить ничего, кроме романтической чепухи, просто в силу происхождения. В такой ситуации очень наивно ожидать, что русский национализм может быть хоть как-то умнее и адекватнее украинского.