Size: a a a

Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ

2020 March 05
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Решение Московского УФАС России от 03 февраля 2020 г. № 077/07/00-18189/2019 (закупка № 31908502684) (ЗАКОН № 223-ФЗ)

Заявка заявителя содержала декларацию принадлежности к субъектам МСП, оформленную в произвольной форме.

При этом комиссией УФАС установлено, что заявка содержала сведения об ИНН заявителя. В этой связи представляется возможным сделать вывод, что установить факт принадлежности ИП <...> к субъектам МСП возможно из открытых источников сети «Интернет», путем ввода на сайте налогового органа ИНН участника.

Комиссия УФАС также отмечает, что сам факт подачи заявки на участие в конкурентной процедуре, проводимой среди субъектов МСП, возможно расценить декларацией о принадлежности к субъектам МСП, а отклонение участника по соответствующему основанию допустимо только в случае действительного установления несоответствия спорному требованию, обратное будет свидетельствовать о формальном подходе заказчика к рассмотрению заявок. #223фз #МСП
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Решение Московского УФАС России от 27 февраля 2020 г. № 077/07/00-18768/2019 (закупка № 31908521460) (ЗАКОН № 223-ФЗ)

При рассмотрении жалоб на действия электронных площадок ГИС «Независимый регистратор» обеспечивает видеофиксацию всех действий участников закупок при проведении электронных закупок в рамках Законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.

ГИС «Независимый регистратор» фиксирует доступность электронных площадок, наличие Интернет-соединения и настройку рабочего места пользователя. Данные видеофиксации ГИС «Независимый регистратор» участники закупок могут использовать для защиты своих прав и законных интересов, представив в антимонопольный орган для подтверждения наличия или отсутствия технических неполадок в работоспособности электронной площадки.

Скриншоты и видеозапись, представленные заявителем, не могут быть признаны надлежащими доказательствами по делу. Видеозапись изготовлена заявителем без применения ГИС «Независимый регистратор».

Таким образом, скриншоты и видеозапись не могут быть признаны надлежащими доказательствами, поскольку созданы без составления протокола осмотра сайта, изготовленного нотариусом в установленном порядке. #223фз #обжалование
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Решение Чувашского УФАС России от 6 февраля 2020 г. № НВ/791/20 (закупка № 0115200001120000001)

Техническим заданием установлено, что на момент заключения контракта исполнитель предоставляет смету расходов с учетом расходов на медицинское освидетельствование, учебный план по программе обучения, копию действующей лицензии на право осуществления образовательной деятельности по программам профессионального обучения и дополнительного профессионального образования с приложениями, заверенную надлежащим образом.

Согласно пояснениям заказчика, смета представляет собой расчет, в котором детально указываются виды услуг, их объем, стоимость предоставляемых услуг. Составление сметы защищает в первую очередь интересы заказчика, поскольку смета позволяет детально зафиксировать стоимость как всей услуги, так и ее отдельных этапов, получить представление о составе цены, о наименовании, количестве и стоимости предоставляемых услуг.

Комиссия УФАС отмечает, что № 44-ФЗ не содержит ограничений по требованию у контрагента сметы расходов. #ТЗ #условияконтракта
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Выложенные сегодня на канале судебная и административная практика взяты из мартовского номера журнала "Вестник Института госзакупок" - http://bit.ly/2TxWPRO
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
УСН и НДС в закупках. Решения

👉 Если победитель закупки находится на УСН, а сметная стоимость и начальная (максимальная) цена контракта определена с учетом суммы НДС, то в целях оплаты выполненных работ по цене победителя закупки (цене контракта), без уменьшения на сумму НДС, и при этом без выделения НДС, следует определить:

✍🏼 «Расчеты за выполненные работы производятся без уменьшения стоимости выполненных работ на сумму НДС, которая выделяется в Актах выполненных работ пропорционально цене контракта, в качестве дополнительно оплачиваемой части цены контракта, взамен сумм НДС. Указанная часть цены контракта предназначена для компенсации исполнителю работ (подрядчику) за приобретаемые им в целях исполнения контракта товары, работы и услуги, а также является дополнительной прибылью исполнителя работ (подрядчика)».

✔️ Таким образом, мы заменяем одно понятие «НДС» на другое новое, но равноценное понятие - «Сумма, уплачиваемая взамен НДС».
Данная сумма перестает быть собственно "НДС" в налоговом понимании, а становится просто частью цены контракта. #НДС #УСН #стройка

Автор: Президент Союза инженеров-сметчиков П.В. Горячкин
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Кабмин добавил Банк ДОМ.РФ в перечень банков для участия в госзакупках

ДОМ.РФ в перечень банков для участия в госзакупках

5 марта. /ТАСС/. Правительство РФ включило Банк ДОМ.РФ в перечень банков, которые отобраны для работы в системе государственных закупок. Соответствующее распоряжение Правительства РФ от 04.03.2020 № 509-р опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации.

"Дополнить перечень банков, на специальные счета которых вносятся предназначенные для обеспечения заявок денежные средства участников открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона, а также денежные средства участников закрытых электронных процедур, пунктом 26 следующего содержания: акционерное общество "Банк ДОМ.РФ", - говорится в документе.

Перечень банков, в которых участники закупок могут открывать специальные счета для внесения средств по обеспечению заявок на участие в закупках, был утвержден распоряжением Правительством РФ от 13.07.2018 № 1451-р. В него также входят: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, Альфа-банк, Московский кредитный банк, "ФК Открытие", Райффайзенбанк, Росбанк, Всероссийский банк развития регионов, Промсвязьбанк, банк "Россия", банк "Санкт-Петербург", Совкомбанк, Российский национальный коммерческий банк, ОТП Банк, Юникредит банк, Тинькофф банк, "Возрождение", "АК Барс", СМП-банк и другие.

Банк ДОМ.РФ - ипотечно-строительный банк, который входит в группу финансового института развития ДОМ.РФ и является уполномоченным банком в сфере жилищного строительства. На конец 2019 года портфель ипотечных кредитов банка составил порядка 120 млрд руб. Кредитная организация входит в тройку лидеров по объемам проектного финансирования застройщиков.
источник
2020 March 06
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
О ГОСТах на офисную бумагу

Действие ГОСТ Р 58106-2018 "Бумага для офисной техники. Технические условия" приостановлено Приказом Росстандарта от 05.02.2020 № 31-ст, кроме договорных правоотношений, возникших до вступления в силу настоящего приказа. Будьте внимательны при составлении технического задания на закупку бумаги для печатающих и копирующих устройств.

Действующий на данный момент «бумажный» ГОСТ один: ГОСТ Р 57641-2017 «Бумага ксерографическая для офисной техники. Общие технические условия». #ГОСТ
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Заказчик вправе требовать, чтобы лицензия участника закупки распространялась на конкретную территорию

При закупке услуг по дезинфекции заказчик установил в документации требование о наличии соответствующей лицензии. Местом осуществления лицензируемой деятельности должен был быть населенный пункт, в котором находится объект заказчика.

УФАС и суды трех инстанций признали законность такого требования. #консультантплюс

Источник: Постановление АС Дальневосточного округа от 06.12.2019 по делу №А73-11273/2019
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
В инструкции по заполнению заявки нельзя приводить открытый перечень недопустимых выражений

В инструкции заказчик указал, какие слова и словосочетания участники не должны использовать при описании конкретных значений показателей. Перечень этих слов и словосочетаний не был исчерпывающим (включал "и т.п.").

Суды поддержали УФАС, которое усмотрело в такой формулировке нарушение. #документация #консультантплюс

Источник: Постановление АС Северо-Западного округа от 10.12.2019 по делу №А56-66552/2018
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Переносить ли аукцион на рабочий день, если документация содержит проектную документацию

Минфин разъяснил: если дата аукциона, документация которого содержит проектную документацию, приходится на нерабочий день, переносить ее на следующий рабочий день не нужно. При такой закупке не рассматриваются первые части заявок. Соответственно, аукцион пройдет через четыре часа после окончания срока подачи заявок, даже если этот момент выпадает на нерабочий день.

Отметим, что устанавливать срок окончания подачи заявок на нерабочий день рискованно. Контрольный орган и суды могут признать это фактическим сокращением срока подачи заявок и ограничением конкуренции. #консультантплюс

Документ:  Письмо Минфина от 10.06.2019 N 24-06-06/42421
источник
2020 March 07
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Проект контракта в ЕИС по 44-ФЗ: изменения 2020 года

С июля по декабрь 2019 было принято много изменений в законодательстве о контрактной системе. Помимо прочего они затронули проект контракта. С начала 2020 года заказчику следует переработать проект контракта по многим разделам. Если он этого не сделает, то может быть наказан проверяющими, либо кто-нибудь из участников подаст жалобу. Рассмотрим основные изменения в формате: что было и как изменилось.

📍Обеспечение исполнения контракта

Исполнение контракта можно обеспечить деньгами либо банковской гарантией. Способ обеспечения менять в ходе исполнения контракта было нельзя. Теперь закон позволяет сменить способ обеспечения контракта и предоставить заказчику новый взамен предыдущего. При замене надо учесть размер выполненных обязательств. Еще у поставщика появилась возможность обеспечивать разные этапы контракта разным видом обеспечения, например, один этап денежными средствами, а остальные банковской гарантией. При этом банковские гарантии на разные этапы контракта могут быть выданы различными банками.

📍Обеспечение гарантийных обязательств

Для заказчика предусмотрели еще одну возможность подстраховки. Это обеспечение гарантийных обязательств по контракту. Ранее устанавливать такое обеспечение было нельзя, оно не применялось. Теперь вы можете устанавливать обеспечение гарантийных обязательств в пределах до 10% НМЦК. Размер устанавливается по усмотрению заказчика. Обеспечение гарантийных обязательств может предоставляться в виде денежных средств либо банковской гарантии. Все требования такие же, как и к обеспечению исполнения контракта. Срок возврата заказчиком обеспечения составляет 30 дней, для СМП 15 дней.

📍Обеспечение исполнения для СМП

Для субъектов малого и среднего предпринимательства облегчили жизнь. Ранее СМП предоставляли обеспечение, как и все остальные. Теперь вместо обеспечения исполнения они могут предоставить три исполненных контракта без штрафов за последние три года. Сумма таких контрактов должна быть равна или больше НМЦК закупки. Если же они предоставляют обеспечение, то заказчик вернет средства в течение 15 дней.

Обратите внимание, что для субъектов малого и среднего предпринимательства теперь размер обеспечения исполнения рассчитывается от цены заключенного контракта, а не от НМЦК, как это было ранее. Если вами не будет учтено данное требование в проекте контракта, вы обяжете победителя прислать сумму больше, чем необходимо. Естественно он будет не доволен, никто не хочет переплачивать, и быстро выявит данный недостаток. Если это выяснится на момент заключения контракта, то сделка может быть сорвана.

📍Аванс по контракту

Если в условиях оплаты заказчик предусматривает авансирование и контрактом предусмотрены этапы, с авансом поступают так. Он предусматривается для каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены этапа. Помните о том, что если в ходе закупки был демпинг, то выплата аванса запрещена. Размер обеспечения исполнения всегда равен авансу, который вы установили. Если аванс больше 30%, то и обеспечение увеличивается до размера аванса.

📍Штрафы и пени

С августа 2019 года изменились штрафы и пени в контракте. Поменялся расчет штрафов для СМП. Ранее для СМП вы устанавливали штрафы как для всех. Теперь штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком своих обязательств при закупке у СМП устанавливаются в размере 1% цены контракта или его этапа, но не менее 1 тыс. руб. и не более 5 тыс. руб. #ликбез #заказчикам #поставщикам #условияконтракта

Источник: ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ
источник
2020 March 10
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Особая оговорка в инструкции по заполнению заявки может помочь избежать претензий

Одно из частых нарушений при описании объекта закупки заключается в том, что заказчик полностью копирует в техническое задание показатели ГОСТов. Среди них могут быть такие показатели, которые становятся известны только при испытании определенной партии товара.

Для подстраховки оговорите в инструкции по заполнению заявки, как поступить участнику, если он встретил в описании неизвестные ему показатели, предусмотренные ГОСТами.

Примерная формулировка положения инструкции:

Если в описании объекта закупки установлены требования к химическому составу и (или) компонентам товара и (или) показателям технологии производства, испытаний товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, к условиям хранения товара, то участник закупки указывает значения показателей в неизменном виде в сопровождении соответствующих слов, терминов и знаков. Если у участника закупки есть возможность предоставить конкретное значение показателя, установленного заказчиком (товар имеется в наличии, по запросу в адрес производителя), то представленные сведения должны соответствовать ГОСТ на данные товары (в случае если качество товара регламентируется ГОСТ и заказчиком установлено требование о соответствии товара такому ГОСТ). #ТЗ #консультантплюс

Источник: Постановление АС Северо-Кавказского округа от 11.12.2019 по делу №А53-10256/2019
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Заказчик обязан возместить расходы на банковскую гарантию, если контрольный орган аннулировал закупку

Победитель аукциона направил заказчику подписанный контракт и банковскую гарантию. Однако из-за жалобы другого участника заключение контракта сорвалось. Победитель потребовал от заказчика, по вине которого торги были отменены, возместить 180 тыс. руб., уплаченных за гарантию.

Суды двух инстанций отказали в иске, но с ними не согласился суд округа. Он направил дело на новое рассмотрение.

Суд округа указал: оплачивая гарантию, победитель закупки не шел на предпринимательский риск, он исполнял требования закона. Поскольку из-за действий заказчика контракт не был заключен, расходы на гарантию являются убытками победителя. #БГ #консультантплюс

Источник: Постановление АС Северо-Западного округа от 24.12.2019 по делу № А56-6838/201956-6838/2019
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Банк обязан вернуть деньги за некорректно составленную гарантию, выданную в обеспечение исполнения контракта

Для заключения госконтракта компания оформила договор о предоставлении банковской гарантии. За выдачу гарантии компания заплатила почти 3 млн. руб.

Заказчик отказался заключать контракт с компанией, поскольку банковская гарантия не соответствовала требованиям законодательства.

Суды отметили: риск несоответствия условий гарантии требованиям закона несет именно банк как профессиональный участник рынка финансовых услуг. Требование компании вернуть деньги, уплаченные за гарантию, было удовлетворено. #БГ #консультантплюс

Источник: Постановление АС Московского округа от 19.12.2019 по делу №А40-60455/2019
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Суды не признали договор недействительным из-за превышения лимита для малых госзакупок

Заказчик провел малую закупку на оказание услуг. Сумма сделки не превышала установленный для нее лимит.

Однако фактически в течение срока действия договора подрядчик оказал услуги на большую сумму.

Заказчик просил признать сделку недействительной и взыскать сумму неосновательного обогащения. По его мнению, закупка не соответствует, в частности, Закону № 44-ФЗ. Заказчик также пояснил: закупка услуг сверх лимита не была запланирована, деньги в бюджете не предусмотрены.

Суды отказали заказчику по следующим основаниям:

▪️сумма по договору не превышала лимит малой закупки на момент его заключения, поэтому подрядчик не мог знать о нарушении Закона № 44-ФЗ;
▪️заказчик должен был сам проконтролировать, чтобы сумма фактически оказанных услуг не превысила цену договора;
▪️исполнитель добросовестно продолжал оказывать услуги после превышения цены договора, а заказчик — их потреблять.

Верховный суд не стал пересматривать дело. #ЗМО #консультантплюс

Определение Верховного Суда РФ от 14.02.2020 № 309-ЭС20-802 по делу № А60-9679/201960-9679/2019
источник
2020 March 11
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
В госзакупках необходимо создание ресурса для проверки поставщика

Число активных участников закупок снизилось с 2016 года в 2,1 раз, но среднее число участников на один лот из года в год остается на том же уровне – примерно 1,2-1,4, сообщил эксперт Аналитического центра при Правительстве РФ Павел Тихомиров на совещании в Совете Федерации по вопросу совершенствования закона 223-ФЗ. При этом количество жалоб в ФАС по 223-ФЗ стремительно растет: за первое полугодие 2019 года было подано столько же жалоб, сколько за весь 2018 год.

«Возможно, это говорит о том, что новые участники в закупки по 223-ФЗ не заходят, но при  этом у заказчиков формируются устойчивые группы поставщиков и подрядчиков, что создает почву для коррупционных проявлений и картельных сговоров», - заявил Тихомиров. Новым участникам сложно разбираться в особенностях выдумываемых разными заказчиками процедур закупок, у них высоки риски проигрыша при подаче заявок новому заказчику, что снижает их активность в расширении рынков и отраслей сбыта.

Заказчики тоже испытывают трудности при обязательных проверках всех участников, подавших заявки. И если они одновременно подают заявки на несколько разных процедур, заказчик по каждой из них обязан проводить отдельную проверку. А таких участников у заказчика могут быть сотни, а у крупных и тысячи. Это огромные, но бесполезно потраченные деньги.

В прошлом году на выставке «Госзаказ 2019» Росатом озвучил предложение по созданию единого ресурса, где хранились бы в единых форматах все данные о поставщиках из разных госсистем и из иных корпоративных источников, рассказал Тихомиров. По его мнению, это облегчило бы поиск и повысило достоверность информации о поставщике, сократило бы трудозатраты заказчиков и участников.

Более того, на основании единой базы данных было бы легче оценивать риски вступления в договорные отношения с контрагентами. Для добросовестных и квалифицированных, а также для вновь создаваемых предприятий и организаций это способствовало бы повышению возможностей получения заказов, а недобросовестных с помощью такой системы было бы легче выявлять.

Однако на федеральном уровне пока таких намерений нет, констатировал Тихомиров. Поэтому рассматривалась возможность создания подобной системы в дополнение к ЕИС силами самих потребителей этой информации – компаниями с госучастием. Это реальный путь к унификации и стандартизации сведений о поставщике, снижению рисков и трудозатрат заказчиков, считает эксперт. Он привел примеры подобных систем.

Так, страховые компании создали Союз автостраховщиков, который собирает со всех членов в единую базу данные о страховых случаях, на основании которых рассчитывается коэффициент риска при продаже полисов ОСАГО. В банковской сфере для каждого заемщика есть своя кредитная история, которую каждый банк при выдаче кредитов может посмотреть.

Очевидно, что нужно создавать подобный ресурс для объединения сведений о поставщиках в сфере корпоративных закупок. И создавать его нужно сейчас, сообща, силами заинтересованных заказчиков, не дожидаясь выделения бюджетных средств на развитие ЕИС. Тихомиров предложил проработать вопрос учреждения некоммерческого объединения на условиях членства компаний с госучастием и госкорпораций, работающих по 223-ФЗ, в целях создания в дополнение к ЕИС межотраслевой объединенной информационной системы по сбору, обобщению и анализу данных о поставщиках и их продукции, интегрированной со всеми государственными информационными ресурсами. При этом сведения из такой системы должны быть достаточными для полной и быстрой проверки поставщика.

«Для этого потребуются изменения в закон в части возможности учета при проверке поставщика данных из указанной системы», - завершил выступление Тихомиров.
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Если расценки в смете заказчика оказались завышенными, сумму завышения могут взыскать с подрядчика

Контрольный орган проверил закупку и установил, что НМЦК на выполнение текущего ремонта была завышена за счет неправильных расценок в локальной смете. Сумма завышения составила около 300 тыс. руб.

На основании материалов проверки заказчик потребовал от подрядчика возместить указанную сумму. Суды поддержали заказчика:

- условие о стоимости работ, определенной по завышенным расценкам, ничтожно;

- контракт предусматривал условие, по которому подрядчик обязан вернуть средства, излишне уплаченные заказчиком, если будет выявлено завышение стоимости выполненных работ.

При таких обстоятельствах подрядчику не помогли ссылки на то, что цена контракта является твердой и стоимость работ не может изменяться после их выполнения. #НМЦК #стройка #консультантплюс

Источник: Постановление АС Поволожского округа от 18.12.2019 по делу № А55-37295/2018
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Выполнение подрядчиком допработ не спасет заказчика от ответственности за приемку заниженных объемов

Казначейство потребовало от учреждения возместить в бюджет около 350 тыс. руб. Нарушения на эту сумму были выявлены при проверке исполнения контракта на капремонт здания.

Нарушения сводились к тому, что из-за ошибок в проектно-сметной документации и изменения заказчиком ряда технических решений работы были произведены в меньшем объеме и в ином составе, чем было предусмотрено контрактом и актами выполненных работ.

Ввиду образовавшейся экономии заказчик поручил подрядчику выполнить дополнительные работы, не указанные в контракте. Однако этот факт не помог избежать ответственности. Суды трех инстанций поддержали проверяющих. #контроль #стройка #консультантплюс

Источник: Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 25.12.2019 по делу № А74-19482/2018
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Суды: когда заказчику придется оплатить услуги, оказанные после окончания срока госконтракта

Срок действия контракта на услуги связи истек, однако исполнитель продолжал их оказывать. Он потребовал оплатить задолженность. Заказчик этого не сделал. Он пояснил: исполнитель знал, что контракт был ограничен сроком. Оснований для оплаты фактически оказанных услуг без контракта нет.

Суды поддержали исполнителя:

▪️заказчик является органом госвласти. В силу специфики правоотношений исполнитель не имел права прекращать оказывать услуги связи в отношении такого заказчика;
▪️отказ исполнителя от оказания таких услуг, в том числе при истечении срока действия контракта, должен быть письменно согласован с заказчиком. В данном случае согласия заказчика не было. #оплатаконтракта #консультантплюс

Документ: Постановление АС Дальневосточного округа от 18.02.2020 по делу N А37-289/2019
источник